Для многих педагогов капиталистических стран характерен фактический уход от решения проблемы - предупреждения второгодничества и неуспеваемости. Достигается это путем перевода учащихся из одного класса в другой, без учета их успеваемости или путем введения системы так называемых потоков ABC (особенно в Англии). Она предполагает, что учащиеся, которые должны были бы обучаться в одном и том же классе, делятся на 3 потока A, B и C, которые работают по сильно упрощающимся программам. При такой системе неуспевающий школьник не оставляется на второй год, а переводится в следующий класс, но уже в более низкий по уровню программы поток. В случае неуспеваемости и в следующем учебном году ученик вновь переводится в следующий класс, но уже в ещё более низки по уровню программных требований поток. Таким образом учащиеся, оканчивая школу, получают практически совершенно различное образование, так как уровень полученных ими знаний крайне низок.
Так создается стройная на первый взгляд система учета возможностей школьников в учении, обеспечивается полная успеваемость, а фактически ни одна из проблем не решается, так как учителя при такой системе демобилизуются - не ищут средств индивидуального подхода к развитию возможностей школьников.
Такая педологическая система особенно тяжко отражается на учащихся из семей, испытывающих материальные затруднения, то есть из трудящейся части населения страны, утверждает социальное неравенство в образовании, маскируемое «научно объективным» анализом одаренности школьников с помощью системы многообразных тестов.
И такая ситуация не случайна.
В России с помощью системы тестирования ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и цифровизации образования под прикрытием внедрения индивидуальных траекторий обучения вполне вероятно внедрение педологического "человеководства", самовоспроизводящегося из поколения в поколение.
Чувствуя это, у людей думающих появляются правильные вопросы: «Действительно у каждого человека есть свой данный потенциал, конечно важно, чтобы любой данный потенциал максимально был раскрыт … Какой подход верен, для успешного максимального раскрытия потенциала каждого ребёнка? Этот процесс идёт через отсев и разные программы обучения или методики, которые всех позволяют включить в этот процесс?»
Поразмышляем. Что было бы, если бы мы в школе исполнили «заветную мечту» педологов и вслед за Англией каждый год пытались бы перераспределять учеников по новым классам:
- каждый год всех «с высоким потенциалом» учеников переводили бы в класс «А»,
- «середняков» в класс «Б»,
- «слабеньких» в класс «В»,
- а «безнадежных» в класс «Г».
Но чего бы этим добились? Кому и чем пришлось бы этот потенциал у детей безошибочно измерять? На основании какой науки? Способны ли тесты это показать? Чем отличались бы формы и содержание образования для этих классов?
Ответы можно найти, обратившись к истории становления советского образования в период до реального правления Сталина.
https://dzen.ru/a/ZiQcfueuLzUoGGBq :
"Блонский считал, что у каждого ребенка своя индивидуальная формула развития и "педологический" возраст, который влёгкую может сильно расходиться с биологическим.
По Блонскому выделялось три группы детей:
- ускоренного,
- среднего
- и медленного развития.
Это было нужно для распределения детей по способностям. На базе таких тестов составлялись характеристики детей и рекомендации по комплектовании классов, выбору режима обучения. Отстающих распределяли в специальные, вспомогательные классы."
И последствия не заставили себя долго ждать.
«Подобная практика приводила к зачислению нормальных детей в категорию «дефективных» и направлению их в специальные и вспомогательные заведения. Эти якобы научные «обследования», проводимые среди большого количества учащихся и их родителей, направлялись против неуспевающих или не укладывающихся в рамки школьного режима учеников и имели своей целью доказать, якобы с «научной» точки зрения наследственную и социальную обусловленность неуспеваемости ученика или отдельных дефектов его поведения, найти максимум отрицательных влияний и патологических извращений самого школьника, его семьи, родных, предков, общественной среды и тем самым найти повод для удаления школьников из нормального школьного коллектива.
Главный «закон» педологии — «закон» фаталистической обусловленности судьбы детей влиянием наследственности и какой-то неизменной среды. Педология ставит задачу доказать особую одаренность, особые права на существование эксплуататорских классов, «высших рас» и с другой стороны — физическую и духовную обреченность трудящихся классов и «низших рас».
В результате деятельности педологов под руководством Крупской и Луначарского всё больше и больше детей в «до Сталинском» СССР зачислялось в категории умственно отсталых, дефективных и «трудных», которые удалялись из нормальной школы в «специальные» школы и классы для детей «трудных», умственно отсталых, психо-невротиков и т. д. Наркомпросом РСФСР было создано большое количество «специальных» школ различных наименований, где громадное большинство учащихся представляло вполне нормальных детей, подлежащих обратному переводу в нормальные школы.»
В 1936 году Сталин пресёк разрушение образование педологами (см. нашу статью об этом).
После убийства Сталина педологи пытаются взять реванш.
Генеральный секретарь Никита Сергеевич Хрущёв однажды съездил в Америку. Оттуда привёз две вещи: кукурузу, которую стали сажать всюду, и подход к системе образования. В Соединённых Штатах, как и во многих европейских странах организована система дифференциации детей. С самого начала детей делят на 3 группы (A,B,C). Перейти из одной группы в другую (в сторону повышения) очень сложно. Так что, как ребёнок зачислен в последнюю группу С, то так всю жизнь там и сидит, не развивается, будучи «осужденным» быть неразвитым до конца жизни.
И если где-нибудь родится очередной Михайло Ломоносов, то вряд ли он куда-нибудь пробьётся.
В "просвещённом" Западе педология, являющаяся псевдонаучным обоснованием толпо-"элитарного" образования, расцвела буйным цветом, взращивая в отдельных детях принцип жизни, убеждение «элитария» - "я лучше тех, кто ниже меня в иерархии", которое формируется в процессе обучения, а затем держится в его голове всю оставшуюся жизнь.
И если на Западе это делается по оглашению, то в российских школах частично реализуется по умолчанию.
Например, во многих школах к классам «А» имеется особое, трепетное отношение. В одной из школ вообще отдельные раздевалки были только для классов «А». Автор статьи неоднократно встречался с тем, что на городские олимпиады, в основном, отправляли детей именно из этих классов.
Почему так? Делалось ли это по их высокому природному потенциалу? Нет. Делали это по иерархическому статусу педагога в школе (часто определяемому лояльностью или приближенностью к конкретному школьному руководителю, не обязательно в этой школе) и денежному потенциалу родителей учеников.
Но это только начало. Есть все основания полагать, что английский педологический подход пытаются полноценно реализовать в Российской массовой школе под благовидными понятиями «индивидуальная траектория обучения» и «дифференциация обучения», которые имеющимся кадровым учительским составом не осуществить – не примут. А вот под маской цифровизации реализовать возможно.
Поэтому-то и идёт искоренение живого учителя в массовой школе, активно идёт с виду бездумная, а на самом деле вполне обдуманная цифровизация педагогической деятельности, строится система отбора одаренных детей, разрешено создавать частные "элитарные" школы, "элитаризировать" гимназии и лицеи в городе или отдельные классы в школе.
Всё это укрепляло и укрепляет социальную дискриминацию.
В наши дни педологическая дифференциация детей в США становится ещё жёстче.
https://t.me/narasputyeru/3365
«Мы говорим “цифровая экономика”, а подразумеваем экономику услуг для бедняков, которые не могут позволить себе офлайн-услуги врачей, учителей, покупки в магазинах в центре города (куда надо добраться и оплатить парковку). В то время как состоятельные люди позволяют себе личных учителей и поваров, бедные заказывают услуги Coursera, доставку еды через смартфон и прочее», - констатировала ещё в 2019 году New York Times.
Известно, что дети технологической элиты учатся в традиционных школах и тщательно ограждаются от гаджетов. Глава Microsoft Билл Гейтс запретил своим детям пользоваться смартфоном до 15 лет, а дети основателя Twitter Эвана Уильямса используют планшет и смартфон не более чем один час в день. В школе в городе Лос-Альтос, где учатся дети большинства топ-менеджеров Силиконовой долины, в младших классах гаджеты запрещены, а в старших работа с ними сведена к минимуму.
В России культура цифровизации преподносится как передовое достижение цивилизации и железной рукой правительственных чиновников насаждается кругом, начиная со школы. Дорогих россиян уже приучили к тому, что без смартфона они не могут сделать ни шага.
Они уже живут практически в новом дивном мире. Молодые мамы пихают его младенцам, чтобы те, глядя в экран, не кричали и не приставали к ним со всякими глупостями.
В метро, пассажиры дружно утыкаются в смартфоны. Каждый день доносятся радостные новости про рост покупок на маркетплейсах. Дети учатся в оцифрованных школах, где половина обучения идёт онлайн. Диагнозы пациентам ставит искусственный интеллект, а лечить их предлагается максимально дистанционно.
Никому даже в голову не приходит, что те люди, которые всё это любезно дорогим россиянам предоставляют, сами отовариваются не на маркетплейсах, а в дорогих живых магазинах, часто созданных специально для них. Пользуются услугами живых, дорогих и качественных врачей. И детей учат в школах с качественными учителями,. Они-то точно знают, что потребление цифровых услуг - это признак не продвинутости, а бедности.»
Появляется логичный вопрос – кто является реальным заказчиком такого образования?
Владимир Боглаев, директор Череповецкого литейно-механического завода пытается найти ответ, при этом ясно понимая, что образование является полем настоящей битвы.
https://vk.com/video-218029393_456239169
Только это не битва между государственной системой, бизнесом и родителями, как считает он.
Главный заказчик образования - это идеологическая власть (на сегодня пока либеральная), обслуживающая Власть концептуальную (либо жреческую, либо знахарскую), ведь образование — это не просто педагогика, это идеология будущего. А будущее всегда концептуально определено.
Видимо, не зная о 5 видах власти, Боглаев, заперт в своих суждениях в границах знахарской пирамидальной концепции общества, под которую "заточено" школьное образование, поэтому никак не может найти и никогда не найдёт достойные ответы на свои вопросы.
Как устроено толпо-«элитарное» образование?
Это наглядно видно в 2-х нижеприведенных статьях с ТГ-канала "Возрождение образования":
https://t.me/zvobrazovanie/1217
https://t.me/zvobrazovanie/1218
ЗНАХАРСТВО:
- время шаманов (знахарей), владеющих особыми знаниями, ведающих как продолжать реализовывать идею разделения России на "элиту" и толпу, и, соответственно этому, делящих образование в умах принимающих ключевые решения руководителей на "элитное" и для остальных.
«ЭЛИТА»:
- как оно работает, и как исправлять — о том нет понятия
- несменяемы
- приличное обучение осталось лишь в небольшом числе "элитных" школ, половина выпускников которых в конечном счёте уезжала за рубеж
- неизвестно, чего они хотят, но получается «как всегда» - щёки надуты, эти деятели «сами всё знают». Слушать низы они категорически не хотят, да и не могут,
ТОЛПА (низы): - исполнять и поменьше думать.
Родители под гнётом этой концепции никогда не станут заказчиками образования, а массовая школа так и останется на уровне образования «для толпы».
Есть и мыслители о новых правилах построения и функционирования российских «элит». О.Яновский, преподаватель кафедры политической теории МГИМО, в своём монологе на эту тему затронул следующие вопросы:
- что из себя представляют отечественные "элиты"
- нужно ли нам выращивать "элиты" и как мы должны это делать
- гражданские и военные "элиты"
- роль национального проекта в воспитании "элит"
https://youtu.be/dtK2kDwbr3Y?si=lAh90ZdXaVzqp1D9
Однако, до тех пор, пока вопросы построения системы массового образования в подобных выступлениях не оглашаются, то в умолчаниях может содержаться идея обновления национальной толпо-"элитарной" пирамиды власти в России, суть которой - иерархическое пирамидальное устройство общества, в котором высшие слои общества не признают человеческого достоинства нижних слоёв общества. Само наличие «элит» это предполагает автоматически.
И Яновский может оказаться не первым и не последним из тех, кто предложит с помощью нового научного института породить очередное "элитарное" образование в России, отделенное от массового. По определенным признакам можно судить, что таким путём идут Фурсов, Хазин и прочие идеологи западно-восточной толпо-"элитарной" концепции для взращивания более “крутой” российской мафии, которая будет противопоставляться западным мафиям.
Кривой для России путь создания новых «элит» на новых правилах обусловлен необходимостью поддерживать монополию на управленческое знание, которая сводится к примитивному — иметь свой “жирный кусок”. В конце концов, именно из-за этого российские "элиты" рано или поздно всегда поедались западными. Соответственно, любое «элитарное» образование в России – это всегда закладка под будущее разрушение государственности.
Есть ли альтернатива? Есть.
Альтернатива — преодолев толпо-«элитарность», стать и быть Человеком.Это путь Прямой: опереться в деятельности на народ, допустив его к знаниям во всей их полноте, не разделяя образование, в том числе и школьное, на образование для узкого круга знахарей, для "элит" и для остальных. И только тогда, согласно этой концепции, заказчиком образования сможет стать многонациональный народ России.
https://rutube.ru/video/76be014b0f12d7a708efaf1ff8dd1e0b/?r=plwd
А содержится эта альтернатива в коллективных (общинных, соборных) закономерностях раскрытия потенциала у всех школьников одновременно. Первые ключи к такому обучению, которые будут воплощаться в Школе Будущего, даны в нашей статье.
«И ребята с более высоким потенциалом, могут в чём-то помогать другим ребятам и тем самым не гордыню и высокомерие в себе взращивать, а человечность».
«Школа будущего с Владимиром Серебряковым»
Наш ТГ-канал: https://t.me/p_g_school
Наша группа ВКонтакте: https://vk.com/p_g_school
Наш RuTube-канал: https://rutube.ru/channel/23564779/
Наши статьи:
1. «ЧТО БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ С РОССИЕЙ? ТО ЖЕ, ЧТО И РАНЕЕ КАЖДЫЕ 36 ЛЕТ»
2. «КАК ЛОМАЛИ СОВЕТСКУЮ ШКОЛУ? И К КАКИМ ВЫЗОВАМ ЭТО ПРИВЕЛО?»
3. «ВПР, ОГЭ И ЕГЭ – ЭТО ТЕХНОЛОГИЯ ВОПЛОЩЕНИЯ ПЕДОЛОГИЧЕСКИХ ИЗВРАЩЕНИЙ ИЛИ ПОГОВОРИМ ОБ ОЦЕНКАХ»