Наши публикации

Игры. Забытый смыслНедавно поиграл в игру «Монополия», только не в обычную (где кидать кубики), а в её вариант с колодой карт. Суть игры в следующем: в новом, ещё строящемся городе нужно стать монополистом в трёх сферах деятельности, относящихся к транспорту (железные дороги, автострады и т.д.) и досугу (парки, аттракционы, рестораны)[1]. Когда играешь в игру - ведёшь себя определённым образом, предусмотренным правилами игры, которые придумали разработчики. Немного поделюсь тем, что представляет  собой поведение игрока в монополию. Во-первых: каждый сам за себя, и каким бы ты добрым ни был, играя по правилам, не наносить ущерба другим игрокам и себе можно только полной пассивностью – когда вообще пропускаешь все ходы. Получается, что «человек человеку волк», или более обще – человек человеку животное. Во-вторых: особенность игры такова, что игроку неважно с каким бизнесом иметь дело – важно собрать комплект из нескольких фирмёшек, относящихся к одной сфере деятельности (стать монополистом). По большому счёту, надпись на карте не важна - игрок смотрит лишь на цвет. Например, собрать комплект жёлтых карт, или фиолетовых, или чёрных. То есть, поведение игроков почти полностью копирует поведение бывших хозяев железной дороги, которую в начале 20 века купил Генри Форд[2]. Человеку, играющему в Монополию плевать: как и что делать, так как главная цель – «освоить» бабло и изжить других игроков. Именно этому учит нас игра. Быть бережливым и уметь просчитывать свои действия нас могут научить и другие виды игр и деятельности, а Монополия учит нас именно этому. Это - её отличительная черта. Такая вот «детская игрушка». Каким вырастет ребенок, играя в неё – одному Богу известно!

И тут я задумался о том, что такое игра вообще? Для чего они нужны и почему их придумали? Ведь, как я понимаю,  игра изначально придумана не для развлечения, а ради получения знаний и навыков. Сами по себе знания и умения уже дают человеку много положительных эмоций, но в игре они подаются в особой позитивной форме, для того, чтобы ребёнок (или уже взрослый игрок) мог их легче воспринять. Когда мы «на позитиве», мы чувствуем себя счастливыми, защищёнными, и наш порог критического восприятия понижается. Хорошо это или плохо – вопрос конкретики игр и  игроков. Факт в том, что так есть, и это надо учитывать.

Каждая игра несёт в себе либо некую мораль, либо некие знания и навыки. Это самые важные параметры игр, которые нужно учитывать при их выборе. Конечно, человеку, не определившемуся со своими моральными ценностями и жизненными целями – любая игра хороша, и он будет «толерантен» к морали, несомой игрой. Если же человек хотя бы немного определился с тем, кто он такой, что делает в этом мире, какие   цели ставит перед собой по отношению к себе, семье и обществу, то игра должна быть проанализирована и, на основе выводов, можно будет принять решение о пользе игры с позиции морали. Что же касается навыков, то кроме навыков чисто физических, которые можно развивать в спортивных играх, или навыков ума, когда просто набиваешь голову фактами (например, игра «Города»), есть ещё навыки психические (примером таких игр может быть игра «Есть контакт», или “Activity”). Одним из самых полезных психических навыков является навык нахождения взаимопонимания и навык чувствования других людей. Такие навыки, как правило, проще нарабатывать в коллективных играх, где есть тёплое, доверительное отношение друг к другу, особенно, если они не имеют соревновательного характера, из серии «я – самый крутой самец в стае[3]!». Спокойная обстановка, без соревновательных гонок, и эмоциональных взрывов помогают игрокам чувствовать и понимать друг друга.

***

Несколько слов по поводу чувствования и отличия чувств от эмоций. Чувства – это те же эмоции, но источник их несколько различен. Дело в том, что эмоции – это наш постоянный фон. То есть, нет людей безэмоциональных. Эмоции, как плотноупакованный поток информации из подсознания, есть всегда. Подсознание постоянно обрабатывает какую-либо информацию, будь то, воспоминание, или какой-то мыслительный процесс. Чувства же, качественно отличаются от просто эмоций именно тем, что чувствование предполагает наличие внешнего по отношению к человеку объекта. Например, чувствовать физические объекты. Для того, чтобы почувствовать поверхность стола, должна быть: во-первых: поверхность стола, и, во-вторых: человек должен обратить внимание на неё, прикоснуться к ней. Эмоция может быть и от воспоминания о прикосновении, или воображения ощущения от прикосновения к столу, но чувствование предполагает внимательное взаимодействие двух объектов! То же, касается и чувствования других людей, их эмоционально-смысловых настоев. Обращая внимание только на свои эмоции, мы перестаём быть внимательными к чувствам, к процессу чувствования других. В этом и заключается парадокс разницы между людьми эмоциональными и чувствительными, потому что бывает, что человек очень эмоционален, но абсолютно не чувствителен к другим людям и жизни вообще, от того, часто, эгоистично похотлив до получения собственных положительных эмоций.

***

В наше время, почти все игры потеряли свой прежний смысл, и стали исключительно инструментом получения увеселительных эмоций, способом получения адреналина и эндорфинов, которые дают человеку иллюзию полноценной жизни[4]. Большинство игр разрабатывают именно с этой целью. Ведь люди, в большинстве своём, пока ещё не научились осмысленно относиться к себе и к жизни, и поэтому многие, не имея никаких целей и смыслов в жизни, ищут способы «убить время», «убить скуку[5]». Эти тенденции в нашем обществе поддерживается и распространяется. Что позволяет держать толпу в узде собственного невежества, а «элите» - паразитировать на большинстве, которое не имеет желания разобраться: что к чему в виду того, что заняты игрищами, которые, в свою очередь, часто имеют какой-то пошлый, жестокий или шизофреничный характер. Так воспитываются новые поколения тех, кто отдаст всё ради дозы веселья, а это «всё»[6] «благополучно» забирает «элита» для своих паразитических нужд.

Так что давайте будем осмысленно относиться к играм, понимая, зачем они изначально нужны, и какие результаты мы хотим получить, играя в них!



[1] Остальные сферы деятельности, видимо, по мнению авторов игры, не имеют значения. В этом случае, примечательны слова президента Белоруссии А. Лукашенко: «Только та страна достойна уважения, которая может свой народ накормить, одеть и обуть».

[2] История была такая: он пользовался железнодорожными перевозками для нужд своей фирмы («Форд моторс»). А тогдашние хозяева железной дороги совершенно наплевательски относились к тому, как идут дела на самой ж/д, так как зарабатывали деньги на её, так называемых, «ценных бумагах». От этого дорога пришла в запущение, и Форд посчитал, что ему выгоднее будет купить железную дорогу, чем испытывать неудобства от несвоевременности поставок, и плохого обслуживания. Подробнее это описано в книге «Форд и Сталин: о том, как жить по-человечески» http://dotu.ru/2003/03/22/20030322-ford_i_stalin/.

[3] Точнее было бы сказать – «я – самое доминирующе-подавляющее животное в стае!».

[4] В идеале все положительные эмоции должны исходить от реальных, а не выдуманных или виртуальных дел, от реальных жизненных поступков, результатов.

[5] Не задаваясь вопросом: откуда эта скука берётся… А в это «убитое» время, они могли бы разобраться в себе и мире, сделать выводы и принять важные решения, относительно своей жизни.

[6] В категорию «всё» входят не только материальные блага, но и различного рода статусы «крутых», «круче других», «умнее других», «могущественнее других» и т.д.

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 15.12: 3 122 руб.
Поддержали проект: 9 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также