— Мария Валерьевна, расскажите об основных положениях указа президента и о том, как он упрощает процесс переезда иностранцев в Россию?
— Первое, нужно отметить, что этот указ президента подписан в августе прошлого года и вступил в силу в сентябре прошлого года, когда был опубликован список из 47 недружественных государств, из которых граждане могут запрашивать специальную визу.
Особенности этой визы в следующем. Не нужно получать никаких квот. Раньше было квотирование в определенных регионах, или высококвалифицированные специалисты приезжали согласно определенных профессий. Их должен был вызывать работодатель. Сейчас квот нет. Обязательное знание русского языка не требуется. И получение визы носит максимально простой характер.
Вот с этого периода около тысячи человек уже переехало, и важно понимать, кто эти люди. Это все же семейный переезд, поэтому мы ожидаем большой поток через полгода-год после принятия указа. Почему? Дело в том, что семью сложно перевести из города в город, а чтобы перевести семью без языка из страны в страну, требуется больше времени.
Люди, как правило, в Россию переезжают не сразу. Сначала идет туристическая поездка. В частности, в Ивановской области мы делали такой тур для семей. Они могли приехать и посмотреть, как жить в России, ознакомиться: детский садик, школа, наличие жилья. То есть это большая программа, и я бы не измеряла ее здесь показателями миллионов людей.
— Какие профессии наиболее востребованы среди переселенцев и с какими сложностями сталкиваются иностранные специалисты при переезде?
— Это высококвалифицированные специалисты, прежде всего топ-3 профессии. Это IT-специалисты, специалисты в области медицины и преподаватели. С докторами сложнее, потому что нужно диплом на наш образец переводить. Но это то, что Рособрнадзор в рамках ряда наших рабочих групп при МИД и АСИ, собственно, и делает.
Преподаватели совершенно разных направлений, как правило, иностранных языков. И не факт, что эти люди — преподаватели по профессии. Просто это "входная" специальность. Для простоты адаптации, что мы выяснили в ходе работы программы, это очень удобно. Чтобы обеспечить себе легкое включение в социум, переселенец, как мы их называем, начинает просто преподавать в рамках частных курсов английского, испанского, итальянского языка.
Это пользуется спросом здесь, а для него это возможность пообщаться с русскоязычным населением и таким образом улучшить свои навыки русского. Люди изучают русский язык. Как правило, на это требуется от полугода до года. В онлайн-варианте переселенцы начинают, как правило, учить еще там — на своей родине.
Буквально недавно у меня была командировка в Самару. Там семья из Франции переехала, где девочка даже нарисовала очень красивую картинку о любви России и Франции. Семья не говорит на русском языке. Это связано с определенными сложностями. Понятно, что это адаптация, это непросто. Но по практике работы этой программы ни одного отъезда у нас не было. Люди, которые приехали, пытаются здесь закрепиться.
— Из каких стран чаще всего переезжают специалисты и какие причины их мотивируют?
— Есть топ-5 стран с точки зрения переезда, среди которых Франция на первом месте, Германия на втором. Раньше Германия держала пальму первенства. Но последние два месяца Франция. Потом это Соединенные Штаты, Австралия и Италия.
Здесь мне сложно объяснять, хотя у меня есть версия, почему именно эти страны здесь фигурируют. В частности, в Австралии в 90-е годы была очень удачно настроена миграционная программа. У них очень легко давали гражданство, и поэтому туда многие уехали. А сейчас в связи с тяжелой экологической ситуацией в Австралии, связанной в том числе и с АЭС "Фукусима", и с неблагоприятными климатическими и природными условиями, очень многие люди переезжают в Россию за здоровьем.
Италия — тоже понятно, это вопрос неприятия ЛГБТ-"ценностей" (движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено в РФ — прим. ТАСС). Для всех переселенцев, я бы сказала, в 90% случаев они приезжают, чтобы работать. Они приезжают, чтобы жить и работать, а не для того, чтобы найти работу. Это семьи обеспеченные. Как правило, из тех людей, которых я вижу, это осознанный переезд, с продажей недвижимости и всего прочего. То есть это требует времени.
Это люди, которые могут обеспечить свое проживание здесь от восьми месяцев и более. Семья понимает, что это важно. Немало приезжают людей, которые просто хотят связать с Россией свою старость. Такая программа существует в Нижегородской области. Есть там немец Ремо Кирш. Он купил землю и построил целое поселение, где и русские, и немцы живут вместе, и туда переезжают люди именно на пенсию.
— Какие регионы России наиболее привлекательны для переселенцев и какие программы поддержки там реализуются?
— Есть регионы-передовики, куда больше всего приезжают. На первом месте это Москва и Московская область. Но здесь — первая точка контакта. Мы их фиксируем здесь в МВД. Они здесь получают свою первую регистрацию, а в дальнейшем уже разъезжаются по стране. Второе — это Санкт-Петербург, Ленинградская область. На третьем месте у нас Нижегородская область, Калининград, Краснодарский край и, как ни странно, Иркутск.
Выбор всех регионов объясним где-то погодными условиями, где-то развитой экономикой. В рамках реализации указа каждый из регионов ведет свои особенные программы. Сейчас планируется внесение изменений в государственную программу по переселению (была принята в 2006 году). Сейчас она касается только соотечественников. Но в ходе реализации указа мы понимаем, что нужно, конечно, расширять эту программу до переселения тех людей, которые не только наши по крови, но и наши по духу, раз у нас указ о духовно-нравственных ценностях.
Важно, что для людей нужно получить возможности, например, отсутствие таможенных пошлин на ввоз личных вещей и возможность привоза автомобиля без уплаты утилизационного сбора. Все это в рамках рабочих групп я вижу, когда напрямую работаю с людьми. Я вижу все моменты, связанные с их водительскими удостоверениями, документами об образовании.
С этим была отдельная сложность, потому что недружественные государства в одностороннем порядке разрывали договоры о взаимном признании дипломов. Здесь мы нашли выход. Сейчас в процессе подготовки в ближайшее время, я думаю, будет подписан указ, который снимает необходимость апостилирования и подтверждения дипломов из стран Прибалтики и Украины для начала. Мы работаем в этом направлении.
— Как решаются вопросы трудоустройства и интеграции переселенцев, особенно в сфере IT и медицины?
— Мы понимаем, что запросы у людей есть. И пусть это не миллионы, но уже десятки тысяч людей мы ожидаем. Мы не гонимся за количеством, мы гонимся за качеством. И здесь важно понимать, что приезжающие люди — почему у нас возникают сложности с апостилированием дипломов — они все обладают высшим образованием.
Сейчас я веду переговоры, в том числе с работодателями, о том, чтобы у людей была возможность успешно трудоустроиться. Как правило, они этот вопрос решают сами и находят работодателя напрямую, который готов помочь и с адаптацией в языковой практике. Особенно, если это специалист в IT-сфере, там с языком вообще просто. Но иногда ко мне бывают обращения напрямую.
У нас есть сайт Welcome to Russia ("Добро пожаловать в Россию"), куда можно отправить резюме. Одни из самых успешных моих примеров трудоустройства связаны с такими компаниями, как Сбер, ряд ресторанов, в частности "Савой". К нам очень много переезжает шеф-поваров, причем самого топового мишленовского уровня. Это, видимо, связано с падением экономического благосостояния в Европе. И поэтому сюда приезжают люди от просто повара до ведущего шеф-повара лучшего ресторана.
У нас есть замечательный пример. Эмануэле Поллини, ресторан на Смоленке, называется Oltremare. Это самый дорогой итальянский ресторан в России сегодня. Эмануэле — владелец, он по всем мировым рейтингам является лучшим итальянским поваром за рубежом. Это качество кадров, которые сейчас притягивает Россия.
— Как пандемия COVID-19 повлияла на миграционные процессы и какие новые тенденции появились в этой сфере?
— Первая волна переселенцев из дальнего зарубежья к нам пришла из-за того, что в Европе ввели вакцинацию. Это люди, которые просто не хотели, чтобы их вакцинировали непроверенной вакциной. И эти люди остались здесь и живут.
Очень распространено среди переселенцев частное предпринимательство. Они очень любят приобретать жилье, иметь частное жилищное строительство. Ну, например, Калужская область в этом отношении, наверное, приоритет.
Например, немецкая семья Лефлер. Они себе вообще заброшенные деревни купили, я только что у них была. Прекрасный пример — Ян Йираско, который раньше работал в Volkswagen, когда началась СВО, он решил из России не уезжать, открыл большую сидерию. То есть он посадил яблони, сделал глэмпинг в Калужской области, и там у него все успешно.
Прекрасный пример — это чех Томаш Навратил. Очень успешный предприниматель, он много лет у нас работает в сфере оптимизации производства. Его заказчиком был КамАЗ. А сейчас они с супругой открыли пивоварню. И вот, собственно, сейчас у них заканчивается строительство. Вот поставили в эксплуатацию котлы.
Большой запрос есть со стороны таких сфер, как пчеловодство. Это тоже относится к частному домашнему хозяйству. Люди любят совмещать, они что-то делают для себя.
Как, например, супруги Лефлер, у них есть небольшое токарное производство, но супруг прежде всего продвинутый IT-специалист в сфере банкинга. Власти идут навстречу. По распоряжению калужского губернатора Владислава Шапши в эту, считай, заброшенную деревню им протянули все линии электропередачи и поставили высокоскоростной интернет.
Фактически заброшенная деревня начала возрождаться. Такие примеры есть, их немало.
У нас есть очень хорошие примеры из Курганской области, где работает программа "Русская мечта". Там землю можно получить вместе с доплатой в миллион рублей. Это Южный Урал, приграничный регион.
Есть прекрасные примеры работы "Балтийского маяка". Это специальное АНО, созданное в Калининграде, где есть даже пункт временного размещения, когда переселенцы хотят приехать, и, чтобы быстро сделать регистрацию семье, например, и где-то жить за полторы тысячи рублей в месяц всего лишь, они могут получить там комнатку на троих, на четверых.
Это очень скромные условия, понятно, но для них это точка контакта. Там есть кухонька, все как положено.
Большую работу ведет областное кадровое агентство "Ока" в Нижнем Новгороде. Там вообще курьер-сервис, консьерж-сервис работает. Человека встречают прямо в международном аэропорту либо на вокзале. Все показывают, рассказывают, помогают тоже с трудоустройством. Я много езжу по регионам, поддерживаю историю, что это должна быть региональная практика, потому что в каждом регионе есть своя настройка.
Вячеслав Федорищев — новый губернатор Самарской области. У них живет большая диаспора французов, вообще исторически. И вот за последний месяц к ним переехало 11 французских семей.
Министерство внутренних дел пошло навстречу. Под 702-й указ выделены отдельные "окна" для приема документов. Важную работу сейчас мы ведем с ГИБДД, чтобы была возможность получить на базе существующих зарубежных водительских удостоверений российское. А если у гражданина разрешение на временное проживание, пока он не получил гражданство, у него есть возможность просто ездить по тем удостоверениям, которые у него сейчас есть, если страна, где выдан документ, присоединилась к Венской конвенции.
К сожалению, США, например, и Канада в эту конвенцию не входят. Поэтому мы сейчас разрабатываем под них индивидуальные меры, потому что западные законы для нас не указ. У нас приоритет конституции с нашими последними поправками.
Источник: tass.ru