Аналитика
Реформы Шрёдингера

Не успели в Беларуси закончиться выборы, как в обществе подняли вопрос проведения реформ. Причем иногда складывается ощущение, что под реформами каждый понимает что-то свое, а высказывания политиков могут показаться, на первый взгляд, противоречивыми. Будут ли в Беларуси реформы? По какому сценарию? Чего можно ждать от этих реформ? Для ответа на эти вопросы надо учитывать как внутренние предпосылки для осуществления реформ, так и пожелания внешних игроков.

Состояние белорусской экономики

Белорусская экономика переживает не лучшие времена. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к статистике Национального Банка Республики Беларусь:

За январь-июль 2015 года по сравнению с показателями предыдущего года реальный ВВП снизился на 4 процента. Снизился и объем производства:

2015-11-02 16-27-51 Скриншот экрана

Запасы готовой продукции на складах за январь-июль 2015 года составили 73,7 % от среднемесячного объема производства. Больше всего залеживаются на складах продукция машиностроения и оборудования (23 процента), пищевая продукция и табак (17,2 процента), транспортные средства и оборудование (13,7 процента).

Государственный долг за первые полгода 2015 года увеличился больше чем на четверть- 26,5 %. Возросло и число безработных. Только официально зарегистрированных безработных по сравнению с показателями 2014 года стало в 2,2 раза больше [1].

Определенную помощь в такой сложной ситуации могли бы оказать зарубежные кредиты, однако, как отметил в интервью министр иностранных дел Беларуси Макей, с кредитами ситуация довольно сложная:

«Необходимо учитывать, что для выделения кредита всегда есть определенные встречные требования — но аналогичные встречные требования, и может быть, даже более жесткие, чем со стороны МВФ, имеются и со стороны Евразийского фонда, с которыми мы также сотрудничаем в рамках текущих программ» [2].

Итак, ситуация с белорусской экономикой довольно сложная, во многом, конечно по вине негативных тенденций в российской экономике. Но и, даже если бы российский рынок не снизил потребление белорусской продукции, есть проблема низкой конкурентоспособности белорусских товаров на мировом рынке и это касается таких традиционных статей экспорта, как, скажем, тракторы и сельхозмашины. В среднесрочной перспективе может сильно сократиться и экспорт белорусских калийных удобрений, так как Китай за счет создаваемого в Казахстане производства планирует в течение ближайших десяти лет полностью удовлетворить потребности КНР и Казахстана в калийных удобрениях за счет  этого производства[3].

Неудивительно, что в таких сложных условиях и с такими не радужными перспективами все чаще говорят о реформах. Причем, о реформах все чаще говорят государственные служащие высокого ранга.

Хотим перемен, но каждый — своих?

Выступая в клубе директоров, заместитель министра экономики Дмитрий Крутой заявил, что без структурных реформ, даже при благоприятных, «тепличных» условиях, белорусская экономика будет идти в хвосте  мировой. Причем реформироваться надо не откладывая дела в долгий ящик: «Если запустить реформы сейчас, то с 2017 года мы сможем дополнительно получить 1,5-2% прироста ВВП в год» [4].

Тема реформирования белорусской экономики была продолжена на международной конференции «Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития». Председатель Совета Республики Михаил Мясникович предостерег, что без структурных реформ участие Беларуси в интеграционных процессах может нести даже отрицательный эффект, заострил также внимание и на том обстоятельстве,  что белорусские товары на постсоветском пространстве испытывают серьезную конкуренцию со стороны российских производителей [5].

На той же конференции помощник Президента по экономическим вопросам Кирилл Рудый подверг критике существующую систему управления экономикой. По мнению Рудого, существующая система «ручного управления» экономикой состоит из пяти элементов и нуждается в реформировании:

1. Директивное доведение показателей. До исполнителей доводятся планы, например, план по ВВП, но эти планы не всегда выполняются.

2. Ручное управление долгами. Задолжавшее предприятие с применением административного ресурса и за счет бюджета компенсирует свои затраты на погашение задолженности. В проигрыше оказывается государственный бюджет, из которого и погашается этот долг.

3. Административное давление на бизнес, что может выражаться. Например, в «рекомендации оказать спонсорскую помощь», которая, по определению, есть дело добровольное.

4. Закрепление должностных лиц за предприятиями. Планировалось, что, если закрепить за должностным лицом обязанность по реализации складских излишков, склады скоро опустеют, но на практике вышло иначе. За восемь месяцев 2015 года запасы продукции на складах только выросли.

5. Чрезмерный контроль. Контрольные мероприятия приводят зачастую к обратным результатам, в частности- к коррупции.

В итоге господдержка привела к торможению экономического развития и росту инфляции. Поэтому Рудый предложил ограничить вмешательство государства в финансовую деятельность предприятий, провести децентрализацию и делегирование полномочий[6].

Участившиеся разговоры о необходимости реформ не совсем сочетаются с тем, что говорил о реформах Глава белорусского государства.

11 октября, отвечая на вопросы журналистов о перспективах реформ, Александр Лукашенко заявил, что готов на любые преобразования и реформы, революционные в том числе. «Я готов сделать так, как вы хотите. Никто меня не упрекнет, что я действовал эти годы вопреки мнению народа. Если вы мне дадите карт-бланш на любую ломку и революционное преобразование, если вы этого захотите — ради Бога. Мы это сделаем. Вопрос не во мне — вопрос в обществе»[7].

То есть, Президент допускал возможность реформ, но в том случае, если это будет в интересах народа и по воле народа. Устраивать по этому поводу республиканский референдум, конечно, никто не стал бы, но делегаты Всебелорусского собрания, являясь представителями белорусского народа,  вполне могли бы выразить Президенту такое доверие.

20 октября, не отрицая возможности реформ, Президент заострял внимание на том, что реформы должны идти в эволюционном ключе, без ломки существующей системы[8].

А 30 октября Президент выразил свое видение  реформ такой формулой:  «надо произвести качественный товар, который мы умеем производить, и продать его за хорошие деньги»[9].

Но тут возникает вопрос- если белорусская промышленность производит хороший товар, то отчего его  не удается реализовывать «за хорошие деньги»? Или все-таки стоит производить те товары, которые больше шансов реализовать на мировом рынке, а не те, которые привыкли производить?

Если проанализировать основные статьи белорусского экспорта: калийные удобрения и продукцию машиностроения, то можно увидеть что экспорт этой продукции с каждым годом будет затрудняться по причине возрастания конкуренции и сравнительно низкой конкурентоспособности, скажем, белорусских тракторов в сравнении с американскими «Джон Дир». Помощник Президента по экономическим вопросам Кирилл Рудый указывал, что расходы на инновации у МТЗ в тысячи раз меньше, чем аналогичные расходы зарубежных конкурентов[10].

Отсутствие единства в высказываниях государственных деятелей по поводу реформ заставляет некоторых даже искать признаки раскола в рядах белорусского руководства по вопросу реформ[11].

Скорее всего, по поводу реформ, имеется не раскол, а несколько планов реформирования.  Так или иначе реформы проводиться будут, хотя бы потому, что проведение реформ является условием получения зарубежных кредитов. Пока что планы реформ не были обнародованы, хотя это обещали сделать в середине октября, а потом срок перенесли на 28 октября. Но это может свидетельствовать не о борьбе между планами, а о возможности получения кредитных средств от того или иного кредитора. И, скорее всего, будет реализован тот план реформ, который отвечает требованиям наиболее предпочтительного для Беларуси источника кредитных ресурсов. В связи с этим важно обратить внимание на то, какие реформы требуют основные зарубежные источники кредитов для Беларуси.

Кредит в обмен на реформы

На ноябрь запланирован визит в Минск миссии Международного валютного фонда. Цена вопроса- примерно 3 миллиарда долларов. В ответ на предоставление кредита МВФ требует от Беларуси проведения реформ. «Дорожная карта» реформ уже обсуждалась в ходе летнего визита миссии МВФ в Беларусь[12].

Каких же реформ хочет МВФ? Как такового единого перечня требований к стране-заемщику нет, обычно выдвигается пакет требований для каждого из этапов предоставления кредита. В частности, от Беларуси МВФ требует: ужесточение макроэкономической политики, введение плавающего курса нацвалюты, снижение инфляции до 10% в год[13], а также приватизацию, сокращение финансирования государственных программ, реформирование сектора госпредприятий, повышение пособие по безработице, повышение тарифов на услуги ЖКХ [14].

В докладе МВФ содержится четкий призыв к осуществлению структурных реформ и зависимость предоставления кредита от реализации реформ:

«Директора выразили общее мнение о том ,  что глубокие структурные реформы по-прежнему имеют принципиальное значение для повышения роли рынка в экономике,  увеличения производительности и конкурентоспособности и обеспечения устойчивого роста. Они настоятельно призвали официальные органы принять и решительно реализовать смелую программу реформ с хорошо спланированной последовательностью действий, которая включает либерализацию цен, меры для вывода тарифов на услуги предприятий коммунального хозяйства и транспорта на уровень полного возмещения затрат, шаги, направленные на поэтапную отмену обязательных целевых показателей для предприятий, и приватизацию в секторе предприятий и банковском секторе. Признав  низкий уровень бедности и неравенства доходов в Беларуси,  директора подчеркнули,  что для защиты наиболее уязвимых слоев необходимо усилить системы социальной защиты,  включая страхование от безработицы.

Директора приняли к сведению заинтересованность властей в новой программе,  поддерживаемой ресурсами Фонда. Отметив выгоды,  которая программа может принести стране , директора подчеркнули, что любая будущая договоренность потребует вызывающей доверие твердой приверженности на самом высоком уровне реализации комплексного пакета глубоких структурных реформ и последовательной макроэкономической политики.  Они надеются на продолжение тесного взаимодействия с властями по этим вопросам»[15].

Если кратко, то можно увидеть в этих словах четкое послание, адресованное лично Президенту Республики Беларусь: МВФ необходимы гарантии от высшего руководства страны в том, что  в Беларуси будут проводиться глубокие структурные реформы, в противном случае, нечего ждать кредита от МВФ.

Но, если Запад предлагает кредит, столь нужный Беларуси, только в обмен на реформы, возможно, Восток подставит плечо и даст кредит без того, чтобы заставлять проводить глубинные реформы?

Увы, но это не так. В начале 2015 года Беларусь подала заявку на кредит в размере 3 млрд. долларов в Евразийский фонд стабилизации и развития (ранее эта структура именовалась  Антикризисным фондом ЕврАзЭС с размером уставного фонда в 8,5 млрд. долл). В 2011-13 гг. Беларусь пользовалась кредитами этого фонда, однако не смогла получить кредит в полном объеме потому что не выполнила обязательства  по сокращению государственного кредитования экономики, подъему золотовалютных резервов, доведению тарифов на ЖКХ и транспорт до самоокупаемости.  Теперь же, условием предоставление кредита от ЕСФР служит выполнение все тех же требований, часть из которых уже согласована с белорусской стороной[16].

Есть ли иные варианты получения кредита без проведения реформ? Скорее всего, есть еще один-два запасных варианта получения кредита, раз Министр иностранных дел в интервью говорил о трех-четырех источниках кредитов для Беларуси. Возможно, третий вариант- это китайский кредит. Китай вряд ли будет требовать от Беларуси проведения приватизации и прочих реформ, но свою выгоду, конечно извлечет сполна.

Таким образом, и МВФ, и ЕСФР требуют от белорусского руководства  структурных экономических реформ и, если не удастся договориться о получении кредита от третьей стороны, например, от КНР, в Беларуси, скорее всего, придется проводить глубинные реформы, изменяющие облик белорусской экономической системы.

И эти реформы, скорее всего, будут похожи на те, которые пришлось пережить России, странам Восточной Европы, со всеми вытекающими негативными последствиями: закрытие неконкуретноспособрных предприятий, «заморозка» заработной платы, сокращение финансирования социальных программ, рост безработицы, приватизация, рост цен и коммунальных тарифов.  К этому надо быть готовым каждому белорусу, так как реформы затронут каждого, причем на весьма долгий срок- от 5 до 20 лет нашу экономику будет «штормить», будет расти безработица и цены.

W9Hucq9c7Rk

Влияние реформ, к сожалению, не ограничится только экономической сферой. Для того, чтобы реформы прошли успешно, часто необходима ломка прежних социальных институтов, отказ от ряда традиционных ценностей в пользу новым ценностям. Лучше всего «впишутся в рынок» те, кто сможет отречься от части прежних ценностей и принять для себя иные нравственные ориентиры, ориентиры либерального мира, ориентиры общества потребления и всеобщей конкуренции. Такая пересадка ценностей, очень вероятно, выльется в социальные проблемы. В качестве примера можно обратить внимание хотя бы на вестернизированные Японию и Южную Корею, которым пришлось поступиться многим из традиционного наследия. Да, они сумели совершить модернизационный рывок и выйти в число развитых стран мира. Но отчего же каждые двадцать минут кто-то из японцев совершает самоубийство, причем среди самоубийц довольно много и молодежи [17]? Отчего же южнокорейские «сэларимэн», т.е. «офисный планктон» практически ежедневно напиваются, как у нас говорят, «в дрова»[18]? Вполне вероятно, что такова плата за прогресс и ускоренную смену ценностей в ходе экономических и социальных реформ. Готовы ли мы заплатить такую цену ради того, чтобы «увеличить слой масла на нашем бутерброде»? Ответить на этот вопрос надо и надо еще на стадии обсуждения возможного сценария реформ в нашей стране.

Источники

  1. Национальный банк Республики Беларусь Национальный банк Республики Беларусь ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ  В ЭКОНОМИКЕ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СФЕРЕ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Аналитическое обозрение  Январь-июль 2015 г. http://www.nbrb.by/publications/EcTendencies/rep_2015_07_ot.pdf
  2. «Размещение авиабазы не снизит военно-политическую напряженность в регионе» Министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей дал интервью “Ъ” http://www.kommersant.ru/doc/2841884
  3. В Казахстане построят новые производства калийных удобрений http://radiotochka.kz/6406-v-kazahstane-postroyat-novye-proizvodstva-kaliynyh-udobreniy.html
  4. Дмитрий Крутой: Без структурных реформ у белорусской экономики нет будущего http://ej.by/news/economy/2015/10/19/krutoy-bez-strukturnyh-reform-u-belorusskoy-ekonomiki-net-buduschego.html
  5. Мясникович высказался за реформы в экономике http://news.tut.by/economics/469746.html
  6. Помощник Лукашенко выступил против ручного управления экономикой http://news.tut.by/economics/469947.html
  7. Лукашенко: я готов на любые преобразования и реформы http://www.belta.by/president/view/lukashenko-ja-gotov-na-ljubye-preobrazovanija-i-reformy-166018-2015/
  8. Лукашенко: реформы в Беларуси будут направлены на совершенствование существующего, а не его ломку http://www.belta.by/president/view/lukashenko-reformy-v-belarusi-budut-napravleny-na-sovershenstvovanie-suschestvujuschego-a-ne-ego-lomku-167229-2015/
  9. Лукашенко: суть экономической реформы — в производстве качественного товара и его реализации по хорошей цене http://www.belta.by/president/view/lukashenko-sut-ekonomicheskoj-reformy-v-proizvodstve-kachestvennogo-tovara-i-ego-realizatsii-po-168503-2015
  10. К.  В. Рудый, «Структурные экономические реформы: необходимость для Республики Беларусь и зарубежный опыт»//»Белорусский экономический журнал», 2015, №1, стр. 33
  11. В верхах Беларуси дискутируют о реформах http://www.profi-forex.org/novosti-mira/novosti-sng/belarus-/entry1008272403.html  
  12. Миссия МВФ приедет в Беларусь в ноябре http://sputnik.by/economy/20151015/1017887339.html
  13. МВФ: Беларусь получит кредит только в обмен на реформы http://telegraf.by/2015/03/285620-mvf-belarus-poluchit-kredit-tolko-v-obmen-na-reformi
  14. МВФ готов дать Беларуси $3,5 млрд. в обмен на реформы в экономике http://belinform.org/ru/expert/20150716/06700.html
  15. Доклад  МВФ по стране №  15/136 http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/scr/2015/cr15136r.pdf
  16. Евразийский фонд стабилизации и развития рассмотрит вопрос выделения РБ кредита http://www.sb.by/v-belarusi/article/evraziyskiy-fond-stabilizatsii-i-razvitiya-rassmotrit-vopros-vydeleniya-rb-kredita.html  
  17. Самоубийства в Японии: статистика и причины http://www.nippon.com/ru/features/h00075/  
  18. Почему Южная Корея стала самым пьющим государством Азии http://newsland.com/news/detail/id/830125/

Источник: 4esnok.by

Чтобы быть в курсе текущих событий и аналитики, используйте Новостную ленту

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 24.04: 7 202 руб.
Поддержали проект: 17 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также