Дружба ЕС и ЮАР не клеится. Стороны уже больше года не могут согласовать дату проведения очередного саммита. Причем времени для этого не находит именно ЮАР. Тем временем отношения республики с Россией и Китаем продолжают стремительно развиваться. Какие трудности встали между Западом и ЮАР и напрасно ли Преторию ревнуют к Москве и Пекину — в материале ТАСС
У ЮАР нет времени на ЕС
Саммит ЕС — ЮАР, который прежде проходил регулярно, не проводится уже с 2018 года — тогда состоялась седьмая встреча в таком формате. В 2009–2013 годах мероприятие было ежегодным, но сегодня вернуться к такой традиции не удается, несмотря на усилия Запада. Евросоюз пытается согласовать дату проведения очередного двухстороннего саммита уже больше года: объединение предприняло несколько попыток договориться с африканскими партнерами, но они так и не принесли результаты, пишет Bloomberg со ссылкой на источники.
Как объясняет агентство, проблема заключается в том, что ЮАР еще не нашла времени для этого саммита. С учетом того, что 29 мая в Южной Африке должны состояться национальные выборы, такая встреча станет возможной только позднее в этом году, отмечают собеседники Bloomberg.
Эти саммиты призваны отразить стратегическое партнерство Евросоюза с единственной страной на континенте, с которой у него есть такие отношения. В их основе — вступившее в силу в 2004 году соглашение о торговле, развитии и сотрудничестве между ЕС и Южной Африкой, которое охватывает преференциальные торговые соглашения и "установление регулярного политического диалога".
На западные страны в целом приходится основная часть торговли Южной Африки, в страну инвестировали более тысячи американских, европейских и британских компаний.
Текущая ситуация с задержкой саммита неминуемо сказывается на состоянии отношений между ЕС и ЮАР: она посылает негативный сигнал об их будущем, уверены трое источников Bloomberg.
Правительство Южной Африки и делегация Евросоюза в стране после появления сообщений о затягивании процесса организации саммита заявили о прочности своих отношений и отметили, что работа над проведением мероприятия ведется.
Напряженные отношения
Тем не менее сложно отрицать, что во взаимодействии сторон все не слишком гладко. Последнее время на это обращали внимание некоторые СМИ, которые писали о неоднозначных сигналах со стороны ЮАР. В частности, летом прошлого года издание News24 сообщило, что президент Франции Эмманюэль Макрон так и не получил приглашения на саммит БРИКС от президента ЮАР Сирила Рамапосы, хотя, как писали СМИ со ссылкой на источники, французский лидер просил об этом южноафриканского коллегу.
Сегодня камнем преткновения во взаимодействии с ЕС нередко становится позиция ЮАР по отношению к России. В частности, это проявилось во время визита главы МИД ФРГ Анналены Бербок в Преторию летом прошлого года. Как отмечали немецкие СМИ, она не смогла повлиять на подход руководства ЮАР к выстраиванию отношений с Россией и заставить его отдалиться от Москвы. Обозреватели издания Handelsblatt указали, что обмен мнениями между Бербок и ее южноафриканской коллегой Наледи Пандор "был менее гармоничным, чем совместные фото". Отношения двух стран остаются "сложными" на фоне различных подходов Берлина и Претории к украинскому конфликту, отметили авторы заметки.
Но настоящая проблема во взаимодействии сторон может быть глубже. Как обращает внимание Politico, еще в конце 2019 и начале 2020 года Евросоюз говорил о намерении положить конец старой модели взаимодействия с Африкой, основанной на помощи в целях развития, которая превратила объединение в "порой обиженного благотворителя". Идея была в том, чтобы ЕС воспринимался Африкой как нечто большее, чем просто банкомат.
"К общему разочарованию обеих сторон, такое партнерство на равных так и не возникло: оно стало невозможным из-за пандемии, которая с точки зрения как здравоохранения, так и экономики лишь проиллюстрировала и усугубила огромное неравенство между богатым Севером и обедневшим Югом", — констатировали в издании.
Напряжение с США
В ЮАР заверяют, что по-прежнему дорожат своими отношениями с Западом — как с европейскими странами, так и с США, отмечает Bloomberg. Но и во взаимодействии с Вашингтоном сегодня для Претории на повестке стоит довольно чувствительный вопрос. Наледи Пандор в начале месяца высказывалась о внесенном в Конгресс США законопроекте о пересмотре отношений с ЮАР. По ее словам, в документе утверждается, что южноафриканское правительство "имеет историю поддержки враждебных США субъектов", а в рамках его обсуждения будет рассмотрен вопрос о том, "занималась ли ЮАР деятельностью, которая подрывает национальную безопасность или внешнеполитические интересы Соединенных Штатов".
Как обратила внимание Пандор, ЮАР сыграла ключевую роль в разработке и реализации Африканской континентальной зоны свободной торговли (AfCFTA), которая создает крупнейшую единую зону свободной торговли в мире с населением 1,3 млрд человек и совокупным ВВП в $3,4 трлн. В связи с этим, по ее словам, США было бы выгодно использовать открывающиеся возможности и работать с ЮАР в качестве пункта доступа в Африку. Она предупредила, что рассматриваемое в Конгрессе предложение не только направлено на нанесение ущерба ЮАР, но и вредно для самих Соединенных Штатов.
Сам президент ЮАР в статье для The Washington Post напрямую обратился к Конгрессу с призывом поддерживать хорошие отношения с его страной. Рамапоса отметил, что Южная Африка "руководствуется независимой внешней политикой". Для Претории это означает участие в переговорах с Россией и Украиной об урегулировании конфликта, отказ называть Иран авторитарным режимом и вступление в "золотую эру" отношений с Китаем, обращает внимание Politico.
Разворот к России и Китаю?
На фоне возникающих противоречий в отношениях с ЮАР Запад начинает выражать беспокойство в связи с тем, что это может заставить страну еще больше развернуться в сторону России и Китая, отмечает Bloomberg.
Об усилении контактов ЮАР и России пишут многие западные СМИ. В январе прошлого года TV5 Monde обратил внимание на визит главы внешнеполитической службы ЕС Жозепа Борреля в ЮАР, в ходе которого он высказался о решении Претории провести совместные военные учения с Китаем и Россией. "Все государства имеют суверенное право выбирать приоритеты внешней политики и организовывать военные учения, поэтому я не могу комментировать планы ЮАР провести учения с российским флотом", — сказал он. По его словам, ЕС не просит Африку выбирать чью-либо сторону, но просит Преторию использовать свои хорошие отношения с Москвой, чтобы убедить Россию положить конец боевым действиям.
"Жозеп Боррель не ценит тесные отношения между ЮАР и Россией. Он ясно дал понять это во время своей поездки в Преторию", — указал TV5 Monde в заметке с заголовком "Евросоюз раздражен дружбой ЮАР с Россией".
Контакты ЮАР с Россией развиваются довольно активно и в рамках БРИКС. Летом прошлого года лидеры стран объединения приняли по итогам XV саммита Йоханнесбургскую декларацию. Причем, как отметил президент России Владимир Путин, Сирил Рамапоса оказался довольно значимой фигурой в этом процессе. По словам российского лидера, согласование документа было непростым, но президент ЮАР "проявил удивительное дипломатическое искусство".
Крайне значимы для ЮАР и отношения с КНР, объем взаимной торговли с которой в 2022 году достиг $56,3 млрд. Как отметил Politico, в то время как ЕС в 2020 и 2021 годах отменил запланированные встречи с представителями африканских государств, Форум сотрудничества Китай — Африка (FOCAC) проходил без перерыва. Выступая на его открытии в 2021 году, председатель КНР Си Цзиньпин подробно остановился на секрете китайско-африканской дружбы, отметил единство в борьбе с пандемией, углубление практического сотрудничества, содействие экологически безопасному развитию и обеспечение добросовестности и справедливости.
"Китай продолжает наводнять Африку легким финансированием — хотя и меньшими деньгами, чем до пандемии, — расширяя свое влияние без каких-либо условий, связанных с принципами демократии или прав человека, которые типичны для пакетов экономической помощи из Европы", — писал Politico.
Лидия Мисник
Источник: tass.ru