Пока аналитики банковского и нефтяного рынка рассуждают о «проседании российской экономики», реальный сектор промышленности России занялся практическими делами, результатом чего стал рост промпроизводства. По итогам сентября этот показатель прибавил 2,8 процентных пункта. Повлияли на эту динамику в качестве главного действующего фактора обрабатывающие производства. А воздействовали на подъём такие факторы как падение рубля и стартовавший процесс импортозамещения, в том числе и в АПК, получившем импульс к развитию от российских антисанкций.
Отечественное промышленное производство поднялось на 2,8% в прошлом месяце, в сравнении с сентябрём–2013-го. При этом последний месяц лета дал нулевой рост, всего же за девять месяцев 2014-го объёмы российского промпроизводства увеличились на 1,5%.
Оказалось, что реальные статистические данные — значительно приглядней ожидаемых аналитиками, прогнозировавших продолжение стагнации. Ведь консенсус-прогноз, сформированный российской «дочкой» Reuters — «Интерфаксом», предрекал продолжение августовского застоя. Конечно, отечественные статистики не такие опытные манипуляторы цифирью, как их «цивилизованные» коллеги из разных оплотов демократии. Поэтому и объяснили этот сравнительно высокий рост на годовом отрезке, в том числе, и тем, что сентябрь 2014-го был на один рабочий день длинней, чем этот месяц годом ранее, а вот в «застойном» августе ситуация была противоположной.
Этот, так называемый «календарный фактор», конечно, имеет место. Но даже если исключить его, производство в прошедшем сентябре поднялось на 1,6%. Эксперты убеждены в том, что роль мер, принятых РФ, ответно реагировавшей на запретительные меры Запада, переоценить невозможно. Немало перерабатывающих предприятий в стране имели незагруженные мощности, которым теперь нашли применение, конечно, ещё пока не на все сто, благодаря высокому урожаю и процессам того самого импортозамещения.
Это позволяет надеяться, что, например, наши аграрии смогут не только заполнить прилавки, — не киви, конечно, — но и загрузить переработчиков своей продукцией.
Данные, предоставленные Росстатом, гласят, что наиболее впечатляющий прирост показан обрабатывающими производствами — 3,6%. Но растут не только отрасли, ориентированные на замещение товаров попавших под санкции. Добыча полезных ископаемых дала прирост в сентябре — 2,4% в годовом измерении. Увеличилось производство чугуна (ранее импортировался с Украины), мясных и молочных продуктов, соков.
Можно ли связать столь значительный прогресс в обработке, прорыв из застойного болота лишь с импортозамещением? Ведь тот же Пищепром пошёл на подъём раньше санкционного удара: за 9 месяцев растительное масло — плюс 29%, мясо — плюс 11,4%, птица — плюс 7,4%. Корректны ли разговоры о корректирующем росте, сменившем провальную динамику? Безусловно, для составления объективной картины о промпроизводстве данных недостаточно.
Но все отмечают, что эти показатели значительно лучше рыночных ожиданий и даже оптимистичных прогнозов. Правда, ряд специалистов говорят о том, что основаниями взлёта могли стать причины не системного, а сезонного характера. Можно согласиться с этими утверждениями в случае растительного масла, а по остальным видам продукции — вряд ли. Кто отнесёт чугун к сезонным товарам? Опровергая скептиков изменившаяся экономическая обстановка пока не принесла прогнозируемого снижения спроса, увеличения стоимости ресурсов и издержек, включая непроизводственные, и, как следствие — падения конкурентоспособности.
Тем не менее, для заполнения прилавков необходима законодательная поддержка. Нужно дать российскому сельхозпроизводителю больше возможностей, а для этого можно уменьшить издержки и/или увеличить таможенные пошлины на ввозимую продукцию. Чтобы не замещать один импорт другим, — что, возможно необходимо на ближайшее время, но не в долгосрочной перспективе, — нужно создать условия для поднятия нашего АПК.
Но на текущем этапе подобной таможенной политики не выработано. Единственный пока способ господдержки и стимулирования аграриев — субсидии. Поэтому естественно, что именно они лоббируются на данном этапе Минсельхозом. Но будет ли такая поддержка эффективной? Ведь ситуацией на рынке отечественный производитель лишён возможности увеличивать цены. Конечно, субсидии на данном этапе просто необходимы. А потом на повестку дня будет поставлен вопрос о том, как справиться со структурными проблемами в сельском хозяйстве.
Властями разработана и воплощается в жизнь программа развёртывания сети агрокластеров, «овощебаз 2.0», чтобы вывести на рынок не только крупного производителя. Но есть и серьёзный минус, у российских аграриев нет гарантии, что санкции, а потом и ответные меры не будут свёрнуты. Это может лишить их всех выгод, которыми сельхозпроизводителей поманили, а потом… данная неопределённость стоит барьером и перед инвестором. Лишаться плодов труда, рисковать многим в то время, пока ситуация находится в неопределённости, решится не каждый. И в здесь от властей ждут однозначного ответа.
Главным виновником роста аналитики сочли… падение рубля, сделавшее импорт невыгодным. В итоге, стартовал столь желанный процесс импортозамещения. Ввоз товаров с начала года снизился на 4,4%. Девальвация «целкового» снизила издержки производства. А отсутствие украинской аграрной и машиностроительной продукции освободило нишу для отечественных товаров.
Всё это стимулирует процесс импортозамещения, о необходимости которого немало говорилось.
А тем временем, наблюдается противоположная картина в промышленно развитом Евросоюзе. Производство там, — не предметов роскоши или фильмов, а именно промышленное, — в августе сократилось и в месячном, и в годовом выражении. Падение — около двух процентов. И эксперты говорят о том, что статистика продолжит портиться.
Возможно, говорить о дальнейших перспективах повышения отечественного промпроизводства ещё рано. Многое будет зависеть от общего состояния экономического здоровья России. Если курс на замещение компетентно проработан и его удастся квалифицированно реализовать, показатели будут и впредь изменяться к лучшему. У наших партнёров есть финансовые рычаги, и отечественная банковская система разворачивается на 180 градусов. Посмотрим, что будет дальше, промежуточные результаты пока внушают лёгкий оптимизм.
Источник: Вячеслав Архипов