Дети год от года рождаются всё интереснее. Они не такие, как десятилетия назад, совершенно другие. Идёт процесс резкого изменения детей, который начался где-то лет 15-20 назад. В чём суть этих изменений?
Очень широкий запас разнообразных знаний, представлений о мире у детей по сравнению с предыдущими поколениями. Соответственно, IQ у детей становится выше. Но это, конечно, не самое главное.
Главное в том, что у них не исчезает познавательная активность. И с учётом того, что и источников знаний больше, и телевизор они смотрят сутками, эта познавательная потребность удовлетворяется.
Есть в связи с этим и потери. Детям стали меньше читать, детство проводят носом в телевизор или в планшет, это очень большая проблема в первом классе.
Дети меняются, и это открывает новые возможности по корректировке содержания программ начальной школы в соответствии с новыми возможностями детей. Если раньше какие-то произведения или какие-то темы по математике можно было давать только в четвёртом классе, то сейчас они спокойно «спускаются» в третий или даже во второй. В первом классе можно ознакомить со всеми частями речи и т.п. Но это не относится к текущим школьным программам и технологиям обучения, потому что по сравнению с предыдущими эпохами в разы увеличился объём информации, попадающей к ребенку. Поэтому в новую эпоху у детей есть запрос на структурирование информации. Предыдущие поколения просто накапливали информацию, нынешние вынуждены её структурировать. Для этого нужны иные технологии обучения.
Самое главное - это не дать погубить детей в первом классе, так как этот процесс идёт очень быстро. В современной школе примерно за полгода первоклассники, так сказать, «ломаются» и очень неприятные изменения происходят с мозгом. Если говорить по-простому, то дети глупеют, причём этот процесс происходит на физическом уровне. К сожалению, нервные клетки не восстанавливаются, и то, что погибло в самом начале обучения, уже не исправить. Как говорится, что выросло, то выросло. Так что надо уметь создать у детей фундамент для дальнейшего развития.
Задача начальной школы будущего - создать фундамент для любого ребёнка, причём именно на физическом уровне. Всё, что сейчас есть в педагогике, в дидактике, в медицине, что известно о развитии детей, всё это так или иначе можно и нужно использовать. Это фундамент, это построение основы в любом ребёнке для того, чтобы он в дальнейшем был успешен, чтобы ему нравилось учиться.
Почему возврат к советским методикам и учебникам не соответствует решению этих проблем? Старые учебники не учитывают обозначенных потребностей современной молодежи.
Предыдущие поколения были более терпимы к наказаниям и замечаниям во время обучения, а сейчас дети не могут терпеть неинтересное обучение. Для предыдущих поколений каждая новая информация была ценная, нынешние молодые поколения новую информацию уже не ценят; для них ценно только то, что интересно в данный момент.
Зная это, важно постараться сохранить мозг, не дать погибнуть нейронам. А нейроны гибнут, главным образом, из-за отсутствия активности. И не надо бояться нагрузки. Хотя опасения у родителей могут быть. На самом деле, мозг детей от перегрузки умеет защищаться очень хорошо. Он просто отключается. То есть ребёнок или заснёт на уроке, или упорно будет смотреть в окошко и думать о своём. Так что перегрузить ребенка не получится. А вот правильно нагрузить – это искусство.
Уже во втором классе у детей практически все школьные предметы, так или иначе, могут присутствовать понемножку для ознакомления. Со значительной частью предметов средней школы уже можно детей знакомить со второго класса. Кроме хорошей базы в виде математики и русского языка можно знакомить с физикой, с химией, историей. Не учить, а именно знакомить, пробудить интерес.
Проблемы будут с литературой, так как литература, к сожалению, в школе погибла совсем. Но это не сейчас произошло, процесс уже давний. Школы не вполне представляют себе, чему, собственно, надо детей учить на уроках литературы.
Но, в целом, средняя школа у нас очень хорошая, очень сильная. А проблема в том, что дети, которые выходят из начальной школы, они не готовы эти программы взять. Поэтому важно подготовить не таких, как сейчас, а других детей, создать других детей, которые могли бы эти программы осваивать.
С начала девяностых годов в освоении учебных материалов дела в школах становились всё хуже и хуже. Вдобавок к этому пошла жесточайшая перегрузка в среднем звене. Поэтому стоит задача немножечко разгрузить среднюю школу. Если всё сделать по уму (с использованием медийных средств, специальных приёмов и специально построенных уроков), то можно уложить всю начальную школьную математику вместо 4-х лет в 2 года. А курс пятого-шестого класса спустить в начальную школу. И тем самым 400 часов дополнительно добавить к курсу основной школы, чтобы там снять перегрузку.
Освоение математики – фундамент освоения других наук. Но, поскольку в начальной школе стало плохо не только с предметными знаниями, но и с развитием детей, то эти проблемы средствами одной математики поправить не удастся.
Придётся поправить занятия и по русскому языку так, чтобы в начальной школе справляться со значительной частью проблем развития детей.
А ведь кого из известных разработчиков учебно-методических комплектов не возьмёшь, то так или иначе в любой методике авторы стремятся учесть интересы ребёнка, особенности организма. Но не всегда учитываются особенности развития мозга. Например, мальчики до 8-9 лет не могут хорошо писать (без перенапряжения и последствий для здоровья). У них просто мышечный аппарат не готов к этому, и мозг руководить хорошо процессом письма не может. Значит, соответственно, с одной стороны мозг развиваем, а с другой стороны и требования к почерку снижаем. И никаких многочасовых переписываний прописей. Это только отвращение к письму вызывает.
Но и после этого некоторые проблемы останутся. Это проблемы изучения иностранных языков. Для их решения важно ввести в начальную школу со второго класса ознакомление с несколькими иностранными языками. Причём делать это только в определённой последовательности (например, немецкий, французский и английский), чтобы это работало и на русский язык, и на общее развитие, и на культурное развитие.
Нельзя иностранные языки давать в первом классе, потому что самая серьёзная работа в 1 классе - это построение, формирование матриц: матрицы устной речи, а затем матрицы письменной речи. Это в терминологии академика Н.И.Бехтеревой, директора института мозга.
«– Еще в школе нас учат правилам правописания, склонения и спряжения, учат, как сочетать слова, как складывать из слов предложения. Именно таким образом формируются образцы и схемы речевого поведения, которые я назвала бы матрицей правильной речи, – рассказывает Наталья Ивановна. – Она закладывается в нашем сознании в детстве и остается с нами на всю жизнь. Как и воспоминания, и ассоциации, и модели поведения в обществе и в быту. Как бы это странно, оксюморонно ни звучало, но матрица остается в нашем сознании неосознанно.
Наталья Петровна Бехтерева, знаменитый нейрофизиолог, в своей книге «Магия мозга и лабиринты жизни» пишет, как она в далекой юности шла по мосту сквозь пронизывающий ветер, сбивающий с ног, в Университет на лекции. И ничто не могло ее остановить. Спустя годы, занимаясь научными исследованиями мозга, она осознала, что преодолевала все препятствия благодаря сформированной в детстве ее матерью «матрицы долговременной памяти», в которой основным импульсом было: «Учиться!» Так и матрица правильной речи определяет языковые вкусы, предпочтения и языковое сознание и – в итоге – речевое поведение каждого из нас. Мы запомнили, что правильно именно так, и очень болезненно воспринимаем все отклонения от норм, усвоенных в детстве.»
Если в первом классе удастся формировать полноценную матрицу русского языка, то только со второго класса, используя эту готовую матрицу русского языка, в мозге очень легко отстраивать матрицы и для иностранных языков (по специально подготовленным для этого методикам и учебным материалам).
Если дети начнут изучать по одному иностранному языку в год, то в последующие годы нужна лёгкая поддержка этого через внеклассную работу. Дети, начиная думать на другом языке, открывают ещё дополнительно какие-то «дверцы» в мозгу, которые средствами других предметов открыть не удаётся.
При этом все прекрасно представляют, что система образования косная, малоподвижная. На самом деле, это правильно, потому что никакие резкие изменения в образовательной системе недопустимы. Наломать дров можно очень легко, а на восстановление потом десятилетия нужны.
Ещё 50 лет назад систему обучения поломали, и вот до сих пор расхлёбывать приходится. И восстановить и не удаётся.
Кроме того, в системе образования, в частности, в органах управления образованием очень много женщин. Принципиальная женская черта - склонность к устоявшимся приёмам действий, с большим трудом что-то новое внедряется.
При этом существующий закон об образовании написан таким образом, что программу, по которой школа работает, выбирает школьная администрация. А методику обучения выбирает сам учитель. И запретить ему, не разрешить использовать никто не может.
Чем старше дети, тем меньшее значение, на самом деле, имеет конкретная методика. Всё важнее становится уровень интеллекта, развития разных качеств ребёнка.
Трудно переоценить роль математики как в этом, так и в связке с освоением других предметов в старших классах.
Член Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию Сергеев Александр Михайлович о том, как Росатом решает кадровую проблему школьных учителей физики: "Часто мы видим, что должны как можно раньше ребят погружать в систему научно-технологических ценностей. Каким образом ребят уже в старших классах школы заинтересовать нашими научно-технологические идеями? Это очень большая задача, мы должны вернуть для учеников образ учителя-предметника, которому надо внимать, которого надо уважать. Без создания такого класса учителей у нас с вами ничего не получится. Мы можем предложить работу с учителями. Фактология за учёными, а методологию придумают учёные вместе с учителями, как это донести до учеников. В апреле уже начинается школа для учителей физики в стране, чтобы учителя и учёные были и понятны и интересны для школьников старших классов"
Если РосАтом хочет хороших студентов в ВУЗах, то нужны хорошие учителя физики в старшей школе. Но для этих хороших учителей физики нужны ученики, хорошо освоившие математику в средней школе. Значит, нужны хорошие учителя математики средних классов. А для этих хороших учителей математики нужны ученики, хорошо освоившие математику в начальной школе. А это значит, что нужны хорошие учителя начальных классов, способные с первых дней в школе пробудить интерес к математике и другим наукам, в том числе и к физике, у как можно большего количества детей. Поэтому РосАтом должен быть заинтересован в создании и таких учителей. Без этого мало что получится.
Наш ТГ-канал: https://t.me/p_g_school
Наша группа ВКонтакте: https://vk.com/p_g_school