Новости

Полку критиков Центробанка прибыло. За последние несколько недель с критикой жесткой денежно-кредитной политики Центробанка уже трижды выступил крупнейший российский государственный банк — Сбербанк. В условиях санкций, замедления экономического роста и дефицита ликвидности под удар попадают основные игроки банковского рынка, в том числе и госбанки. Регулятор же им помогать не торопится.

Ставки в рост

25 июля Центробанк в очередной раз поднял ключевую ставку — на этот раз до 8%. В качестве причины повышения были названы инфляционные риски, и ЦБ не исключил, что ставка может вырасти и в дальнейшем. Однако это окажет довольно скромный эффект на инфляцию, с которой борется ЦБ. Тем более, что основной проблемой является вовсе не рост цен, а серьезное замедление роста экономики и неопределенность геополитической ситуации.

Однако увеличение ставки уже сказывается на доступности ликвидности для российских банков После того как ЦБ в конце июля повысил ставку, вверх поползли и ставки на рынке межбанковского кредитования. Так, ставка RUONIA (рублевая депозитная ставка овернайт, отражает оценку стоимости необеспеченного заимствования банков с минимальным кредитным риском) преодолела исторический максимум 8,96%.

Дорогие деньги

Чтобы поддержать ликвидность, Центробанк выдает банкам кредиты. Лимит в 5 трлн рублей, отпущенный на 2014 год, был полностью выбран за первые пять месяцев. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина пообещала увеличить лимит еще на 2 трлн рублей.

Впрочем, как предупредили аналитики Сбербанка CIB в недавно вышедшем отчете, этот вариант доступа к деньгам является хорошим только на первый взгляд, а на самом деле загоняет банки в долговую яму.

Если совокупный долг банков регулятору достигнет 7 трлн рублей, а средняя ставка по кредитам ЦБ превысит 7%, то только на выплату процентов банки будут вынуждены тратить около 600 млрд рублей в год, подсчитали в Сбербанк CIB.

Как отмечается в отчете, политика ЦБ на первый взгляд сходна с политикой смягчения ведущих стран, в том числе ФРС США и ЕЦБ, однако при этом Центробанк предоставляет банкам гигантские объемы ликвидности по высоким ставкам. «В то же время в западных странах количественное смягчение денежно-кредитной политики начало проводиться после того, как ключевые ставки были снижены почти до нуля».

Все это в итоге может привести к убыткам банков. По данным ЦБ, в первой половине 2014 года совокупная прибыль российских банков составила 337,6 млрд рублей — это на 14% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Если прибыль продолжит снижаться такими же темпами, то к концу этого года она может составить около 850 млрд рублей. С учетом необходимости погашения кредитов к концу 2014 года банковская система может вообще оказаться в убытке.

Инфляции параллельно, экономический рост в минус

Сбербанк раскритиковал и ужесточение денежно-кредитной политики ЦБ и очередное повышение ключевой ставки до 8%. Как отмечается в традиционном еженедельном отчете, опубликованном 27 июля, сейчас регулировать инфляцию таким образом не стоит, а вот и так слабый экономический рост действия ЦБ могут подорвать. Напомним, в прошлом году российская экономика выросла лишь на 1,3%, а в текущем году рост вряд ли превысит 1%. И это еще самые оптимистичные оценки.

При этом ускорение инфляции вызвано вовсе не мягкой денежно-кредитной политикой, поскольку инфляция в России во многом носит немонетарный характер, говорится в отчете Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка «Россия: обуздать инфляцию издержек».

Согласно результатам исследования, непосредственно монетарные факторы и курсовая политика (денежное предложение, спрос на деньги и обменный курс) объясняют только половину текущего уровня инфляции — до 4 п.п. То есть далеко не все зависит от политики ЦБ. Например, существенная часть инфляции определяется повышением тарифов. В 2014 году непосредственно на долю повышения тарифов приходится 0,7 п.п. инфляции. «И это еще немного по сравнению с прошлыми годами, когда вклад этого фактора в инфляцию (при повышении тарифов на 15-20%, как в первую половину 2000-х и 2008-09 годах) достигал 2 п.п.!», — резюмируют аналитики. Велико также влияние продовольственной инфляции, однако можно рассчитывать на её снижение в ближайшие годы, поскольку затраты населения на питание снижаются по мере повышения уровня жизни.

При этом, по прогнозам Сбербанка, в ближайшие годы инфляция сама, естественным образом снизится на 0,5%. А если правительство сдержит обещание и ограничит рост тарифов инфляцией прошлого года, то она упадет еще на 0,5%.

Таким образом, заключают аналитики Сбербанка, в ближайшие годы весьма вероятно естественное снижение инфляции до уровня в 4,5-5%, даже если политика ЦБ останется нейтральной.

Санкции усиливают давление

По мнению директора Института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, «действия Центробанка сейчас действительно небесспорны. Повышение ключевой ставки естественным образом ведёт к удорожанию заимствований и снижению объемов кредитования». 

Для Сбербанка, как и для любого другого банка, уменьшение количества выданных кредитов означает снижение доходности. Приоритеты у ЦБ и Сбербанка разные: один хочет сдержать инфляцию, другой думает о том, как зарабатывать, особенно в условиях санкций. «А перспективы кредитования становятся хуже, вот и всё», — резюмирует Николаев. 

Июльская критика ЦБ со стороны Сбербанка в августе может только усилиться. Дело в том, что Сбербанк, так и не попавший под удар более жестких американских санкций, все же прописали в европейский санкционный список вместе с ВТБ, Газпромбанком, ВЭБом и Россельхозбанком. В первую очередь речь идет о доступе к заемным средствам: Сбербанк и его дочерние структуры теперь не смогут привлекать в ЕС новый долговой и акционерный капитал на срок более 90 дней. 

Очевидно, что одним из основных источников ликвидности в этой ситуации должен стать ЦБ, на поддержку которого очень рассчитывают члены санкционного списка. И хотя регулятор на словах пообещал такую поддержку, ее эффективность в условиях текущей денежно-кредитной политики остается под большим вопросом. ЦБ является третьим по значимости для Сбербанка источником фондирования — после средств населения и средств корпоративных клиентов. Если ЦБ не сможет помочь, эффект почувствуют на себе заемщики. 

По мнению главного экономиста Альфа-банка Натальи Орловой, если Центробанк не заместит тем банкам, которые попали под санкции, сократившееся финансирование, ставки могут вырасти на три процентных пункта, причем не только в банках, попавших под санкции, — эффект может распространиться на всю банковскую систему.

Источник: Газета.ру

 

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 04.05: 1 222 руб.
Поддержали проект: чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также