Аналитика

Западные и восточные сайты расследований проследили основной путь транспортировки нефти «Исламского государства» (ИГ, ИГИЛ — запрещенная в России террористическая организация) на западные рынки. По данным Министерства финансов США, на экспорте «черного золота» ИГИЛ ежедневно зарабатывает до полутора миллионов долларов. Это — главный финансовый источник поддержки террористов. И основной канал продажи контрабандной нефти, как утверждают эксперты Al-Araby Al-Jadeed, Financial Times, Reuters, Die Presse и Global research, проходит через Турцию. При этом заявления о том, что Минобороны России показывает снимки караванов бензовозов не «Исламского государства», а Курдистана, соответствуют действительности. Контрабандную нефть просто переоформляют как курдскую, заявляют эксперты. Поэтому по документам по Турции уже едет вроде как легальная нефть из Курдистана. Такой финт позволяет не только «сохранять лицо» Анкаре, но и делать заявления Белому дому, что у него нет подтверждений о контрабанде нефти ИГ через Турцию.

Дядюшка Фарид

Основную нефть для «экспорта» в ИГ добывают у сирийского города Дейр-эз-Зор и иракского Мосула. Там из-за опасности авиаударов работы ведутся от заката до восхода, а любое фотографирование категорически запрещено, сообщают эксперты панарабской газеты Al-Araby Al-Jadeed. По их данным, добычу ведут иракские специалисты, которые ранее работали на месторождениях. Судя по количеству бензовозов, пересекающих приграничный с Ираком турецкий город Сирнак, в сутки ИГ получает 30 тыс. баррелей сырой нефти.

Эксперты Al-Araby Al-Jadeed поговорили с представителями Иракской и Курдской служб разведки, сотрудниками КПП на границе Турции и Курдистана и представителем нефтяной компании, которая участвует в контрабанде нефти ИГ. И составили детальный маршрут основного пути транспортировки черного золота из «Исламского государства». Их расследование почти полностью совпадает с данными Financial Times, Reuters, Die Presse и Global research.

«После того, как нефть загружают в бензовозы, их отправляют на север, в Заху (город Северного Курдистана на границе с Турцией и всего в 88 км от игиловского Мосула), — рассказал полковник разведки экспертам Al-Araby Al-Jadeed. — После приезда, а за раз в Зоху приезжают от 70 до 100 бензовозов, на окраине города проходят аукционы. Покупателями выступает мафия контрабандистов из сирийских и иракских курдов, иранцев и турок».

По словам полковника, победитель сразу выплачивает 10−25% наличными в качестве залога. После этого бензовозы передаются водителям, у которых есть документы на пересечение турецкой границы и транспортировку грузов. Приехавшим из «Исламского государства» взамен отдают пустые грузовики, на которых те уезжают обратно.

До того, как нефть ввезут на территорию Турции, она проходит грубую переработку на небольших курдских нефтеперерабатывающих заводиках. Таким образом, во-первых, она уже не считается сырой нефтью и ее вывоз в Турцию не нарушает запрет на экспорт нефти с территории Ирака без одобрения правительства. Во-вторых, черное золото из ИГ легализуется, получая документы, что это продукт из Курдистана. По данным иракского полковника, на которого ссылается Al-Araby Al-Jadeed, на турецкой границе взятки все равно платятся, чтобы избежать малейших недоразумений.

В Турции бензовозы едут в город Силопи, к брокеру. Его называют по-разному — Доктор Фарид, Дядюшка Фарид или Хаджи Фарид. 50-летний торговец, по данным Al-Araby Al-Jadeed, имеет израильское и греческое гражданство. Его постоянно сопровождают два телохранителя на черном внедорожнике «Джип Чероки».

Израиль играют втемную?

За вычетом услуг водителя, брокеров и взяток «Исламское государство» зарабатывает 15−18 долларов с барреля. Дядюшка Фарид — не единственный, кто занимается контрабандной нефти, но считается самым эффективным брокером. Он имеет лицензии на экспортно-импортные операции и продает сырье трем нефтяным компаниям. В Турции нефть от ИГ продается уже как курдская и ничем не отличается по своим характеристикам от нее. Ее, по данным Al-Araby Al-Jadeed, экспортируют в Израиль. Транспортировку ведут через порты Джейхан, Мерсил и Дортел.

Морские инженеры Георг Киоукстсолоу и Алек Кутрубис из университета Гринвич проследили торговые пути нефти из турецкого порта Джейхан и обнаружили взаимосвязь между датами военных успехов ИГ и отгрузки крупнейших партий нефти.

В августе издание Financial Times сообщало, что 75% нефти Израиль получает из Северного Курдистана. Треть — через порт Джейхан, который американский расследователи уже тогда называли возможными воротами контрабанды нефти из «Исламского государства».

Специалисты Университета Гринвича рассказали Al-Araby Al-Jadeed, что экспорт нефти ИГ через Израиль — результат коррупции среди брокеров, а не госчиновников и компаний, которые по накладным получают абсолютно легальную нефть.

Представитель крупной европейской нефтяной компании заявил, что черное золото поставляется в средиземноморские страны. До этого проходит еще одну, но грубую переработку в Израиле, так как современных мощностей у страны нет.

«Без Израиля нефть из ИГИЛ не распространялась бы дальше Ирака, Сирии и Турции. Этой стране доверяют», — заявил собеседник Al-Araby Al-Jadeed. Его эксперты связались по Skype с людьми, близкими с ИГ, но те заявили, что им все равно, куда и как попадает их нефть. Они продают ее посредникам и брокерам. На этом их участие в «экспорте» нефти заканчивается.

Как доставляют деньги в ИГИЛ

Остальную часть денег за нефть, кроме залога в Заху, ИГ получает множеством способов. Например, через турецкие частные банки, в которых через брокеров типа Дядюшки Фарида открываются счета на анонимных граждан Ирака. Далее деньги передаются в Ракку или Мосул — их отмывают в бесчисленных компаниях по обмену валюты.

Еще один вариант, по данным Al-Araby Al-Jadeed, автомобили. На деньги ИГИЛ их покупают и экспортируют в Ирак — Багдад и другие неконтролируемые «Исламским государством» территории. Там продают, а наличность вывозят в ИГИЛ.

Турецкая военная база в Ираке: в километрах от шоссе, по которой везут нефть

О том, что основной канал «экспорта» нефти ИГИЛ идет через Турцию, вряд ли не знают в Анкаре или Вашингтоне. Однако первые все отрицают, а вторые предпочитают, по крайней мере, вслух об этом не говорить. Например, американские компании отказались от импорта курдской нефти еще в прошлом году. Среди названных причин — не одобрение правительством Ирака самостоятельного экспорта Северного Курдистана. Журналисты-расследователи предполагают, что поводов было на самом деле больше. Но ругаться со своим союзником в нынешнем ближневосточном раскладе США не намерены. Как, впрочем, и давать новые козыри России. Как итог, все разговоры о том, что удар по контрабанде нефти ИГИЛ подорвет благополучие террористов, так и остаются разговорами. И мир ни на шаг не приближается к тому, чтобы избавиться от террористической заразы, роль Турции в распространении которой непонятна до сих пор.

На прошлой неделе на Ближнем Востоке разразился очередной скандал. На военную базу Турции в северном Ираке Анкара перекинула настоящий воинский контингент. В Багдаде справедливо посчитали, что батальону и нескольким десяткам танкам чужой страны в Ираке без разрешения правительства делать нечего. И заявления о подготовке Турцией курдов для войны с ИГ — лишь прикрытие для неких далеко идущих планов. Не секрет, что в Ирак Турция зашла еще в 2008 году, чтобы якобы подавить боевиков-курдов Курдской рабочей партии (не путать с Северными Курдистаном). С тех пор там и осталась. Военная база Турции находится в 20 км от Мосула. Этот город контролируется ИГ, но его называют столицей туркоманов, которых на севере Сирии неистово защищает Анкара. Поэтому планы Турции с учетом ее имперских абмиций могут быть самыми разными. Но в нашем случае любопытно другое. В километрах от военной базы проходит трасса в Северный Курдистан. Именно по ней и идут караваны бензовозов с нефтью от ИГИЛ.

Источник: eadaily.com

Чтобы быть в курсе текущих событий и аналитики, используйте Новостную ленту

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 23.11: 9 771 руб.
Поддержали проект: 16 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также