Интеграция — одна из тенденций последнего времени. Четырьмя десятками государств мира, — в этом числе, конечно же, нет Украины, которую готовы заменить Индия и Япония, — официально озвучено желание присоединиться к пятёрке стран СНГ, чтобы значительно «расширить и углубить» зону свободной торговли (ЗСТ). Это неплохой подарок к двадцатилетию растущего альянса. Планирующейся интеграционный союз призван связать Западную Европу при помощи «локомотива объединения», — пятёрки Евразийского экономического союза, — с Азиатско-Тихоокеанским регионом в единое пространство.
Об этом сообщил в Астане российский спикер Сергей Нарышкин, напомнив, что первым идею евразийской интеграции предложил казахский президент Назарбаев. Было это два десятилетия назад в МГУ.
В апреле 2014-го года национальный лидер Казахстана,«главный интегратор» не только не отказался от своей идеи, но и озвучил концепцию ЕАС. Локомотив объединения, начертавший на своём щите максиму: «руководить — это не руками водить, руководить — это значит предвидеть» в течение 15-ти лет высказывал самые значимые интеграционные инициативы.
Евразийский выбор уже сделан пятью государствами СНГ, к которым готовы присоединиться ещё четыре десятка стран мира. Пока к торговому альянсу, сформировав ЗСТ с материковым интеграционным объединением. Наряду с этим, кое-кто из партнёров по Содружеству, находясь под внешним давлением, уклоняется от равноправного участия в ЕАЭС для ассоциации с Евросоюзом. А это предполагает полное доминирование ЕС. Казахи подходят к альянсу более чем серьёзно, там создана «Группа оценки рисков», тщательно анализирующая кандидатов в Таможенный союз.
Нарышкин считает, что геополитический выбор — право каждого государства, но политики, принимая решения, должны учитывать позицию всех граждан своей страны, ну и конечно, позицию соседей — главных экономических партнеров. Спикер убеждён, что следует активизировать межпарламентское сотрудничество стран союза. Первый шаг — предусмотреть проведение экспертизы законопроектов государств на соответствие соглашению о ЕАЭС.
Необходимы будут коллегиальные совещания профильных парламентских комитетов, чтобы обсудить наиболее значимые программы и документы на пути интеграции. Он убеждён, что европейский и евразийский векторы интеграции не противопоставляются, первая — часть второго, как Европа — часть Евразии. Члены альянса добиваются гармонизации процессов объединения.
ЕАЭС — международный экономический альянс, основан с целью укрепления экономик участников на основе Таможенного союза ЕврАзЭС и ЕЭК в мае 2014-го. В составе: Армения (присоединилась истекшим летом), Белоруссия, Казахстан, Россия. Вступает в силу с 2015-го, когда к альянсу присоединится Киргизия, решение принято в мае этого года. Сотрудничество в области экономической межгосударственной интеграции на постсоветском пространстве началось в 1990-х. 1999-й — подписан Договор о Таможенном союзе.
Интеграция соседних стран — обычная практика. Но в ТС «стучатся не только приграничные государства. Несколько оторвана от союзников Армения, но там со вступлением в ЕАЭС согласна даже оппозиция. Но это вовсе не значит, что наша страна проявляет интерес лишь к укреплению связей внутри СНГ. Союз развиваетсотрудничество и с государствами дальнего зарубежья. Решено, что новым членом альянса станет Вьетнам, который уже в следующем году узаконит тесные связи с Россией.
Конечно, учитывая перспективы модернизации экономики, также важны были отношения с ЕС и США, но… впрочем, и в прошлом, при Железном занавесе, отечественная наука и промышленность как-то получала передовые технологии, позволявшие летать в космос, и не только. Также заинтересованность к более тесным связям с ЕАЭС проявляют государства АСЕАН, подтвердившие создание регионального экономического альянса, Юго-Восточной, — и не только, — Азии, Латинской Америки. Да, и Индия с Японией — неплохая замена Украине. У союза есть потенциал стать базой для функционирования экономик участников на базе единого законодательства.
С одной стороны, зоны свободной торговли, конечно, не предписывают тесного сближения участников, лишь давая выход на их рынки, с другой, торговля — начало крепких связей. Вместе с тем, нормы евразийского союза не запрещают контактов «на стороне», даже приветствуют их. Так, Беларусь, 18 лет являясь членомCEI, организации Центрально-Европейская Инициатива (Объединение государств, раньше входивших в СЭВ плюс Италия и Австрия), призывает к расширению сотрудничества стран ЦЕИ и ЕАЭС.
Есть ли смысл альянсу форсировать сближение с ЕС, в последнее время бросающих в сторону России всевозможные обвинения? Вопрос более чем спорный, ведь практически всё, ну, может быть, за исключением «столь необходимых» ВС РФ «Мистралей», можно получить на азиатском рынке, достаточно технологически продвинутом: Южной Корее, Сингапуру, Китаю по силам обеспечить любые потребности, пока не научимся многое делать сами.
Отношения с ЕС нашей страны подошли к «моменту истины», требуют определения дальнейшего вектора развития, убеждён глава МИД РФ. Сергея Лаврова не покидает уверенность, что улучшению отношений альтернативы нет. Но, учитывая силу евросоюзников в регулятивном плане, нужно быть аккуратней при обсуждении создания ЗТС с еврозоной. РФ остается открытой к взаимодействию с остальными государствами и региональными объединениями, но ни в коем случае не будет отказываться от давно выбранного курса на углубление сотрудничества со странами Востока. Делаться это будет не как альтернатива отношениям с ЕС, а одновременно с ним.
В сентябре ЕАЭС принято решение о формировании общей финансовой системы. Руководство стран понимает проблемы, стоящие перед странами в преддверии этого шага. Переход на общую валюту форсироваться не будет, ведь экономисты-нобелиаты не всегда — сторонники общей валюты.
Эксперты понимают, что по каждой из намечаемых ЗСТ необходим тщательный анализ. Тонкость состоит в структуре нашего экспорта, ведь для РФ это, в основном, — сырьё и открытие для нас рынков — не является рискованным для партнёров. Для России же есть вероятность оказаться под гнётом импортного продовольствия, бытовой техники, прочих товаров. Конечно, потребителю это выгодно. Но получат ли отечественные предприятия возможность конкурировать с иностранными производителями? Для продовольственной и другой безопасности необходимо всё детально продумать и тщательно взвесить.
Источник: rb.ru