Недавно ко мне в гости пришёл старый друг и пока мы пили чай, разговор перешёл в русло обсуждения разницы нашей жизни с поколениями наших предков. В результате мы выявили интересную закономерность, которую я покажу вам на истории рода моего товарища.
Из старшего поколения он застал свою прабабушку 1901 года рождения. Она пережила все войны и революции, выпавшие на ХХ век, и умерла в 96 лет в полном сознании. На протяжении всей своей жизни она занималась воспитанием детей и домашним хозяйством, не жаловалась на жизнь, хотя сполна от неё хлебнула. Её начального образования, полученного в церковной школе, было достаточно для полноценного существования в современном ей обществе, хотя она с трудом пользовалась телевизором и у неё никогда не было телефона.
Его дед 1914 года рождения был из кочевой семьи казахов, окончил 4 класса начальной школы, после смерти своего отца был вынужден переехать на Урал, где стал работать на металлургическом заводе. В 1938 году ушёл в армию, а через год после демобилизации началась Великая Отечественная война. И он в составе 36-й гвардейской стрелковой дивизии прошёл всю войну, закончив её в Австрии. Затем всю жизнь проработал в патрульно-постовой службе милиции.
Послевоенному поколению ровесников его отца 1950 года рождения повезло родиться в относительно спокойное время. Он, как и его мама, получили среднее-специальное образование, но в отличие от своих родителей им за свою жизнь пришлось постоянно повышать свою квалификацию, либо переучиваться на новые специальности.
Сам друг родился в 1979 году, вскоре началась война в Афганистане, затем перестройка, крушение СССР, расстрел Верховного Совета, чёрный вторник (дефолт в 1998-м), 11 сентября 2001 года и т.д. Это поколение попало в эпоху коренных перемен, происходящих в обществе. За время его жизни он получил средне-специальное и высшее инженерное образование, постоянно занимается самообразованием и освоил огромное количество профессий, которые периодически пригождаются ему в жизни.
Его друг родился в 1991 году, через год после смерти деда, уже в другой стране и другой культуре, он не застал ламповой электротехники, не успел наговориться по проводному телефону, не писал бумажных писем, рано начал пользоваться компьютером и сел за руль.
И вот какую интересную закономерность мы выявили: с каждым новым поколением, которое вступает в жизнь видно, как количество необходимых для жизни знаний и навыков становится всё больше. Почему так происходит?
Недавно просматривая новостную ленту, я увидел сообщение о том, что в 2020 году средний возраст россиянок, родивших первого ребенка, составил 27-28 лет. Если проанализировать прошлое, то на достаточно длительном отрезке человеческой истории средний возраст матери при рождении первого ребёнка колебался в диапазоне 20-25 лет. Так как при зачатии происходит обмен генетической информацией,и рожденный ребенок несёт уже новый генетический код, то можно определить, что примерно каждые 25 лет происходит смена информации на биологическом уровне в каждом новом поколении.
Люди - биологический вид, который подвергает обработке всё, что получает от природы и занимается творчеством, создавая нечто новое. Так в биосфере человеческое общество создало техносферу, которая постоянно видоизменяется и совершенствуется. Особенно сильно скорость изменения техносферы выросла в ХХ веке. Что коренным образом повлияло на скорость циркуляции информации в обществе. Если раньше максимальная скорость передачи информации была ограничена скоростью передвижения конной повозки, то теперь она стала практически мгновенной. Мы видим, что частота смены технологий постоянно нарастает. Но техническая информация — это только часть общей информации культуры человечества, в общем, такому же закону изменения подвержена вся культура.
Проанализировав всё это, мы с другом увидели, что частота смены поколений на протяжении исторического процесса практически не изменилась, а частота смены технологий резко выросла. Теперь за время нашей жизни происходят многократные изменения в окружающем социуме (изменения в информационном состоянии общества). Меняются и отношения людей к происходящему вокруг них. И мы поняли, что в современном обществе стало необходимо непрерывно осваивать новые знания и профессии, пересматривать и изменять свои стереотипы. Теперь мы видим почему некоторые наши друзья застревают на неинтересной и низкооплачиваемой работе. Чтобы приспосабливаться к таким быстрым изменениям, нам необходимо уметь овладевать новыми знаниями непрерывно в течение всей жизни, а для этого надо уметь учиться, вырабатывать метод освоения новых знаний.
Вот к таким мыслям мы пришли, размышляя о прошлом. Полезно порой попить чайку со старыми друзьями.
Источник: Наум Матрин