В СССР действительно выставлялась оценка за поведение, но она мало на что влияла, если, конечно, ребенок не поступал в Нахимовское или Суворовское училище. Да, сейчас ситуация подошла к критической: учитель полностью бесправен, его можно оскорбить, кинуть в лицо тортом, как сделали ученицы в школе города Дзержинска, и, как говорится, ничего за это не будет. Потому что по закону не подлежат никакому наказанию.
Вопрос стоит прежде всего в том, на что сможет влиять гипотетическая отметка за поведение. При нынешнем законодательстве - ни на что. Ни в отношении детей, ни в отношении родителей. Потому что за плохую оценку не будет санкций. Поймите, отметка - это оценивание и должны быть санкции после ее выставления. Если их не будет - она бесполезна.
Второй вопрос: а кто и на основании каких критериев будет выставлять оценку за поведение? Классный руководитель, как было во времена СССР? Какая-то комиссия - из кого, когда ей собираться? То есть должна быть разработана четкая система оценивания. Но, повторюсь, без введения санкций за плохое поведение она бессмысленна абсолютно. Можно и не начинать разрабатывать эти критерии - только время тратить.
Какими теоретически могут быть санкции? А не нужно ничего особого придумывать. Проще заглянуть в советские времена. За недостойное поведение все-таки могли исключить из школы. У нас в школьном музее хранятся журналы педсоветов тем времен. И в них есть записи типа: "исключен из школы за то, что ругался матом", через две недели бывший ученик осознал, попросил прощения, и педсовет принял его обратно. Возможно ли такое сейчас? Ответ всем нам известен.
Чтобы оценка за поведение не стала формальностью, а имела смысл, придется многое менять в законодательстве, в том числе и в Законе об образовании, локальных актах. Я говорил об исключении из школы за употребление мата. Исключение - крайняя мера. Попробуйте сейчас исключить ребенка из школы за гораздо более серьезные нарушения! Не удастся: закон обязывает дать полное образование независимо ни от чего. За плохие поступки могут максимум пожурить, вызвать на педагогическое совещание. Да и то с опаской вызовут - потому что родители легко могут в суд подать, за то что вы якобы унижаете ребенка и наносите ему психологическую травму. К тому же - ну, предупредите вы ребенка раз, другой, а потом он и вовсе перестанет реагировать на замечания.
Так что или всерьез заняться пересмотром законодательства - и в плане ответственности ученика, и в плане ответственности родителей, либо - вообще ничего не делать и задвинуть идею введения оценки за поведение на прекрасное далеко.
Кстати, что делать с учеником, который ведет себя тихо, а учиться не хочет от слова совсем? Хронически неуспевающего вынуждены переводить из класса в класс. Попробуйте ныне оставить ребенка на второй год, - посмотрим, как это у вас получится. Родители откажутся оставлять - и все.
И как-то забывается, что при плохом поведении одного или нескольких детей в классе - страдает весь класс. Потому что всегда есть ребята, которые хотят учиться и которые ведут себя достойно.
По нынешним временам за все отвечает школа, учителя, директор. Даже если дойдет до брошенного в лицо педагога торта, то виноват - директор. Потому что все случилось в здании школы, мол, плохая воспитательная работа. С родителей не спросишь. И пока будет такое положение вещей - вводить оценки за поведение смысла не вижу.
Источник: rg.ru
Профессор УрФУ Амиров: Сегодня школа безоружна перед ученической невоспитанностью
Президент Путин удивился тому, что из школы исчезли оценки за поведение. И высказался за обсуждение этого вопроса специалистами.
Тут действительно есть, что обсудить. Потому что оценка за поведение имеет воспитательную функцию. Пока для учителя имеется возможность дать оценку соответствию поведения ученика нормам, принятым в обществе и школьном социуме, школа сохраняет воспитательный потенциал.
А если такой оценки нет в принципе, то школа становится учреждением, предоставляющим образовательные услуги. А ученик, соответственно, потребителем этих услуг. И как потребитель он всегда прав. Даже когда неправ категорически.
Печальные события последнего времени, когда в одной из российских школ ученицы ударили тортом в лицо педагогу, а в другой агрессивно настроенный ученик сломал преподавателю нос, показывают, что от воспитательных функций школьного образования мы отказались, как минимум, рано. А, скорее всего, и вообще - зря.
Советская система формирования гражданственности базировалась на семье и школе. Эта система предполагала непрерывность воспитания: после школы морально-нравственным становлением личности занимались вуз или профессионально-техническое училище, армия и трудовой коллектив. Процесс был непрерывным, но все-таки главной, первичной ступенью являлась именно школа. А главным непосредственным воспитателем - учитель, пользовавшийся уважением и доверием общества.
Оскорбление учителя - событие по тем временам из ряда вон выходящее и влекущее серьезные последствия. Как минимум, из школы могли просто отчислить. Поднять же на учителя руку было абсолютно немыслимым.
А сегодня школа совершенно безоружна перед проявлениями ученической невоспитанности и откровенного хамства. Она не может не только отчислить, но и даже поставить двойку за поведение.
Вместе с тем мы должны понимать, что дело не в двойке. Возвращение оценки за поведение нужно рассматривать в контексте более широком и подразумевающем коренную перестройку системы воспитательной работы со школьниками. Наряду с гарантией безусловного права юного гражданина на образование должны появиться и гарантии соблюдения им норм общественной морали. Честность, порядочность, дисциплина, умение жить в коллективе - не пустой звук. Если мы не научим этому в школе, то дальше будет хуже. Примеров справедливости этого тезиса немало, мы видим их в СМИ каждый день.
В те же упомянутые давние теперь уже советские времена наряду с аттестатом абитуриент представлял в вуз, техникум или ПТУ характеристику, выданную школой. Там и отмечалась среди прочего его поведенческая зрелость. Не пора ли вернуть и эту норму? Тоже вполне достойный вопрос для обсуждения специалистами.
И не стоит думать, что мы возвращаем школу в прошлое. Такое уже невозможно в принципе. Напротив, опираясь на опыт прошлого, мы смотрим в будущее. Сильную страну нельзя построить без воспитания гражданственности. Оценка за поведение - маленькая, но важная частица этого процесса.
Источник: rg.ru