Аналитика

nm system

В очередной раз судьба привела меня в славный город Чебоксары. Наконец мне удалось лично встретиться с Владимиром — учителем универсалом, с которым до этого мы проводили много бесед о русской школе. На этот раз Владимир не только говорил о проблемах школы и интересовался принципиальным отличием русской системы образования от остальных, но и хотел предложить решение возникших проблем. Это было вдвойне интересно, ибо как говорил Ломоносов: «критиковать немногого стоит, предложить нечто лучшее — вот что достойно настоящего человека».

Перед тем как мы приступили к обсуждению решения проблем школы, я поделился своим видением одного на мой взгляд очень важного термина. Я сказал Владимиру, что нашёл хорошее определение понятию «системный подход». Системный подход означает, что мы должны всегда рассматривать не только одну систему саму по себе, но и выявлять объемлющую её систему и подсистемы, выяснять все их взаимосвязи и таким образом рассматривать любую проблему или задачу более целостно. Зачастую невозможно решить проблему на том уровне, на котором она возникла, необходимо выявить все уровни и все причины.

Сразу, не отходя от темы, я поделился ещё одним термином, который очень часто употребляют, но на мой взгляд недостаточно чётко понимают. И именно системный подход даёт на мой взгляд лучшее понимание этого термина. Я рассказал Владимиру о том, как я понимаю слово «гармония». Если мы рассмотрим систему параллельно с объемлющей системой и со всеми подсистемами, то «гармонией» я бы назвал соответствие различных уровней между собой. В самом простом определении «гармония» — это соответствие малого большому и большого малому. Под соответствием можно понимать, соответствие целей, подходов, там же может быть взамопонимание и взаимопомощь и прочее. В идеале соответствие должно быть не только на двух ступенях, но и на всех взаимовложенных уровнях.

Владимиру очень понравилось моё определение. Он даже добавил, что в гармонии зачастую можно выделить ещё общий замысел и последовательные действия, поддерживающие друг друга. Как в музыке, когда каждая нота или каждый аккорд звучит гармонично, когда он содержит частоты или обертоны, соответствующие предыдущему аккорду, и при этом вся мелодия имеетобщую идею произведения. В оркестре дирижёр (надсистема) вовремя показывает различным музыкантам, когда они должны подключаться к произведению. Музыканты (системы) без фальши исполняют свою часть композиции. Общий замысел композиции был заранее продуман композитором и записан у каждого музыканта и дирижёра в нотах.

Нашу беседу можно было также назвать гармоничной, потому что мы дополняли друг друга, искренне стараясь помочь приблизиться к истине — общему большому замыслу, который включает в себя реализацию своего личного предназначения и помощи всему обществу в решении насущных проблем.

После того, как мы обсудили теоретические вопросы определения таких важных терминов как: «системный подход» и «гармония», Владимир сказал, что оказывается именно их он и использовал для того, чтобы найти решение проблем образования. При этом он их так не называл, а использовал те же принципы, только неосознанно. Это было крайне интересно для меня, потому что похоже удалось выявить и определить в лексической форме то, что уже давно понятно и известно многим, но было сокрыто в глубинах подсознания.

Прежде чем мы перешли к обсуждению решения проблем школы, я попросил Владимира сделать текущий обзор её состояния и по возможности обзор всех альтернативных методик, которые были на слуху. Каково же было моё удивление, когда оказалось, что Владимир не только хорошо знал все методики, но и испытал их на практике. Он учил детей и в государственной школе, и в частной, и на домашнем обучении, и в качестве репетитора, а также проводил онлайн-занятия. Использовал методики Базарного, Сухомлинского, Жохова. Изучал опыт Щетинина и Макаренко. Такой богатый опыт в наше время редкость. Он по праву мог сказать, что прошёл огонь и воду в системе образования находя при этом многие подводные камни.

С подводных камней мы как раз и начали нашу беседу. Прежде всего, Владимир поделился своим видением понятия “школа”. Для него школа — мостик знаний между наукой и будущей профессией учеников. Именно научным знаниям, проверенным практикой жизни, должны учить в школе. Наука должна давать знания о том, кто такой человек и как ему полноценно развиваться без конфликтов с самим собой и окружающим миром. По его словам, школу необходимо рассматривать системно. Сейчас, в основном, уделяется внимание только взаимодействию учителя и учеников. Однако, нужно учитывать ещё и подсистемы, такие, как родители, директора школ и надсистемы в виде государственного управления в лице чиновников, сферу науки. Так же в данной структуре необходимо учитывать смежные системы, а именно производителей, предпринимателей и других лиц, которые потом будут пожинать плоды образования, когда подготовленные кадры после школы пойдут трудиться на предприятия.

Это и был системный подход, когда рассматривается школа не сама по себе, а целиком берётся вся цепочка участников, все надсистемы и подсистемы. Если рассматривать более детально, то необходимо было бы ещё учитывать средства массовой информации, министерство культуры и вообще культуру всех народов, которые участвуют в системе образования. Также стоит рассмотреть другие государства и вообще надгосударственное управление в этой цепочке. Владимир меня в этом поддержал и сказал, что конечно же, лучше рассматривать всех участников процесса, особенно если они оказывают существенное влияние.

Владимир сразу сказал, что только рассматривая всю эту взаимовложенную и взаимообусловленную структуру можно легко оценить большинство существующих методик. Так например методика Макаренко совершенно не учитывает родителей в процессе образования. Оно и понятно, ведь его методика была придумана и реализована на беспризорниках — детях без родителей. Реализация его подходов в массовом образовании, по сути, потребует сделать всех детей беспризорниками или просто оторвать их от родителей на длительное время. Тем же самым недостатком обладает система Щетинина, где обучение происходило в закрытых учебных заведениях, куда не допускались родители. Кроме того, методики Макаренко и Щетинина не рассматривают взаимодействия на более объемлющих уровнях, таких как взаимодействие школы с госуправлением и наукой. А без этого мостика к научным знаниям может и не получиться.

Так например в методике Базарного по сути представлены лишь медицинские методы, помогающие не потерять здоровье в школе. Однако взаимодействие с надсистемами, предпринимателями и родителями рассмотрено крайне скупо. У Сухомлинского методики вообще практически нет. Основной его посыл заключается в любви к детям. Безусловно это важно. В своих книгах он много уделяет внимания этому, приводит много примеров. Однако целостной методики у него не получилось выработать даже на уровне ученик-учитель. Других уровней он касался крайне слабо.

Мне было очень интересно послушать проблемы современной государственной школы. Методику современной школы сам Владимир называл репрессивной. Он говорил, что только два сорта учеников не подвергаются репрессиям — это девочки-отличницы и мальчики-двоечники. Если первые считаются эталоном, то со вторыми просто не знают, что делать, т. к. не могут от них ничего добиться. В качестве одних неочевидных проблем он высказал то, что программы учебных занятий составлены таким образом, что учебники не соответствуют контрольным работам, и всё это вместо практически никак не связано с выпускными экзаменами. В итоге у учителя встаёт вопрос, к чему готовить. Уделять время для подготовки к контрольным и экзаменам чаще всего приходится за счёт основной программы. Всё это приводит к тому, что ученикам приходится нанимать репетиторов, а это путь к платному образованию.

Одной из проблем в системе государственного образования, Владимир уделил внимание больше всего — это чрезмерный перекос в составе школьного управления и педагогического состава в сторону женщин. Так уж сложилось на протяжении тысяч лет, что главная задача женского организма была приспособиться к подчас сложным условиям окружающей среды и выжить. Для мужчин более важным зачастую является не вопрос приспособления, а вопрос развития и решения насущных задач. Владимир привёл один очень показательный пример, когда он обратился к управленческому звену в школе, где присутствовали одни только женщины, с вопросом о несоответствии контрольных работ учебной программе, то получил крайне неожиданный ответ. Ему сказали, что он задаёт очень интересные вопросы, но все уже давно не думают про это и считают пройденным этапом, потому что уже приспособились. Получается что вместо того, чтобы выявлять суть проблемы, как и подобает женской природе, женский коллектив приспособился, научился писать красивые отчёты и счёл этот вопрос для себя решённым. Такой перекос в сторону приспособления приводит к тому, что проблемы только накапливаются. Именно этот ворох проблем просто не давал Владимиру со спокойной душой работать в школе. Более того сама система из-за этого способствовала тому, что чем больше Владимир уделял внимания детям, чем лучше старался научить, тем больше ему попадало от начальства и тем меньше он получал зарплату.

По мнению Владимира гармонизировать образование можно, если в школе педагогический состав сделать наполовину мужским и наполовину женским. Например, если в начальных классах основной урок вёл бы мужчина, а женщина ему бы помогала решать вспомогательные операции, такие как прогулки на свежем воздухе, написанием отчётности и прочее. Сама по себе взаимодополняющая работа мужчины и женщины давала бы детям хороший пример, на основе которого складывались бы хорошие отношения у мальчиков и девочек в будущем. К сожалению, реальных примеров такого взаимодействия в школах нет.

Несмотря на все проблемы государственного образования, Владимир был очень рад тому, что оно вообще сохранилось. Особенно учитывая тот факт, что он испробовал другие формы, такие как домашнее обучение, частная школа и репетиторство. Дело в том, что на домашнем обучении дети остаются на попечении и воспитании родителей. А все методики воспитания и образования написаны для случая, когда учитель учит чужих детей. Методик того, как родителю учить своего ребенка — нет. Зачастую это приводит к тому, что родители не выглядят в глазах детей авторитетом, не могут обеспечить нужный уровень внимания и дисциплины. И более того, если по поначалу родители как-то справляются с нагрузкой, то по мере усложнения программы становится настолько много школьных предметов, что они в любом случае вынуждены нанимать репетиторов.

Удалось Владимиру поработать и в частных школах. Он отмечает, что к сожалению, когда образование становиться платной услугой, которую заказывают родители, чаще всего женщины, основной задачей учителя становится не передача знаний, а необходимость понравиться родителям и ученикам. Это приводит к тому, что занятия превращаются в развлечения. И задачей учителя становится увлечь и развлечь детей. Та же самая проблема стоит у репетиторов и при онлайн образовании. Как заметил сам Владимир, массовое внедрение онлайн образования приводит к тому, что оно подходит очень узкой группе учеников, но для большинства приводит к их деградации.

Как я, так и Владимир, заметили, что в информационном поле предлагаются два варианта изменения школьного образования: первый — вернуться обратно в систему Советского Союза, второе - массовая цифровизация, грозящая отрывом человека от реальной жизни и погружением в виртуальные миры. Виртуальные миры намного проще и примитивнее настоящего, поэтому это приведёт к сильной деградации. Однако, и возврат в систему Советского Союза не так хорош, как многим может показаться. Дело в том, что в СССР массовая школа до начала развала во времена Сталина была заточена на воспитание пусть и творческого, изобретательного инженера, но всё-таки биоробота. Сейчас перед страной, да и всей планетой стоят настолько сложные задачи, что даже такое образование, которое было на тот момент лучшим в мире, что признавали все, даже в США, не сможет справиться с такими задачами. Необходимо развивать в человеке не только привычки и навыки подчинения, но и волю, позволяющее ему быть выше обстоятельств, развивать целостное мировоззрение, позволяющее всем стать Человеком с большой буквы. Человеком способным к решению самых сложных задач, любящим себя и окружающих, да и весь мир в целом. Человеком гармонизирующим все взаимовложенные системы, в которых он участвует.

Напоследок Владимир рассказал о системе Жохова. Можно сказать, что это его отрада, та система, которую он реально применял на практике для обучения детей с первого по пятый класс. Именно в этой методике Владимир увидел целостный взгляд на то, как применяется системный подход и обнаружил принципы очеловечивания, которые были разработаны на основе научного подхода. В ней учитывалось то, что в возрасте около 6-ти лет начинает бурно развиваться мозг человека, появляется множество новых связей между нейронами. И если в это время ребенок не получит должную и правильную нагрузку на мозг, то эти связи просто отомрут.

Мы с Владимиром пришли к пониманию необходимости проведения комплексного выявления всех проблем и нестыковок на многих уровнях от науки, госуправления, директоров школ до учителей, родителей, представителей производства и до самих учеников. Необходимо выявить все негативные воздействия на цепочку передачи знаний. Особое внимание стоит уделить тем силам, которые приводят к тому, что элементы системы начинают конфликтовать друг с другом. По сути, идёт информационная война, в которой есть силы заинтересованные в полном уничтожении школы. К сожалению, в этой информационной войне основной удар приходится брать на себя женщинам, т. к. именно они в большинстве своём представлены в управлении и педагогическом составе.

Для того, чтобы поправить положение дел в школе Владимир предложил провести «специальную школьную операцию», которая подготовит и призовёт мужчин в школу, с одновременной разработкой новых методик очеловечивания, повышением зарплаты и обезвреживанием центров принятия решений в информационной войне против школы, решая все описанные проблемы комплексно и одновременно. На всех уровнях «мостика знаний» необходимы заинтересованные люди, которые поначалу выявят все проблемы, расскажут о них населению, поставят цель, чтобы получить ещё большую поддержку общества и далее приступят к подготовке кадров на всех уровнях, чтобы потом без конфликтов встроить их в уже существующие структуры. В этом может поучаствовать каждый, создавая свои рабочие группы из заинтересованных лиц.

Такой обстоятельной и деятельной беседы по проблемам и главное решениям в системе образования мне не доводилось проводить ни с кем более. Лично я считаю, что системный подход и стремление к гармонии необходимо применять для решения любых сложных задач. Более того, было бы неплохо использовать мировоззрение основанное не на материи и энергии, а на алгоритмах и информации. Во времена информационных войн именно алгоритмы и информация выступают в роли оружия, которое может приводить к разрушению жизненно важных систем, одной из которых является школа. Именно представляя модель окружающего мира в виде информационно-алгоритмической системы, можно мыслить не состояниями, а процессами. А представляя системы в рамках взаимосвязи с надсистемами и подсистемами получается мыслить не только процессно, но и системно, выявляя все возможные сценарии развития событий одновременно на разных уровнях.

Будущее всегда основано не на технологиях и потреблении. Будущее — это прежде всего новое мышление. Я сам стараюсь помогать другим мыслить системно и целостно, и меня очень вдохновляет то, что существуют люди, которые также задумываются над системным подходом и решают свои проблемы не методом «цель оправдывает средства», а методом «цель оправдывают средства», продумывают все последствия своих действий на системы различных уровней.

Источник: Наум Матрин

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 15.12: 3 122 руб.
Поддержали проект: 9 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также