В прошлые выходные мне удалось встретиться с друзьями – Глебом и Александром. Со времён институтской молодости прошло много лет, все обзавелись семьями, поэтому собраться вместе получается нечасто. Времени для беседы у нас было достаточно, и, обсудив текущие дела, мы перешли к разговору на более глубокие темы.
– Послушайте, у меня дочка в этом году пойдёт в первый класс, – сказал Александр, - я немного переживаю по этому поводу, решил с вами обсудить.
– Вычитать и умножать, малышей не обижать учат в школе, учат в школе, учат в школе. – запел Глеб.
– А что именно тебя волнует? – поинтересовался я.
– Кто и как будет учить моего ребёнка, насколько подготовленным к жизни он выйдет из школы?
– Тут ещё нужно уточнить – чему будут учить? – дополнил Глеб.
– Надеюсь – разумному, доброму , вечному! – улыбнулся Александр.
– В интернете пишут, что школа сейчас оказывает образовательные услуги и в вопросе воспитания детей самоустранилась. – задумчиво сказал Глеб – Соответственно, воспитанием, а также всеми предметами и навыками, не входящими в школьную программу, нужно заниматься родителям самостоятельно. Поистине бесконечна мудрость русских пословиц – хочешь сделать хорошо – сделай сам.
– Я вообще-то сварщик, не учитель ни разу. В школе для этого есть специально обученные люди. – парировал Александр.
– А как вы считаете, каких предметов не хватает в школе на данный момент? – задал я вопрос товарищам.
– На мой взгляд, – сказал Глеб: – Сейчас нужен предмет: “Основы мировоззренческой безопасности”.
– Что это такое? И c чем его едят? – пошутил Александр.
– Ну вот смотрите. Есть предмет ОБЖ, на котором детей учат, как действовать в случае пожара, наводнения, урагана. В общем: как не убиться раньше времени, как обезопасить своё тело. Но человек – это не только тело. – начал своё повествование Глеб.
– Совершенно верно, – поддержал его я: – Если рассуждать по этой логике, то получится, что компьютер – это металлический ящик с проводами. Нельзя упускать из виду информационную составляющую человека.
– Тело обезопасили, хорошо. А что дальше? – продолжил Глеб: – Растут два мальчика, с виду очень похожи, две руки, две ноги, голова. В итоге один становится директором завода и приносит огромную пользу обществу, а второй спивается и умирает под забором. В чём причина таких диаметрально противоположных результатов?
– Получается, причина в голове у каждого человека. – заключил Александр.
– Думаю, в мировоззрении, если обобщить. – сказал Глеб: – Я убеждён, что, чем лучше ребёнок понимает окружающий мир, тем лучше сложится его жизнь. Другими словами: чем полнее мировоззрение человека отражает объективную реальность, тем точнее он сможет моделировать течение различных процессов, что позволит принимать наиболее качественные управленческие решения. Следовательно целью предмета ОМБ является формирование адекватного мировоззрения у детей и защита от самых распространённых ошибок в жизни.
– Для внедрения данного предмета в программу общеобразовательной школы нам нужно хорошо потрудиться, – высказал я своё предположение: – А нашим детям уже сейчас очень пригодится методология познания и творчества, знание теории управления, социологии, и умения применять эти знания. Лично я сам имею опыт, как можно включать такие знания практически в любой предмет школьной программы. И чем больше людей будут обладать таким знанием, тем больше вероятность, что такая информация появится в школьной программе.
– Поэтому, Саня, только сварщиком ты мог быть сто лет назад, а сегодня так не работает, мир изменился. – по-дружески сказал Глеб: – Сейчас необходимо быть специалистом широкого профиля. Видишь, есть необходимость у детей в получении знаний, а закрыть её некому – бери дело в свои руки. Помнишь песню:
В любви надо прямо и смело
Задачи решать самому.
И это серьезное дело
Нельзя поручать никому!
По окончании нашего разговора Александр принял решение стать педагогом-любителем и преподавать своей дочери и её друзьям основы мировоззренческой безопасности в качестве факультатива. Чтобы дать возможность детям уже сейчас получать необходимые для жизни знания и навыки.
Каждый человек в наше время должен задуматься над вопросом мировоззренческой безопасности своих детей. Сегодняшний день обязывает каждого из нас становиться учителем не только для самого себя, но и для окружающих нас близких.
Источник: Наум Матрин