Посвящается нашим дедам, подарившим нам жизнь в боях за Родину!
Как показывают текущие мировые события, так и история человечества в целом, тема национальных взаимоотношений крайне актуальна, и актуальность её только нарастает. Причина этого в том, что процесс взаимодействия и взаимопроникновения культур друг в друга, и построение некой общей, объединяющей всё человечество культуры (глобализация) не только продолжает идти, но и ускоряется.
При этом, спекулируя на невежестве большинства людей в этих вопросах, различные политические силы играют на существующих, либо искусственно создают новые «трения» в национальных взаимоотношениях, разжигая межнациональную рознь и реализуя таким образом принцип «разделяй в властвуй» в угоду своекорыстным интересам. Уровень подавляющего большинства, мягко говоря, «перепалок» на эту тему, которые можно наблюдать на интернет-форумах, в социальных сетях, и в живом общении, говорит о необходимом повышении грамотности в базовых вопросах, касающихся национальных взаимоотношений. Именно на это направлена данная статья.
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ
Разговаривая о национальных взаимоотношениях, следует прежде всего определиться в терминологии. В первую очередь, что же такое нация?
Нация — это исторически сложившаяся общность людей, которая возникла на базе общности для них: 1) языка, 2) территории, 3) определённых идеалов и смысла жизни, которые выражаются в слаженности действий людей во всех отраслях деятельности, особенно в сфере управления при достижении целей общества, 4) психического склада, который выражается в национальном характере. И всё это вместе проявляется в 5) объединяющей людей культуре [1]. Только наличие всех признаков, взятых вместе, характеризует нацию [2].
Народ — понятие несколько шире, чем нация. Народ подразумевает нацию, и вдобавок к ней национальные диаспоры — носители этой национальной культуры, но проживающие в местах доминирования других национальных культур (например, русская диаспора, еврейская диаспора). При этом диаспоры могут утрачивать языковую общность с основным населением их национальной культуры, сохранив при этом свою самобытность в остальных аспектах.
Однако есть общности более широкие, чем национальные — это общности цивилизационные.
Цивилизация — общность наднационального порядка, которая образуется в том случае, если одни и те же идеалы являются общими для разных народов, каждому из которых свойственна своя самобытная культура, и они так или иначе работают на воплощение этих идеалов в жизнь [3]. Цивилизационная общность неформально объединяет многие народы, даже если их идеалы не стали пока реальностью в жизни. Здесь уместно вспомнить высказывание Ф.М. Достоевского:
«Мерило народа не то, каков он есть, а то, что <он> считает прекрасным и истинным, о чём <он> воздыхает».
Так, разные цивилизации отличаются теми идеалами, которым привержены народы, даже если они эти идеалы не всегда способны осознать и выразить. Повторно следует отметить — цивилизационные объединения неформальны, и потому цивилизации могут существовать в рамках как одного, так и нескольких государств.
ЧТО ТАКОЕ РОССИЯ-РУСЬ И КТО ТАКИЕ РУССКИЕ?
Имея три вышеназванных базовых понятия — нация, народ, цивилизация — можно ответить на вынесенный в заглавие этого раздела вопрос — что же такое Россия-Русь?
Россия-Русь — цивилизация, которая в основном развивалась в рамках одного государства, и с течением времени меняет свои границы. Россия состоит из многих народов различных вероисповеданий и религиозных воззрений, но объединена едиными для её народов идеалами [3]. Особую объединительную роль в Русской цивилизации играет и Русский язык.
Таким образом, слово «русский» имеет два значения.
Первое — как этноним, обозначающий национальную принадлежность, но в таком качестве слово «русский» стало использоваться только в последние несколько веков: так, в переписи населения Российской империи указывалась строка «Русские, в том числе малороссы (украинцы), белороссы (белорусы), великороссы» [4]. Ранее в качестве соответствующих этнонимов использовались слова «Русь»/«Русин» (ранее), «Русы»/«Рус» (позднее) [5].
Второе — как обозначение цивилизационной принадлежности. Во времена до российской империи, в древних летописях, «русский» употреблялось для обозначение территории («земля русская») [5, 6].
И грамматически, слово «русский» — собирательное, прилагательное, которое органично применимо к разным народам, даже тем, которые никогда не входили в состав России. Это выражается, например, в таких словосочетаниях как «русский немец», «русский татарин», «русский беларус», «русский грузин», «русский украинец», «русский еврей», «русский канадец», и т.п. При этом невозможно сказать «канадский русский», или «еврейский русский».
Такое понимание слова «Русский» можно отметить у известных политических деятелей.
Так, Владимир Путин (пользуясь терминологией несколько иначе, чем обозначено выше) в своём послании федеральному собранию в 2012-м году, сказал следующее [7]:
«Для планеты мы, независимо от нашей этнической принадлежности, были и остаёмся единым народом. Вспоминаю одну из своих встреч с ветеранами. Там были люди разных национальностей: и татары, и украинцы, и грузины, и русские, разумеется. Один из ветеранов, не русский человек по национальности, сказал: «Для всего мира мы один народ, мы русские». Так было и во время войны, так было всегда…»
Глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров, в интервью в 2010 [8]:
«На Кавказе я — ингуш, в Москве или за пределами Кавказа — кавказец, а за пределами России — русский».
Министр Культуры России Владимир Мединский [9]:
«Я не забыл, что сам по рождению — украинец. Не особо, правда, этнически чистый: с примесью всякой разной крови — и польской, и немецкой. С такой столь привычной для многонациональной России смесью, что понимаю — я настоящий русский. И нас — русских великороссов и малороссов, русских украинцев, русских татар, русских чухонцев и мордвин, русских кавказцев и башкир — только в границах России 150 миллионов».
Понимают это значение слова «русский» и на Западе.
Снятый в 1943-м году американский фильм «Битва за Россию», в начале фильма ставит вопрос — «кто же такие Русские?».
Затем, перечисляя народы, проживающие на территории СССР (России), фильм приходит к выводу:
«Все они вместе — Русские». [10]
Это мнение Запада недавно подтвердил постоянно живущий и работающий на Западе учёный Евгений Гильбо [11]:
«Поскольку я живу на Западе и вращаюсь в кругах европейского бизнеса и политбомонда, то я всегда и придерживался принятого там взгляда на вещи, который не выделял украинцев как нерусских.[...]
Россией [на западе] традиционно называют всё пространство, объединённое исторической судьбой Российской Империи и СССР, Русским языком, включая не только физические территории, но и Русский сектор дигитального мира».
Для того, чтобы рассмотреть вопрос непосредственно национальных взаимоотношений в Русской цивилизации, необходимо рассмотреть исторически долговременное развитие Руси-России.
ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Ссылка: http://www.youtube.com/watch?v=IGlv_YSsdSc
Развитие Руси, как показано в видео выше, носит пульсирующе расширяющейся характер, как гармонь — то сжимается под давлением, то разжимается, вбирая свежий воздух. Когда Россия как центральное государство испытывает какие то периоды кризиса, от неё обычно откалывается периферия, которая пытается решить свои вопросы в течении какого-то времени самостоятельно. Когда же центральное государство преодолевает этот кризис, вырабатывая новые подходы к ведению дел (экономические, политические, философские), то периферия, не сумевшая решить свои проблемы самостоятельно, входит в состав старого государства, и получается новое государство. При этом постепенно территория государства расширяется, т.е. со временем Русь становится всё больше и больше.
Полезно ответить на вопрос, почему возникают такого рода кризисы. Кризисы государственности всегда возникают вследствие того, что Россия отходит от своих собственных идеалов, что сопровождается смутой — сначала в головах у людей, а затем в государственном управлении. Последние несколько десятилетий также являются смутным временем, но Россия постепенно возвращается к свойственным ей идеалам, и таким образом выходит из смуты.
Национальные взаимоотношения в Русской культуре
Как сказано выше, процесс взаимодействия и взаимопроникновения культур друг в друга, и построение некой общей, объединяющей всё человечество культуры (глобализация), происходит объективно на протяжении всей истории человечества. Но всякий объективный процесс может быть подчинён субъективному управлению — то есть и взаимодействие культур может осуществляться по разным принципам, на основе разных концепций [12].
Русская цивилизация развивается по принципу «многорегионального блока». Его суть в том, что государственность разделяет ответственность за развитие входящих в неё регионов, помогая им в решении их проблем [13]. Так, например, вошедшие в состав СССР прибалтийские страны получили беспрецедентное экономическое развитие, и в СССР достаточно успешно реализовывались программы по поддержке и развитию национальных культур, в том числе и образование на национальных языках.
В политической практике были и ошибки в осуществлении политики национальных взаимоотношений. Одна из значимых ошибок в советское время — заявление Н.С. Хрущёва на XXII съезде КПСС в 1961 г. о становлении «советского народа» как о факте уже свершившемся [14]. Процесс становления советского народа действительно протекал, однако он не был завершен, а необоснованное заявление Н.С. Хрущёва повлекло за собой свёртывание образовательных программ на национальных языках, что в дальнейшем взрастило потенциал межнациональной вражды, которая потом сыграла свою роль в развале СССР.
Однако ни ошибки, ни злоупотребления властью на протяжении истории не носили доминирующего характера, в силу чего к настоящему времени все народы России сохранили свою самобытность. Для сравнения, колониальная политика западных стран сопровождалась крайне разрушительными действиями по отношению к нациям и их культурам, в том числе крупными этническими чистками (например при освоении территории Северной Америки, в результате чего коренное население практически утратило самобытную культуру и вытеснено с политической арены). При этом в Русской цивилизации всегда были и есть выходцы из других народов которые входили в управление государственностью. Например, генерал Багратион был грузином, а маршал Рокосовский — поляк по происхождению, и подобных примеров можно перечислить множество.
Иными словами, в России не было народов-«рабов» и народов-«господ».
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В РОССИИ И В МИРЕ
Как говорилось в начале, сегодня обостряются всевозможные конфликты в национальных взаимоотношениях. Поэтому важно разделять и понимать разные варианты отношений того или иного представителя национальной культуры к другим нациям.
Национальное самосознание — это осознанное ощущение личностью особенностей и своеобразия своей культуры, её отличий от культур других народов. При этом, личность осознаёт своеобразие и значимость культур других народов для истории развития человечества, общей всем народам. Это — наиболее правильный вариант отношения личности к другим национальностям.
Национализм принципиально отличается от национального самоосознания. Он выражается в осознании индивидом неповторимого своеобразия своего народа и несомой им культуры, но при этом индивид неспособен воспринимать и понимать происходящее в других культурах, отрицает их уникальность и значимость для человечества. Как правило, это проявляется как зомбированное, идеализированное восприятие собственной культуры, и агрессивное невежество в области других культур.
Расизм — убеждённость в том, что личностное достоинство обусловлено в первую очередь биологически: родовой принадлежностью к определённым народам или расе. В расистском восприятии, культура вторична по отношению к биологическому происхождению, и человеческим достоинством, либо его полнотой, не обладают те кто происходят из других народов, рас, либо из смешанных браков с их представителями. Соответственно, в расистском восприятии, освоение культуры «биологически высших» «биологически низшими» не делает «биологически низших» частью сообщества «биологически высших».
Национализм и расизм — не одно и то же. Национализм может и не быть расистским, поскольку он может признавать полноту личностного достоинства за представителями других народов и рас, если они освоили «правильную» национальную культуру и влились в неё; расизм такую возможность исключает полностью. Но во многих случаях национализм и расизм переплетаются и сращиваются воедино.
Нацизм — порождение национализма либо расизма, которое выражается в попытках уничтожения иных народов и их культур. В основе нацизма может лежать также нетерпимость к инаковерующим, поскольку вероисповедание может быть неотъемлемой составляющей национальной культуры. Интернацизм по существу то же самое, что и нацизм, но в мафиозном исполнении разнородных международных диаспор, а не в исполнении впавшего в нацизм какого-либо народа и поддерживаемой им государственности.
Существует также разница между фашизмом и нацизмом.
Фашизм — один из типов культуры самоуправления общества, возможный исключительно в толпо-«элитарном» обществе [15]. Суть фашизма, как социального явления (вне зависимости от того, как он называется, какими идеями прикрывается, и какими способами осуществляет власть) в активной поддержке толпой авторитарных личностей [16], т.е. толпой «маленьких людей» — по идейной убеждённости их самих или безыдейности на основе животно-инстинктивного поведения — системы злоупотреблений властью «элитарной» олигархией, которая:
-
представляет неправедность как якобы истинную «праведность», и на этой основе культивирует неправедность в обществе, препятствуя людям состояться в качестве человека;
- под разными предлогами подавляет тех, кто сомневается в праведности олигархии и осуществляемой ею политики, и тех, кого она в этом заподозрит.
При этом не имеет значения, выступает правящая олигархия публично и церемониально, либо действует скрытно, уверяя общество в своём «несуществовании» и «бездеятельности». И вне зависимости от того, осознают этот факт сами фашисты либо же нет, фашизм, как сказано выше, целесообразен именно в смысле воспрепятствования каждому индивиду состояться в качестве человека — освоить свой личностный потенциал развития.Таким образом, фашизм — понятие объемлющее по отношению к понятиям расизма, национализма, (интер)нацизма, поскольку проявления последних возможны только в фашистской культуре. Это изображено на схеме ниже.
Данное определение фашизма — сущностное, и не включает в себя бросающихся в глаза «переменных» признаков его проявлений в действии: символики; идеологии, призывающей к уничтожению тех, кого хозяева фашизма назначили на роль неисправимого общественного зла; призывов к созданию политических партий с жесткой дисциплиной и системой террора, отрядов боевиков и т.п.
Соотнесём вышесказанное с историческим примером Третьего Рейха. Третий Рейх был фашистским государством: в нём был «солнцеподобный» Фюрер — Адольф Гитлер, и его ближайшее окружение, которые, угнетая общество, почитались эталоном праведности и справедливости, и активно поддерживались германским обществом того времени. Была также карательная система, подавляющая всякую критику и инакомыслие. Идеология Национал-социализма в Третьем Рейхе быланационалистической, расистской, и нацистской одновременно. Провозглашалась политика превосходства «арийской расы» над остальными, «второсортными расами», сопряженная с господством немецкой нации. Нацистская составляющая идеологии третьего рейха предполагала уничтожение наций и культур, не входящих в «высшую арийскую расу».
Интернационализм — неоднородное по своей сути явление и двойственный по смыслу термин. Согласно изначальным декларациям, интернационализм является идеологией, которая проповедует дружбу и сотрудничество между нациями [17].
Однако, исторически сложившийся интернационализм, осуществляемый в политической практике, подразумевает что все исторически сложившиеся культуры и народы их носители непорочны, хотя те или иные их представители могут быть порочны и порицаемы. Это ставит культуры и соответствующие народы в целом, включая и их диаспоры, вне анализа и вне критики их образа жизни (именно это называется буржуазным либерализмом «толерантностью» и «политкорректностью»).
Проблема такой позиции интернационалистов состоит в том, что она как бы изымает порочную личность из сформировавшей её культуры, и тем самым,
-
во-первых, лишает приверженцев этой позиции возможности понять социокультурные причины, вследствие которых в каждой культуре формируется та или иная статистика порочных личностей;
-
и во-вторых, делает общности, представляющие национальную или диаспоральную культуру, безответственным (в первую очередь — нравственно-этически безответственными) за то, что именно они произвели порочных личностей, а так же — и за плоды дел этих порочных личностей.
В результате, под идеологической властью интернационализма невозможно выявление пороков соответствующей культуры, и соответственно становится невозможным их искоренение.
Так, интернационализм блокирует общественное развитие, чем и обрекает на крах политику мультикультурализма (в чём недавно признались первые лица Европейских государств [18]) и исключает достижение гармонии в национальных взаимоотношениях.
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООСОЗНАНИЕ, НАЦИОНАЛИЗМ И ПРАКТИКА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ
Следует понимать, что характер национальных взаимоотношений складывается из статистики личностных взаимоотношений конкретных людей, т.е. национальные взаимоотношения в целом складываются из огромного множества межличностных взаимодействий. И на уровне общения людей, национализм и национальное самоосознание будут выражаться в разнице в характере и подхода к общению. Особенно ярко это проявляется при наличии каких-либо разногласий.
Так, при наличии разногласий, двое людей разных национальностей, которым свойственно адекватное национальное самоосознание, вполне способны договорится о нормах поведения, и извлечь из культурных различий некий положительный для обоих сторон эффект.
Т.е. национальное самоосознание — основа для конструктивного диалога, в котором есть общее стремление прийти к наиболее правильному мнению, избавляясь от ошибок, которые могут быть свойственны либо одной, либо обоим из сторон общения.
При национализме, свойственному хотя бы одной из сторон общения, будет иметь место попытка этой стороны доказать свою правоту, утвердить значимость собственной культуры и ничтожность культуры собеседника, навязать своё мнение при полной неспособности слышать и воспринимать другое мнение, отличное от собственного.
КОНСТРУКТИВНЫЙ ДИАЛОГ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР
Конструктивный диалог, основанный на национальном самоосознании, принципиально отличается от «толерантности». Как и обозначено выше, «толерантность» свойственна исторически реальному интернационализму, и также имеет двоякую суть. Толерантность допускает инакомыслие, в следствии чего разные национальные культуры могут мирно сосуществовать рядом друг с другом. Однако в политической практике западных стран, толерантность проявляется как способность терпеть неприемлемые мнения или явления (поведение).
Так, толерантность не способствует развитию гармоничных национальных взаимоотношений, поскольку не способствует решению разного рода разногласий — как между представителями разных национальных культур, так и между приверженцами разных вероисповеданий.
Это происходит вследствие того, что в западной практике «толерантности» эти разногласия просто не принято замечать, что делает невозможным их содержательное обсуждение, и следовательно — невозможность содержательной критики и обсуждения национальных культур. При этом, толерантность применяется избирательно по отношению к носителям разных мнений согласно доминирующей, «само-собой разумеющейся» политической линии.
Исходный же принцип конструктивного диалога заключается в том, что каждый человек — ограничен в своём мировоззрении и восприятии, и является только частью Мира (и в этом подход конструктивного диалога схож с «толерантностью»). Поэтому основная предпосылка к конструктивному диалогу, это каждой из общающихся сторон отказаться от предубеждения что собственное мнение самое полное и самое верное. Иными словами, быть готовым к тому, чтобы признавать собственные возможные ошибки и узнать что-то новое.
Конструктивный диалог предполагает наличие единой, многогранной Истины, целью прийти к которой имеет каждая из сторон общения. В практике общения, такой подход выражается в способности человека ставить самому себе последовательность вопросов:
-
В чём прав собеседник, в чём прав я?
-
В чём не прав собеседник, в чём не прав я?
-
Какие особенности хода мыслей собеседника приводят его к его выводам?
Третий пункт особенно важен, поскольку предоставляет информацию собеседнику о его культуре мышления, и открывает возможности к её улучшению.
Следовательно, подход конструктивного диалога заключается в том, чтобы говорить друг другу правду не в обиду, но для обретения большей осознанности, в этом процессе освобождаясь от предрассудков и мировоззренческих ошибок прошлого.
Через конструктивный диалог можно выстраивать плодотворные взаимоотношения не только между нациями, культурами и цивилизациями, но и вообще между любыми людьми в любых ситуациях.
Искренность и правдивость, внимание к тому в чём собеседник прав — это неотъемлемая часть выстраивания мостика-сотрудничества между национальностями, культурами и цивилизациями. Как сказал Иешуа в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова,
«Правду говорить легко и приятно».
АЛЬТЕРНАТИВА ПОЛИТИКЕ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА
Подитоживая вышесказанное, альтернативой провальной политике мультикультурализма [18], с позиции Русского варианта глобализации, является следующее:
-
Людям должно быть свойственно национальное самоосознание в том смысле, как этот термин определён выше. Соответственно, национальные взаимоотношения (общение людей) должны строится на основе конструктивного диалога, описанного выше, что будет способствовать развитию каждой из взаимодействующих сторон.
-
Национализм, расизм, нацизм, интернацизм и интернационализм (в вышеобозначенном проявлении) должны быть порицаемы как в обществе, так и в государственной политике.
-
Политика многонационального государства должна быть направлена на то, чтобы тенденции к национализму, расизму, нацизму, интернацизму и интернационализму не развивались бы, а глохли.
-
Один (или несколько наиболее распространённых языков) должны быть средством межнационального общения и основой культурной общности разных национальностей, позволяющей развивать и каждую из национальных культур, и культуру, объединяющую всех вне зависимости от национального происхождения. Это необходимое, но не достаточное условие.
[1] Под культурой здесь следует понимать всю информацию, не передаваемую генетически в готовом виде в преемственности поколений.
[2] Греческое слово «этнос» имеет то же значение, что и латинское слово «нация».
[3] Об этом более подробно см. нашу статью «Русский вариант глобализации» - ссылка будет дана после публикации статьи.
[4] Население Российской империи Википедия http://ru.wikipedia.org
[5] Б. М. Клосс. О Происхождении Названия «Россия», 2012. - со ссылкой на М.Н. Тихомирова, О ПРОИСХОЖДЕНИИ НАЗВАНИЯ "РОССИЯ". Вопросы истории, № 11, Ноябрь 1953, C. 93-96
[6] Например, Повесть Временных Лет, Новгородская и Псковская летописи.
[7] В.Путин. Послание федеральному собранию, 2012 http://www.kremlin.ru/transcripts/17118
[8] Евкуров воспитал молодежь - Вести Кавказа. 2012. http://www.vestikavkaza.ru/articles/Evkurov-vospital-molodezh.html
[9] Владимир Мединский ответил митрополиту Софронию. 27 марта 2014 http://izvestia.ru/news/568228
[10] Фильм “Битва за Россию” https://www.youtube.com/watch?v=T9HaLb-niPU
[11] Евгений Гильбо - интервью http://nvdaily.ru/info/27459.html
[12] Более подробно смотри статью «Анатомия доминирующей концепции глобализации» http://newyouthpolicy.org
[13] Подробне о принципах развития цивилизации см. статью «Мир отсутствующего правительства и Путин», раздел “Групповой заплыв” http://newyouthpolicy.org/ru/articles-ru/99-g-zero-world-and-putin
[14] Советский Народ - Википедия http://ru.wikipedia.org
[15] Толпа, согласно В.Г.Белинскому, «это собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету». Толпо-«элитаризм» — термин на основе работы «Психология народов и масс» французского социолога XIX века Гюстава ЛеБона, http://archive.org/stream/crowdastudypopu00bongoog#page/n5/mode/2up. Понятие толпо-«элитаризма» мы также рассматривали в статье «Анатомия доминирующей концепции глобализации» http://newyouthpolicy.org/ru/articles-ru/193-dominanta-globalization
[16] Правый Авторитаризм - Википедияhttp://ru.wikipedia.org
[17] Так, в марксизме «пролетарский интернационализм» обозначает солидарность пролетариев разных стран в борьбе против эксплуататоров.http://ru.wikipedia.org
[18] Е.С. Косых. КРАХ ЕВРОПЕЙСКОГО МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА. Культура мира на современном этапе: материалы Республиканской научно- практической конференции (Уфа, 28 апреля 2011 г.) http://window.edu.ru/library/pdf2txt/740/77740/58758
Источник: newyouthpolicy.org