Введение
В среде российского бизнеса и консалтинга есть круги, развивающие тему самоуправляемых, “бирюзовых” (термин поясняется ниже) организаций. Для ряда первых лиц российских компаний (например, Андрей Кривенко - “ВкусВилл”, Денис Котов - “Буквоед”) такие организационные формы представляют интерес в контексте общей эволюционной тенденции на подъём сознания человека, т.к. бирюзовые организации претендуют на гармонизацию интересов общества, организации, и личности. С точки зрения бизнеса и прибыли, интерес к таким организациям вызван более низкими затратами и более высокой конкурентоспособностью таких организаций на рынке.
Более высокая конкурентоспособность обеспечивается за счет:
-
Повышенной вовлечённости и лояльности персонала, которая создаётся через отбор кадров и идеологическую работу по разъяснению миссии и ценностей компании (при этом миссия и ценности должны быть реальными, а не декларативными);
-
Скорости принятия решений и гибкости структуры организации.
Более низкая затратность обеспечивается за счет:
-
Спускания управленческой функции на исполнительный персонал (специалистов-исполнителей), т.е. высокая степень делегирования полномочий принятия решений “вниз” по должностной иерархии, и сведение иерархии к минимуму. Это позволяет устранить менеджмент среднего, а где-то и высшего звена. Даже учитывая подъём заработной платы персонала за повышенную ответственность, финансовый выигрыш всё равно существенен для того чтобы делать изменение чисто по финансовым причинам.
Подъем сознания, или потенциал к оному, происходит за счет вовлечение персонала в процессы управления и принятия решений, в том числе стратегических, и мышления за пределами цикла жизни отдельной организации.
В этих кругах бизнеса и консалтинга просматриваются патриотические настроения, интерес к развитию России и российской корпоративной культуры.
Пояснения
Откуда появился термин “бирюзовая организация”?
С 1990х годов существует теория эволюционного личностного и организационного развития “спиральная динамика”, разработанная в США Christopher C. Cowan и Don Edward Beck. Теория постулирует ряд уровней развития, сопоставимых с пирамидой потребностей Маслоу, через которые в теории проходит человек и человеческая система; от уровня выживания, к уровню осознанной самореализации и соучастия в процессе эволюции. Теория полагает, что только пройдя предыдущие уровни, человек или система может перейти на следующие. Скорость перехода - вариативна и зависит от конкретной ситуации и участвующих людей.
Модель спиральной динамики сопоставима с моделью “типов строя психики” в Концепции общественной безопасности (КОБ): более низкие уровни спирали соответствуют животному, а более высокие - человечному строю психики. Параллели также можно провести с типами коллективной психики в КОБ (стадно-стайность, корпоративность, соборность).
Теория “спиральная динамика” и её сторонники вписываются в более широкое движение и философию “интегрального подхода”, основоположник которого - Кен Уилбер (США). На западе существует ряд движений и сообществ сторонников этого подхода в среде бизнеса: управленцев, исследователей, и консультантов (пример). В это сообщество входит (как минимум через прямые контакты с его лидерами) и ряд российских предпринимателей, например - Сергей Солонин (сооснователь Qiwi).
Оборот “бирюзовые организации” был популяризирован в России с переводом на русский книги Фредерика Лалу “Открывая Организации Будущего”, которая социализировала саму идею самоуправляемых (“бирюзовых”) организаций в среде российского бизнеса и консалтинга. При этом цветовое кодирование организационной культуры по книге Ф. Лалу частично отличается от модели, даваемой в “Спиральной динамике” (соответственно и в самом сообществе сторонников бирюзовых организаций есть разногласия в понимании термина “бирюзовая организация”). Книга показала примеры реальных компаний средних и больших западных организаций которые работают по иным организационным принципам (как стало ясно из впечатлений тех, кто лично был в этих компаниях - частично приукрашенные примеры).
Не последнюю роль в популяризации “бирюзовых организаций” сыграл Г. Греф, которым ряд отделений Сбербанка были директивно переведены на “бирюзовую модель”, по словам самого Грефа. Насколько там действительно “бирюзовая организация” судить можно лишь опосредованно. В списке 70 книг, которые Герман Греф рекомендует своим топ-менеджерам, названа и книга Лалу. Многие представители Сбербанка присутствовали на бизнес-форуме “Бизнес со Смыслом 2017” (подробнее - инже).
На языке Достаточно общей теории управления (ДОТУ), “бирюзовой организации” можно сопоставить “управление на основе виртуальных структур”, которое подразумевает “живую” самоорганизующуюся систему, в которой построение, перестроение, и ликвидация структур происходит постоянно, в соответствии с целями управления. Соответственно концептуальная деятельность (в смысле прохождения 1-4 этапов ПФУ) стремится к рассредоточению по элементам организации, а не к её централизации. Также можно вспомнить лучшие варианты реализации подходов Agile (гибкого самоуправления), о которых не раз говорил Г. Греф.
На словосочетание “бирюзовые организации” сейчас мода, поэтому многие компании стали активно “внедрять бирюзовые организации” (самоуправление) с помощью бизнес-консультантов или самостоятельно. В ряде случаев подобные опыты заканчиваются плачевно, т.к. большинство консультантов просто следует моде и зарабатывает деньги. У многих создаётся иллюзия что отсутствие системы управления и хаос - это “бирюзовая организация”. Есть и те, кто понимает что в основе трансформации организации лежит личная трансформация человека.
Есть сообщество “Бирюзовые организации” в Facebook.
“Правила Игры”
Одна из узнаваемых консалтинговых фирм в России, наиболее активно продвигающая “бирюзовые организации” - компания “Правила Игры” (Москва). Основатели и текущие владельцы - супруги и бизнес партнеры, Сергей и Виктория Бехтеревы. Имеют одного ребёнка. Совместно основали компанию 22 июня 2012 года, С момента основания компания принципиальных изменений не испытала (остаётся на уровне микробизнеса); пик количества штатных сотрудников - 9 (на июнь 2017).
О публичной истории компании и её интересе к бирюзовым организациям можно почитать в издаваемом ею бесплатном журнале “Бизнес со Смыслом”.
В силу частичной компрометации термина “бирюзовые организации”, компания предпочитает оборот “Бизнесы со Смыслом” или “Живые организации”. Это также исходит из понимания того, что не все “живые”, самоуправляемые организации можно охарактеризовать как “бирюзовые”, при том что многими признаками бирюзовых организаций они действительно обладают.
Другие известные консультанты которые занимаются этой темой: Филипп Гузенюк, Марк Кукушкин, и д.р..
Пример “бирюзовой организации” - компания ВкусВилл
Московский ВкусВилл (розничная сеть магазинов продуктов здорового питания) считается “самой бирюзовой компанией в России”; под таким лозунгом туда водятся многочисленные стажировки компанией “Правила Игры”. Ряд организаций в индивидуальном порядке приезжают во ВкусВилл на приватные стажировки.
Об истории компании ВкусВилл можно почитать в интернете. Здесь отметим наиболее значимое:
-
компания существует с 2009 года (изначально как ларьки по продаже молочной продукции “Избенка”, при больших продуктовых магазинах),
-
Миссия компании “Сделать честные и здоровые продукты доступными всем”, и насколько было возможно оценить оценить - многие рядовые сотрудники сотрудники, и руководящий состав в особенности, этой миссии искренне следует, и это очень сильно поддерживает корпоративный дух. Пример. Это можно ощутить даже по отношению рядового персонала в магазине.
-
Один из лозунгов компании - “Мы любим россию и верим в неё!”.
-
Низкая текучка кадров: офис - 0.5%, магазин - 35-40% (при общерыночном показателе в 80-90% в продуктовой рознице).
-
Компания практически полностью заняла нишу продуктов здорового питания в Москве; серьёзных конкурентов не наблюдается.
-
Сейчас около 3000 сотрудников и ~450 магазинов, темп открытия магазинов - примерно 1 в день (в начале 2017 года - 300 магазинов, план к концу 2017 - 600).
-
~95% продуктов из России, ~70% - скоропорт, большая часть - из ближнего подмосковья. Почти все продукты продаются под собственной торговой маркой в соответствии с ГОСТами при ежемесячном контроле (информацию о проверках они публикуют на своём сайте).
-
Компания развивается темпами не менее 100% в год за последние 5 лет.
-
На штат в 5000+ человек, в компании 5 уровней иерархии (номинально - 3): совет управляющих, управляющий, помощник управляющего, работник магазина. Реально их может быть больше или меньше, но внимание привлекает то что на такой масштаб организации - уровней иерархии относительно мало.
-
Система управления внутри ВкусВилл - “система обещаний” (прямых договорённостей), где между двумя конкретными сторонами (между компанией и её клиентами, между отдельными сотрудниками, между отделами внутри компании) формируются и прописываются договорённости, критерии оценки, и сроки выполнения. Т.е. базовый элемент системы управления - обещание, даваемое внутреннему и внешнему “клиенту” “поставщиком”. Все обещания фиксируются в информационной системе и отслеживаются.
Более подробно о ВкусВилл - в статье Валерия Разгуляева в журнале “Бизнес со Смыслом” (с. 20-25 http://files.rulesplay.ru/email_magazine/BSS-JUNE2017.pdf). Насколько известно, журнал “Бизнес со Смыслом” компания “Правила Игры” выпускает при поддержке ВкусВилла.
Похожая ВкусВиллу система управления реализована в американской компании MorningStar.
В Апреле 2017 на бизнес-форуме “Бизнес со Смыслом” года основателем “ВкусВилл” Андреем Кривенко было публично объявлено о том что в стратегию компании было добавлен пункт о том, чтобы в России бирюзовых организаций становилось больше.
“Бизнес со Смыслом”
21-22 апреля “Правила Игры” провели бизнес-форум “Бизнес со Смыслом”. (бизнессосмыслом.рф), на котором очно присутствовало около 300 участников из России и ближнего зарубежья (Беларусь, Казахстан, другие страны ближнего зарубежья). Это второй по счету форум этой тематики (первый был в 2016 году). Участники - первые лица компаний, средний менеджмент, HR, бизнес-консультанты, фасилитаторы. По располагаемой информации, правительство представлено не было.
Спикеры форума:
-
Два иностранных спикера из сферы организационного консалтинга:
-
Michael Wilkinson - американская фирма по обучению фасилитации и предоставлению фасилитационных услуг “Leadership Strategies”;
-
Doug Kirkpatrick - один из сооснователей американской производственной компании MorningStar, сейчас консультант в компании NuFocus Strategic Group по внедрению самоуправления в бизнес-структуры.
-
-
Первые лица российских компаний с лидерскими позициями в своих рыночных нишах (Андрей Кривенко - “ВкусВилл”, Владимир Седов - “ASKONA”, Денис Котов - “Буквоед”, Борис Дьяконов - Банк “Точка”, Артем Степанов и Дмитрий Утробин - издательство МИФ, Дмитрий Кибкало - “Мосигра”, Байрам Аннаков - “Эмпатика”, и др.).
-
Фасилитаторы и бизнес консультанты которые сочувствуют идее “бирюзовых организаций”: Марк Кукушкин, Филипп Гузенюк.
Размер аудитории форума по сравнению с 2016 годом вырос вдвое. Был обильно представлен Сбербанк.
В поле зрения движения также возможно будут привлечены представители кооперативов, которые строят управление по принципам бирюзовых (самоуправляемых) организаций.
О тенденциях
В условиях когда сложность общественных и технических систем, и проблем ими порождаемых, растёт быстрее чем способность общества их решать, очевидна потеря управляемости на всех уровнях - от глобального, до локального уровня. Резкая необходимость в повышении качества управления, возврата управляемости, делает новые, “живые”/”бирюзовые” организационные формы - гибкие и быстро реагирующие на изменения среды - востребованными и актуальными.
Очевидно что “живость” и “гибкость” невозможна без осознанного отношения к событиям жизни участников процессов. И можно сформулировать гипотезу: эти оргформы поднимают сознание людей на уровень практического освоения управленческой грамотности, т.к. “зомби”, запрограммированные на работу только по определённым алгоритмам, в таких системах существовать практически не могут.
Как следует из статьи В. Разгуляева, эти принципы наиболее соответствуют русскому менталитету, поэтому перспективы распространения бирюзовых организаций в России - относительно высоки и многообещающи: “Вопреки некоторым мнениям, русский менталитет очень хорошо подходит к эволюционному управлению, возможно, даже лучше, чем любой другой.”
Интерес к этой теме в российском бизнес-сообществе постепенно растёт. Общий настрой в сообществе “Бизнес со Смыслом” - патриотичный в отношении России (для кого-то - номинально, для кого-то - реально). Возможно что на движение обратят внимание властные структуры (если уже не обратили).
Вокруг темы бирюзовых организаций также собираются инициативные сообщества граждан.
Бирюзовые организации представляют интерес в контексте общей эволюционной тенденции на подъём сознания человека, т.к. претендуют на гармонизацию интересов общества, организации, и личности. Конкурентоспособность на капиталистическом рынке - фактор который ускоряет распространения этой оргформы (отсюда и мода на бирюзовые организации). Ряду первых лиц компаний, принимавших участие в форуме “Бизнес со Смыслом”, первичный интерес представляет именно соответствие этой организационной формы эволюционным тенденциям, направленными на развитие человека.
Тенденцию на распространение бирюзовых организаций - как номинально, так и фактически - имеет смысл поддерживать. Основной риск - скатывание деятельности по построению живых организаций к беседам на эту тему, на “больших” и “маленьких”, “представительных” и “не представительных” тусовках, за которыми не последует никаких действий (или последуют противоположные действия).
Дополнительная информация по бирюзовым организациям в России:
https://habrahabr.ru/post/323532/
Источник: “Путник”