Из Японии пришла сенсационная новость, которой далеко не все придали должное значение.
«Не соответствует потребностям»: Япония отменяет гуманитарное образование
Министерство образования Японии распорядилось закрыть гуманитарные факультеты. Распоряжение о пересмотре учебной программы поступило в 86 национальных университетов. Власти призывают ВУЗы сосредоточиться на направлениях, «более соответствующих потребностям общества», к которым, по мнению Министерства образования Японии, гуманитарные науки не относятся. 26 университетов уже согласились закрыть гуманитарные факультеты, сообщает «Коммерсант». Стремление к сокращению гуманитарных наук в Японии может указывать на смену политического вектора в сторону запрета либеральных принципов и свобод, пишет Bloomberg. Также издание отмечает, что отмена социальных наук может свидетельствовать об откате к индустриальной экономике, которая расцветала в Японии в 60 — 70-х годах, в то время как гуманитарии востребованы для экономик с растущими сферами услуг.
Рассмотрим этот шаг японских властей по-существу.
О метрологической состоятельности наук
Метрологическая состоятельность представляет собой способность выявить объективную качественно-количественную определённость, характеризующую природное или социальное явление, с помощью одного из средств:
- измерительно-приборной базы науки
- органов чувств человека
- «умозрительно»
Потребность в обеспечении метрологической состоятельности жизни цивилизации привела к появлению специализированной научной дисциплины, получившей название «метрология».
Метрологическая состоятельность большинства видов деятельности практически основывается на том, что создана и поддерживается в актуальном состоянии эталонная база, включающая в себя эталоны единиц измерения массы, длины, времени, температуры, силы тока, количества энергии и многого другого. Т.е. вне практики взаимодействия с жизнью она неосуществима, хотя некая «практика» может иметь место и в условиях метрологической несостоятельности деятельности.
В культуре человечества определённая метрологическая состоятельность одних наук и проблемы в обеспечении метрологической состоятельности других привели к разделению наук:
- на так называемые «точные» (эта категория включает в себя математику и большинство отраслей естествознания, а также и технико-технологические науки), в которых метрологическая состоятельность так или иначе обеспечивается;
- и на так называемые «гуманитарные», представители которых до настоящего времени мало задумываются о метрологической состоятельности вообще и об обеспечении метрологической состоятельности своей деятельности в частности, вследствие чего подчас занимаются «изучением» разного рода фикций и иллюзий, порождённых ими же самими, и «изучение» которых обладает значимостью только для самих «исследователей» и их поклонников.
Неадекватность гуманитарных наук порождает политику, которая обрекает множество людей на несчастья и способна привести общество к катастрофе. Поэтому вопросам метрологической состоятельности, будь она обеспечена инструментально на основе эталонной базы, либо органолептически на основе генетики биологического вида «Человек разумный», так называемых «гуманитарных» наук вроде истории, социологии, психологии надо уделять особое внимание..
Что думают об этом российские специалисты?
Георгий Толорая, Исполнительный директор национального комитета по исследованию БРИКС, Чрезвычайный и полномочный посланник, профессор кафедры востоковедения МГИМО:
Япония, конечно, это ведущая экономика мира, высоко технологически развитая нация, но для нее гуманитарная составляющая, осмысление, культура являются вторичной. Японцы, как рациональные люди, считают, что не нужно осмысливать ни глобальные политические процессы, ни культуру, ни философию. Это особенность именно Японии, а не западного мира. Не надо ориентироваться на Японию, как на передовую страну. В гуманитарном отношении она отсталая. Языкознание в Японии развивается с большим трудом. Кто бывал в Японии, знает, что мнение о том, что японцы говорят по-английски, ошибочное. Мало кто там говорит на английском, гораздо меньше, чем у нас. Разумеется, России, как великой мировой цивилизации, совершенно не надо ориентироваться на такое.
Константин Агладзе, Профессор МФТИ, заведующий лабораторией «Наноконструирование мембрано-белковых комплексов для контроля физиологии клетки» Московского физико-технического института:
Я много лет работал в Японии. На самом деле там происходит все намного мягче, чем у нас пишут. Два университета там отказались выполнять распоряжение о полном сокращении. Японцы правы, с одной стороны. Это очень рациональная нация. С другой стороны, они все очень хорошо взвесили и просчитали. Там очень большое количество людей, которые получили гуманитарное образование. Они посчитали, что на ближайшее время им такие специалисты не нужны. Ведущие профессора будут уходить на пенсию, и будут сворачиваться их курсы.
Людмила Огородова, Заместитель министра образования и науки РФ:
Наука должна быть гармоничной. Во всём мире идет изменения отношения к роли и месту гуманитарных наук. Всё сегодня говорит о когнитивных функциях гуманитарных наук, сегодня ни одна технология не может обойтись без когнитивной оценки или влияния этой составляющей. Наши технологии настолько сегодня стали близкими к живым системам, мы имитируем живую природу в промышленных технологиях. Для этого очень серьёзно задействуют биологические особенности человека и живого организма. Всё это гуманитарная проблема. Поэтому роль гуманитарных наук просто немножко меняется. Мы кстати в Институте философии Академии наук по этому поводу вели дискуссию, пытались поставить эти вопросы перед коллективом, чтобы ученые дали нам свои идеи и мысли в этом отношении. Я думаю, что речь не идет о том, что Япония вычеркивает гуманитарные науки из перечня наук. Меняется их роль, место, сотрудничество.
Юрий Вировец, Президент компании HeadHunter:
Огромное количество так называемых ВУЗов на самом деле занимаются торговлей дипломами. Огромное количество выпускников, у которых формально есть диплом, но при этом они не являются специалистами. Надо с этим бороться, а не призывать сокращать набор на гуманитарные специальности. Переизбытка гуманитарных специалистов нет. Есть недостаток специалистов. Есть переизбыток ложных специалистов. А найти гуманитария на работу хорошего журналиста, редактора, специалиста по языкам очень сложно.
Андрей Шутов, Декан факультета политологии МГУ:
Я слышал о том, что отменили политологию в Узбекистане, а о том, что в Японии отменяют гуманитарные дисциплины нет. Дурной пример заразителен, если это действительно пример. Сложно себе представить, что Япония с её богатейшей культурой может взять и так просто отменить все гуманитарные науки. Гуманитарные науки существуют с самого зарождения мировых цивилизаций. Они возникали внутри этих цивилизаций, как обособленное научное знание о духовной жизни общества, о культуре. Эта духовность передается из поколения в поколение именно благодаря гуманитарным наукам. Если какие-то чиновники собираются их упразднять, ликвидировать, притеснять, то это показатель низкой квалификации того правительства, которое это делает. Другое дело, что надо ставить вопросы об оптимизации подготовки по гуманитарным дисциплинам. Надо учитывать, что и качество работы по этим направлениям, и кадровый состав нуждается в совершенствовании.
Александр Шатилов, Декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ
Это давний спор физиков и лириков, что первичней, что приоритетней для общественного развития. Если японцы действительно реализуют такой проект, то это станет достаточно серьёзным ударом по их науке и образованию. Выпускать подкованных математически естественно-научных роботов, безусловно, можно. Но должны быть и гуманитарная сфера, которая социализирует личность, и помогает ей найти себя в обществе, иметь определенные ориентиры в жизни. Как показывает практика, управленцы и политики с гуманитарным образованием чаще всего являются людьми широко мыслящими, эрудированными, которых зачастую не хватает среди так называемых технарей. Стратегическое мышление в гуманитарной сфере является приоритетным, это определенная отличительная черта такого рода деятельности. Те, кто заточен на негуманитарные направления, в большей степени тактики, нежели стратеги. Другое дело, с точки зрения рационально мыслящих японцев, плодить гуманитариев — определенный риск. Гуманитарии всегда менее системные, активней борются за свои права, возбуждают общественное мнение. Гуманитарии создают определенные риски для политической системы. Япония, скорее всего, и решила сократить эти риски, уменьшив количество гуманитариев. В целом это обеднит и японскую систему образования, и японское общество, а не сделает его более привлекательным и отстроенным. Гуманитарий гуманитарию рознь. Если мы будет готовить гуманитариев как специалистов по «бла-бла-бла», которые вещают ни о чем и не имеют обоснованной и фундированной точки зрения, а имеют некоторое абстрактное мнение, это одно. В результате такой подготовки сейчас значительная часть экспертов и политиков и представляют эту «вещательную ни о чем» категорию гуманитариев. С другой стороны, есть гуманитарии, которые занимаются конкретными вещами, например в политологической сфере… Должен быть конкретный специалист, очень эрудированный, знающий и понимающий реалии современного мира, а не разрабатывающий абстракции и темы, не имеющие ничего общего с политической практикой. Также дела обстоят и в других сферах, где мы не должны готовить специалистов умозрительного толка, а должны готовить чисто конкретных профессионалов…
Есть ли понимание у официальной российской науки?
Как мы видим специалисты, давшие интервью, не имеют представления о специфике Японии, даже востоковеды. В частности Георгий Толорая, профессор МГИМО видимо не знает о том, что ещё в 7 июля 1993 года в интервью, показанном по Первому каналу российского телевидения, бывший многолетний глава правительства Японии Ясухиро Накасоне сказал, что главным из того, что он сделал на этом посту, является создание в Японии Института изучения глобальных проблем.
Создание государственно финансируемого института такой направленности деятельности имеет смысл, если Япония признаёт за собой глобальный уровень значимости своей политики, и вне зависимости от деклараций объективно следует глобальной концепции решения изучаемых этим институтом проблем. И он будет вполне работоспособен и соответствовать своему назначению в системе общественного самоуправления Японии, если у её политиков хватит понимания, что в обязанности института входит изучение глобальных проблем с целью их разрешения, а не создание глобальных проблем подведением фундамента наукообразной видимости под уже предопределённую в готовом виде неизвестно как появившуюся определённую политику, как это имело место в системе науки СССР (партийной, академической и отраслевой) и имеет место сейчас.
Из данных комментариев видно и то, что учёные, заминистра образования, деканы гуманитарных факультетов России смогли лишь констатировать факт того, что гуманитарные науки в современном обществе на дают необходимой обществу отдачи, в основном сведя эту проблему к качеству подготовки, либо просто констатации изменчивости мира. Это говорит только о том, что понимания проблемы метрологической несостоятельности гуманитарных наук у них нет. Нет и понимания того, что проблема эта пришла с Запада и связана с доминированием западной библейской концепции управления в российском обществе через культуру и образование.
И если в Японии министр образования Хакубун Симомура открыто выступил против неадекватной западной гуманитарщины, подрывающей мировоззренческую безопасность его страны, то в России Президент России Владимир Путин пытался в целом ликвидировать в существующем виде Российскую академию наук, не акцентируя внимание именно на её гуманитарной части, однако сделать ему это не удалось (об этом читайте статьи: «Реформа Российской академии наук давно назрела», «Путин против лженауки или тест научной «элиты» на предмет адекватности Жизни», «Сталин против лженауки или об академической мафии РАН»).
Есть ли понимание проблемы метрологической несостоятельности гуманитарных наук в Японии? Это вопрос обсуждаемый, с учётом наличия иероглифической письменности и сопутствующей ей конкретики мышления, абстракционизм понятия «метрологическая состоятельность гуманитарных наук» — может быть для японцев неподъёмной задачей. Но японцы не идиоты, поскольку их педагогическая культура менее оторвана от чувств, чем западная, поэтому они, перенимая западную культуру, чувствовали, что гуманитарные науки Запада неадекватны.
Когда же японцы столкнулись с кризисом глобализации по-западному, то поняли, что гуманитарщина Запада вносит свой вклад в него.
Таким образом запрет на преподавание гуманитарных наук Запада — средство защиты Японии на уровне 3, 2 и 1 приоритетов обобщённых средств управления и шаг к восстановлению суверенитета Японии.
Таким образом, если японцы изучают информацию по Россию и читают аналитику по проблемам метрологической состоятельности наук, что-то поняли и довели до руководства Японии — то это могло сыграть роль дополнительного стимула:
Но это не значит, что в Японии будет вакуум. Знахарские кланы Японии давно убеждены в том, что толпе эти знания обременительны, а в среде своих они обеспечат знание социологии в соответствии со своими традициями. Существуют соответствующие древние трактаты на тему социального управления. То, что они средневековые — не беда для них на некоторую обозримую перспективу, поскольку общество — толпо-«элитарное» как и в средние века. Т.е. соответствие модели управления (трактата) объекту управления (обществу) сохраняется.
Проблемы возникнут потом. В частности ещё и потому, что в Японии существует запрет на издание Корана на арабском языке, а также антиисламская политика как в отношении внутренней жизни страны, так и приезда мусульман в страну и общения собственного населения с мусульманами.
Спираль развития общества
На наш взгляд развитием общества движет культура. Культура — это всё то, что сделано руками человека. Именно она задаёт тон развитию всех научных институтов, которые в свою очередь формируют образовательные стандарты для различных отраслей и уровней образования (начального, среднего, высшего). На основе этих образовательных стандартов и предоставленного информационного обеспечения производится подготовка и переподготовка всей кадровой базы во всех отраслях жизнедеятельности.
Именно в системе образования закладывается мировоззрение нового поколения, которое как губка впитывает всю информацию из окружающей среды. Новое поколение кадрового состава, обрабатывая опыт предыдущих поколений, входит в жизнь. Исходя из предоставленных возможностей раскрытия творческого потенциала и сложившегося мировоззрения, оно создаёт новые идеи — фундамент культуры будущего. Так замыкается спираль общественного развития. И здесь возникает следующий вопрос:
Как может двигаться общественное развитие по этой спирали, а не замыкаться в круге?
А это напрямую связано с нравственными стандартами. Если культура общества развивается по принципу «выгодно продай и продайся», тогда движителем и самоцелью развития экономики — фундаментальной базой общественного развития — является рост прибылей, а жизнь самого общества превращается в глобальный (региональный, локальный) рынок, на котором всё продаётся и покупается. В том числе и собственные родители и собственная Родина, вопрос только в цене. «Ничего личного — только бизнес!» Не правда ли?! Так общество сползает вниз в деградацию. Как будет протекать этот процесс — быстро или медленно — это зависит конечно от множества частных факторов.
В редких случаях неспособность преодолеть собственные ошибки и проблемы приводит к некому закрепощению, застою нравственных стандартов в обществе, и тогда движение идёт по замкнутому кругу — по кольцу «инферно», как назвал это явление некогда в своём романе «Час Быка» известный советский учёный и писатель-фантаст Иван Антонович Ефремов (http://newyouthpolicy.org/ru/articles-ru/221-razvitie-kak-faktor-evolyutsii).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если мы хотим изменить нашу жизнь в лучшую сторону — необходимо ликвидировать зависимость от западной культуры путём изменения своей нравственности и создания Русской культуры на основе настоящих русских традиций и методологии русской концепции глобализации.
Принесёт ли пользу России ликвидация западных гуманитарных дисциплин — таких как социология, экономика, психология, философия и политология, а также ВУЗов которые их активно продвигают, засоряя наукообразным вздором головы российской молодёжи — типа высшей школы экономики? Несомненно — потому что кризис в обществе порождается в первую очередь именно этими отраслями. Однако вслед за этим сразу встанет вопрос об их замене на метрологически состоятельную социологию и другие науки, а также о подготовке кадров в научно-образовательных центрах по всей стране — свободных от заблуждений прошлого.
Источник: inance.ru