Реальный обменный курс доллара США (стоимость по отношению к корзине валют с учетом удельного веса в международной торговле с поправкой на инфляцию) вырос в этом году на 18 процентов и достиг в сентябре 20-летнего максимума, согласно базовому индексу ICE/USD. Правда в том, что он остается переоцененным и растет в основном благодаря процентным ставкам ФРС США, а не валютным манипуляциям других стран. Более того, переоцененный доллар наносит ущерб финансовым рынкам, потокам капитала и торговым сделкам.
В Европе, впервые за два десятилетия, евро стоит меньше, чем доллар, а британский фунт опустился на 18 процентов за предыдущий год. Примечательно, что страны по всему миру не могут извлечь выгоду из падения курса своих национальных валют, (которое действительно делает их продукцию более конкурентоспособной), поскольку экономический рост на глобальном уровне замедляется. Аналитики Пол Уайзман, Келвин Чан, Сэми Магди и Айз Витинг пишут в журнале Fortune, что растущий доллар оказывает давление на правительства и компании, которые привлекали кредиты в долларах. По их словам, это делает импорт для них более дорогим и тем самым усиливает инфляционные факторы. Кроме того, центральные банки в других странах вынуждены также повышать процентные ставки, чтобы остановить отток капиталов, что замедляет экономический рост и порождает безработицу.
К сентябрю нынешнего года процентные ставки уже выросли на 300 базисных пунктов за 12 месяцев, что является самым быстрым ростом с 1989 года. Кроме того, доходность базовых 10-летних облигаций казначейства США выросла до 3,8 процента (самый высокий уровень более чем за 12 лет). Трейдеры полагают, что к апрелю 2023 года ФРС повысит целевую ставку еще на 150 базисных пунктов.
Американская ФРС ускоряет повышение ставок, чтобы остановить рост цен. Однако, по словам авторитетного аналитика Джона Кемпа, тем самым США экспортируют свою инфляцию по всему миру. Растущий доллар увеличивает стоимость жизни на международном уровне на фоне глобального продовольственного кризиса. Профессор Корнельского университета Эсвар Прасад резюмировал это следующим образом: «Сильный доллар делает плохую ситуацию во всем мире еще хуже».
Несмотря на высокую инфляцию, в США по-прежнему высок уровень занятости, в то время как Британия и Евросоюз близки к депрессии и рецессии, вызванной высокой стоимостью энергоносителей на фоне украинского конфликта. Всемирный банк недавно заявил, что «центральные банки по всему миру повышали в этом году процентные ставки с такой степенью синхронности, какой не наблюдалось за последние пятьдесят лет», и это создает риск глобальной рецессии в 2023 году. Фактически, Вашингтон превращает свою валюту в оружие. Как отмечает бразильский политолог Сезар Бенджамин, государство с высокодефицитной экономикой выпускает фиатную валюту, которая является мировой резервной валютой, «без какого-либо обеспечения» и без правил эмиссии.
Более того, долларовая система и международная энергетическая политика переплетены между собой в сложной геополитической и геоэкономической игре, поскольку нефтедоллар является опорой западной финансовой системы. Но уже есть признаки того, что времена меняются. Разумеется, к ним относится апрельское решение Москвы перевести оплату газа в рубли. Следуя этой тенденции, все больше стран используют национальные валюты для международных торговых расчетов.
Например, резервный банк Индии решил санкционировать использование рупии в мировой торговле, что может стать предвестником ее превращения в международную валюту. Наконец, недавнее решение ОПЕК+ о сокращении добычи нефти ознаменовало возможный финал тесных отношений между США и Саудовской Аравией, которые были самым наглядным проявлением политики Вашингтона «нефть в обмен на безопасность». Эр-Рияд также продвигает процесс делолларизации благодаря сотрудничеству с Пекином и готовности продавать нефть за юани.
Таким образом, можно сказать, что реальный финансовый и энергетический суверенитет для Европы и развивающихся стран во всем мире может наступить только с концом нефтедоллара. Это потребует международной координации посредством двусторонних и многосторонних валютных соглашений. Предложение о единой резервной валюте БРИКС многообещающее, но многим развивающимся странам не хватает экономического суверенитета, и разорвать порочный круг очень трудно. Впрочем, как бы то ни было, дедолларизация является предварительным условием для стабильности в многополярном мире, болезненное зарождение которого мы сейчас наблюдаем.
Источник: mixednews.ru