Свидетельства того, что юань становится действительно глобальной валютой, можно найти в паспорте Ронгронга Хуо, из которого видно, как этот банкир из HSBC курсирует между Швейцарией и Южной Африкой, привлекая растущее число клиентов к проведению финансовых операций в китайской валюте.
«Потенциальный рынок огромен, сказал Хуо, который является главой службы банка HSBC, занимающейся проведением операций в юанях в Европе. Компании интересуются, как можно продвинуться на этом фронте? И инвесторы спрашивают, как они могут перевести в юани часть своих активов. Заинтересованность инвесторов обнадёживает».
Спустя три года после возникновения рынка оффшорных юаней, то есть с момента, когда финансовым институтам разрешено открывать счета в юанях в Гонконге, банки и инвесторы по всему миру, вовлечёны в то, что в корпорации Nomura Holdings Inc. назвали крупнейшей революции на $5,3-триллионном валютном рынке с момента создания евро в 1999 году.
Согласно опубликованному в сентябре отчёту Банка международных расчётов, объём ежедневных торговых операций в юанях к апрелю этого года возрос до $120 миллиардов, по сравнению с $34 миллиардами в 2010 году. Это означает, что сегодня юань является девятой по популярности валютой в мире.
Аналитик Аксель Мерк из компании Merk Investments LLC (Калифорния) говорит, что они переводят в оффшорные юани столько из своих $450-миллионных активов, сколько могут. Union Bank рекомендует своим состоятельным клиентам разнообразить свои вложения депозитами в юанях, а Группа Чикагской товарной биржи, крупнейшего фьючерсного рынка, начала предлагать ценные бумаги в оффшорных юанях в феврале.
«Развитие рынка юаня — это важнейшая страница в истории валютного рынка», говорит глава службы валютной торговли за пределами Японии компании Nomura. «Я бы сравнил это по степени значимости с возникновением евро «.
Знаком растущего признания этой валюты по всему миру можно считать то обстоятельство, что торговля оффшорными юанями постепенно затмевает расчетные контракты — основной инструмент для иностранных инвесторов с 1990-х годов. Расчётные контракты заключаются в долларах.
Согласно данным Банка международных расчётов, несмотря на рост, доля юаня в глобальной валютной торговле всё ещё составляет всего около двух процентов, по сравнению с 87 процентами доллара. Объём ежедневной торговли в юанях меньше, чем у мексиканского песо и составляет примерно половину объёмов канадского доллара.
Многим банкам и компаниям ещё предстоит создать необходимые условия для того, чтобы облегчить проведение операций.
«Часть работы по интернационализации любой валюты заключается в том, чтобы создать условия, при которых банки смогут проводить операции в этой валюте по всему миру», говорит финансовый директор Чикагской товарной биржи Дерек Шамман.
Вице-президент Union Bank Кейт Макналли сказала, что её банк делает серьёзные шаги в сторону оффшорного юаня. За первые девять месяцев этого года торговля в этой валюте составила 150 процентов от того же периода 2012 года.
«Эта валюта завоёвывает всё больше доверия повсеместно, на неё смотрят как на хороший инструмент для того, чтобы разнообразить свой валютный портфель», сказала Макналли в октябре этого года.
Хуо рассказал в своём интервью, что в таких небольших и развивающихся странах как Турция и Польша он встретил такой же интерес к юаню, как и в крупных финансовых центрах, среди финансовых директоров, юристов, правительственных чиновников и отраслевых групп.
«Интерес к юаню очень широкий, сказал Хуо. Торговля юанем тесно связана с историей развития Китая. Все хотят сделать этот шаг как можно раньше».
Народный банк Китая проводит сделки свопа валютами с более чем 20 иностранными банками, поощряя более активно использовать юань для торговли и финансовых операций.