Как-то раз у меня состоялся разговор с давним другом Сергеем. Совсем недавно у него родился ребёнок и были ещё несколько детей постарше. И вот о чём пошла речь:
— Как ты считаешь, существует ли время? — спросил Сергей.
— Не думаю, что существует строго заданная временная шкала для всей вселенной. — ответил я. — На мой взгляд в разных процессах время может течь по-разному. Более того для каждого живого существа время течёт по своему. У растений время может идти медленно, у микроорганизмов очень быстро. У насекомых чуть медленнее, чем у микроорганизмов, но быстрее чем у животных.
Однако везде прослеживается один закон — причинно-следственная связь. Всегда за причиной следует следствие, и этот переход мы воспринимаем как явление времени. Такое явление объективно и существует. Вот только скорость его может быть разная.
Выявляя скорость протекания процессов, и соотнося её между ними, мы можем на этом построить шкалу времени.
— Я это в связи с чем спросил. — сказал Сергей. — Я часто замечал у своих детей, что когда они только научатся говорить, то им очень трудно воспринять такие понятия как «вчера» или «завтра». Только те, кто постарше начинают понимать, что это такое. И вот я подумал, а ведь реально «вчера» и «завтра» не существует. Так может быть есть только здесь и сейчас, а всё остальное наши иллюзии?
— Существует ли такое понятие как число «2»? — спросил я, не требуя ответа. — А существует ли функция сложения? При этом всегда и везде два плюс два будет равно четырём, хоть на луне, хоть в другой галактике. Кажется, что многие вещи существуют только в нашем воображении, но это не значит, что за ними не скрываются объективные процессы. Мы же можем проверить, что, если к двум яблокам прибавить ещё два, то получится четыре яблока. За понятиями «вчера», «завтра», «прошлое» и «будущее» скрывается объективный закон причинно-следственной связи. Выявив цикл движения солнца по небосводу, мы всегда будем знать, когда наступит завтра.
— Я, наверное, сейчас зайду с другой стороны, — всё ещё никак не был удовлетворён ответом Сергей. — С понятием время более-менее ясно, но непонятно другое. Вот ребёнок, который живёт текущим моментом настолько рад и воодушевлен, что может весь день занимаясь простыми вещами быть счастливым. Взрослые, часто живут прошлым или будущим, но почему так мало счастья это приносит?
— Вот это уже вопрос по существу! — ответил я. — Теперь стало понятным, почему тебя заинтересовала эта тема.
Я уже говорил, что у каждого живого существа время течёт по-разному. Так, например, муху поймать руками очень сложно, потому что даже наши быстрые движения руки для нее очень медленные. Она живёт как бы в другом времени. За одну секунду она, двигаясь в воздухе может сменить направление несколько раз.
Любой процесс состоит из нескольких простых шагов:
- первое, получение информации,
- второе, принятия решения,
- третье, выдача информации управляемому объекту.
У каждого живого существа этот цикл может занимать разное время. Для бактерии он очень быстрый, для мухи он чуть помедленнее и т. д.
Чем более продолжительными процессами управляет человек, тем длиннее цикл управления, тем больше он живёт такими понятиями, как прошлое и будущее. Так, например, для фермера, который выращивает овощи такой цикл составляет один год, когда весь урожай успевает вырасти и приходится начинать сначала. Для того, кто выращивает яблони, такой период может занимать несколько лет. Для тех, кто выращивает дубы — десятки лет.
— Может быть человеку необходимо заниматься только текущими задачами, если только они приносят счастье? Может быть, стоит как дети жить только текущим моментом?
— Дети живут только текущим моментом, потому что не умеют управлять более длительными процессами. Им для обучения гораздо эффективнее заниматься быстро текущими процессами.
Ребёнок искренне радуется простым процессам, потому-то для него такой процесс — развитие. Например, маленький ребёнок уронит крышку от кастрюли на пол и услышит сильный грохот. Для него это что-то новое и неизведанное, а потому и интересное. Если кто-то уже хорошо понял какой-то процесс, то он перестаёт получать от него наслаждение, т. к. для него он перестаёт приносить что-то новое. Можно пойти двумя путями, либо углубляться в детали, либо изучать более длительные процессы. Лучше идти и тем и другим путём. При этом, чем более длительным будет процесс, тем больше необходимо знать деталей для его управления.
Садовник, выращивающий дубы, тоже может истинно радоваться и быть счастливым, занимаясь любимым делом. Для него наблюдать как год за годом растут дубовые рощи, как меняется среда вокруг — процесс, который может давать истинное наслаждение.
У взрослого человека может быть несколько причин отсутствие счастья при работе с длительным процессом:
- для него все процессы стали понятными и работа превратилась в рутину. Нет ничего принципиально нового;
- человек не видит результатов своей работы. Так, например, для изобретателя, изобретения которого никуда не идут и нигде не применяются, нет обратной связи и тогда вся его работа теряет всякий смысл. Он ничего не привносит объемлющей системе, всю информацию что выдаёт изобретатель блокирует организация, в которой он находится.
Вторая причина связана с потерей смысла в работе и возможно в жизни. Потеря смысла часто проявляется, когда система живёт только ради самой себя, без включения в объемлющую систему. Работа для работы, жизнь ради жизни — признаки потери смысла.
Счастье приходит, когда есть развитие и глубокое понимание смысла, которое дополняется ясными и желанными целями, а также видимыми результатами своей деятельности.
После этого разговора Сергей признался, что его работа частично утратила смысл. Он был очень сильно погружён в оперативную деятельность, и не замечал тех изменений, которые хотел бы видеть от своей деятельности. Мы с ним договорились, что будем совместно прорабатывать образ будущего, смыслы и выстраивать систему, где наши действия будут направлены на желаемый результат. В такой системе работа или вернее совместный труд должен приносить истинное счастье.
Источник: Наум Матрин