Сестра жены моего друга школьница Алиса очень увлекается биологией. Она самостоятельно изучает университетские курсы и читает серьёзные книжки. Как-то мы заговорили на тему: «Существует ли свобода воли у человека?». Дело в том, что на неё произвела впечатление книга Роберта Сапольски, в которой утверждается, что свободы воли и даже свободы выбора у человека нет.
- Хорошо - сказал, я. - Прежде, чем мы начнём обсуждать, необходимо определиться с аргументами. Какие есть аргументы в пользу того, что у человека нет свободы воли?
В пользу отсутствия свободы воли с её стороны прозвучал аргумент про эксперимент Либета. В нём изучалась активность мозга и выяснилось, что до того, как человек принимал решение, нажать ему на ту или иную кнопку, в его мозгу возникает активность, по которой можно однозначно определить выбор того или иного решения.
- Да, хорошо, - ответил я, - но где же тут свобода воли? Тут тестировалась только свобода выбора. Тех, кто не согласился на правила эксперимента, к эксперименту не допускали. Человек сначала добровольно соглашался на условия, проявлял тем самым свободу воли. В эксперименте проверялась только свобода выбора.
- Чем же тогда отличается свобода воли от свободы выбора? - спросила она меня.
- Во первых, необходимо разобраться с понятием «воля». Воля - это осознанная целесообразность, или, другими словами, это когда человек осознанно выбирает цель и осознанно же предпринимает шаги к её достижению. Свобода воли отличается от свободы выбора тем, что она невозможна без осознанности. Когда просят нажать ту или иную кнопку (как в эксперименте Либета), человек это может сделать неосознанно, без какой-то явной цели. Свобода выбора может происходить только при наличии готовых вариантов. Свобода воли возможна даже тогда, когда вариантов нет. Для этого нужно подключить творчество и волевым творческим усилием найти или создать другой вариант решения проблемы или задачи.
- Может быть, тогда эксперимент Либета говорит об отсутствии у человека свободы выбора?
- Сам Либет такое не утверждал. Дело в том, что все выводы про отсутствие свободы воли сделали уже те, кто анализировал его эксперимент. И это были в основном журналисты. Самая главная ошибка, которую они совершили - это нарушение логики мышления. Если что-то первое происходит раньше второго, то это совсем не означает, что второе произошло по причине первого. Например, если петух первый раз всегда кукарекает до восхода солнца, то это совсем не означает, что солнце встаёт из-за того того, что петух прокукарекал. Тоже самое и с активностью в мозге человека. Если она происходит до того, как человек осознаёт выбор, это не значит, что она является причиной этого выбора.
- Хорошо, - согласилась она со мной, - но ведь человек всегда поступает под давлением обстоятельств. Может быть, обстоятельства всегда определяют наш выбор?
- Да безусловно обстоятельства необходимо учитывать, но это не значит, что они должны определять наш выбор. Есть две крайних возможности для развития: первая из-за отчаяния (от обстоятельств), вторая из вдохновения (от цели). Когда человек движется к цели, то любые жизненные обстоятельства ему не будут помехой. Разве что негативные обстоятельства могут замедлить движение к цели или даже отбросить назад, но выбор будет делаться не из-за обстоятельств, а по целесообразности.
При этом нужно понимать, что до свободы воли необходимо дорасти. Прежде всего надо научиться усилием задействовать в себе волю. Осознанно выбрать цель и достигать её. Однако в некоторых случаях, когда положение кажется безвыходным, нужна не только воля, но и правильная методология - алгоритм создания человеком новых решений. Человек с ущербной методологией ограничен в выработке правильных решений, из-за этого его свобода воли ограничена. А без воли у человека остаётся только свобода выбора.
Ещё я обратил внимание Алисы на то, что свобода воли не врождённое, а приобретённое свойство. Только проявляя волю и освоив верную методологию, человек сможет обрести и свободу воли, и свободу выбора, с чем она согласилась. Наша беседа её сильно вдохновила. Она приняла решение глубже изучить этот вопрос и пообещала в дальнейшем обсудить со мной новые мысли.
Источник: Наум Матрин