Слово “мера” не так чтобы очень распространено в нашем лексиконе. Ну какие там ассоциации: Палата мер и весов и что-то с уроков физики, грозное повеление директора “примите меры!”, может, что-нибудь из портновско-шитейной тематики: “давайте снимем мерку”. Особо эрудированные вспомнят что-нибудь из Библии про то, кому какой мерой отмерять. Однако всё не так однозначно, как кажется на первый взгляд, просто поверьте.
Те, кто по-настоящему любит и умеет готовить, часто сталкивались с таким конфузом. Рассказываешь кому-нибудь рецепт и натыкаешься на, в принципе, вполне закономерный вопрос: “А этого сколько нужно? А того?” И впадаешь в ступор. Потому что и того, и этого нужно взять столько, сколько нужно. И это зависит от большого количества факторов, но в первую очередь — от внутреннего ощущения самого процесса приготовления конкретного блюда. И ощущения этого не будет, если нет любви. К готовке, разумеется.
Фото: cdn1.imgbb.ru
Или вот известнейший пример с так называемой “врождённой грамотностью”. Это когда человек вообще никаких правил не знает, а пишет, подлец, как Коля Сулима. Ну просто чувствует, что вот здесь нужно поставить запятую, а вот тут — написать вдруг “а”, а не “о”. А если напишет что-то неправильно (всякое ведь бывает!), то в глазу прям как будто колет что-то: некрасиво получилось, неправильно, срочно нужно принять меры.
Когда мне нужно всерьёз говорить о мере, я обычно начинаю с немножко антирусского анекдота о том, как русский Ваня принимал участие в конкурсе, кто больше выпьет. Там все начинали с напёрстка, пытаясь постепенно увеличивать дозу, а Ваня, наоборот, начал с самой большой тары, постепенно уменьшая: ведро, банка, стакан, рюмка… И вот остаётся один тот самый напёрсток, и все трибуны дружно скандируют “Ваня! Ваня!”, но Иван неприступен. Он отставляет напёрсток с золотыми словами: “Русский Ваня свою меру знает”. (На всякий случай поясню, что антирусский анекдот, потому что эксплуатирует стереотип, что русские много пьют, что, конечно, не соответствует действительности)
Фото: igor-art.ucoz.ru
Уже можно обобщать. Мера — это край, отделяющий то, что можно (правильно, красиво, хорошо и т.д.) от того, что нельзя. Мера — это форма, описывающаяся (три раза пытался это слово правильно написать!) этими самыми краями. А поскольку весь мир постоянно движется и изменяется, то и форма эта подвижная, текучая. Но что самое интересное, сама эта подвижность и текучесть не случайна, а… правильно, закономерна — на какое хорошее слово мы вышли! И вот это “примите меры” как раз про такое движение, когда мы, выражаясь научно, одними процессами корректируем течение других процессов (как там у Хауса — когда развитие одной болезни сдерживается другой).
А теперь самое интересное. Внимательно вглядевшись в этот мир, мы, каждый со своим чувством, обнаруживаем, что он абсолютно конкретен в своих формах и их развитии. То есть, он весь состоит из мириадов мер самого разного размера и порядка. И они все накладываются друг на друга, влияют, образуют новые меры, просто голова кругом! Получается узор. Живой, невероятно сложный (сложенный), который очень легко на первый взгляд принять за хаос и бардак, но стоит чуть-чуть успокоиться, вглядеться, и вот оно, волшебство текущего момента предстаёт перед нами во всей своей красе.
Моя любимая метафора такого закономерного узора — это игра Го. Всё очень просто. Есть поле-матрица, каждый из элементов которого может быть в трёх состояниях — может быть занят чёрным камнем, может белым, а может быть пустым. То, каким оказывается конкретный элемент, определённым образом влияет на возможности других элементов по всему полю изменить своё состояние. Каждый из игроков вносит свои изменения в общую для обоих матрицу, но предсказать последствия бывает не так просто: количество игровых ситуаций примерно равно количеству атомов во Вселенной. Поэтому играть только головой в эту игру не получится, нужно обязательно подключать сердце. В смысле, интуицию.
Ведь интуиция как работает. Где-то там, вне пределов нашего сознания (и очень может быть, за пределами нашей психики вообще), происходят какие-то вычисления, которые нам не под силу, а к нам уже приходит просто готовый ответ, в обход какой-либо логики. Тут сразу стоит оговориться, что вполне возможно, сам этот ответ потребует обязательной расшифровки, для чего нужны будут и логика, и эрудиция, и банковский счёт жизненный опыт. Это как с оракулом. Пифии, конечно, красотки, но их полубессвязный бред так и остался бы бредом, если бы не серьёзные бородатые мужики, крепко удерживающие их на своих барных стульях. Но и без пифий, как показала практика, мужики обойтись никак не могли.
Чувство меры, пожалуй, не просто интуиция, а интуиция extra virgin (уже без всякой отсылки к пифиям). Это не чьи-нибудь голоса, которые мы можем ненароком поймать в свои локаторы, это дыхание самого Узора, который течёт и изменяется в соответствии с ходами всех, у кого есть возможность делать ходы (а это не только игроки, но и самые разные боты, которых, поверьте, гораздо больше, чем вы можете себе представить). И у этого Узора, несмотря на астрономическую вариативность, всегда есть абсолютно закономерное развитие. Даже если в некоторые моменты происходит настоящее чудо, задним числом мы всегда сможем понять его механизм (но не факт, что сможем воспроизвести).
Фото: st.gde-fon.com
И когда легендарный скульптор (в смысле, герой легенды) говорил, что он просто берёт кусок мрамора и отсекает всё лишнее, он говорил нам про чувство меры. Потому что именно оно позволяет нам прочувствовать, что лишнее, а что нет. Когда музыкант-импровизатор, повинуясь своим чувствам, замолкает, чтобы дать музыке необходимое дыхание, но повинуется чувству меры. Когда кулинар красивым движением плещет каплю уксуса в соус, его ведёт то же самое чувство. Именно чувство, не знание, не рецептура, не традиции предков.
Напоследок ещё одно выражение чувства меры в нашей и без того непростой жизни. Когда-то, под занавес Советского Союза, тандем русских психологов-философов придумали любопытную концепцию природы таланта. Один из главных постулатов там такой: талант есть норма. Как раз не только в том смысле, что быть талантливым нормально для любого человека (хотя это, безусловно, так), но и в том, что талант как раз и обусловлен тем самым чувством меры, чувством нормы. Талант интуитивно чувствует, что нужно, для того чтобы “процесс пошёл”. И да, не будет делать ничего, пока этих условий нет (вечная истина — писатель отличается от графомана тем, что может не писать).
Так вот, для того, чтобы каждый мог проверить, насколько он талантлив, эти два хороших человека придумали любопытное испытание. Вы вполне можете его повторить. Для этого найдите свободное и ровное пространство, на котором вам нужно отметить ровно 7 метров. Это будет вашей мерой. Встаньте носками на одну черту и пройдите своей свободной походкой ровно эти семь метров так, чтобы в конце встать носками на вторую черту. Не считайте шаги, это вас только отвлечёт от кинетической мелодии вашего тела. Последний шаг наверняка будет неполным, но что ж поделать — какой есть. А теперь постарайтесь пройти ровно те же 7 метров, но с закрытыми глазами. Не получилось с первого раза? Не беда. У вас есть 10 попыток. Каждый результат необходимо записать, а потом желательно построить график, где взять результаты по модулю (то есть, неважно, недошли вы 10 сантиметров или перешли — на графике вы всё равно ставите точку на отметке 10). Идеально будет, если все ваши попытки попадут в зону 15 см от ровного результата. Но самое главное, чтобы ваш график представлял собой постепенное приближение к нулю. Это и будет свидетельством того, что в вас есть механизм, способный регулироваться, подстраиваться под ту меру, что вы ему задаёте.
И опыт этот ещё раз наглядно показывает, что одно из главных наших качеств — отмерять наши действия в соответствии с той объективно существующей нормой, которая досталась нам просто по факту того, что мы живём в этом мире и являемся частью этого узора, переливающегося и пульсирующего вечно. Берегите это чувство, без него и все остальные быстро притупятся.
Глеб Деев
Источник: 4esnok.by