Аналитика КОБ

Дорожный сбор

С 15 ноября в России введён новый дорожный сбор в счёт возмещения ущерба при движении по федеральным автомобильным дорогам: грузовики с разрешённой максимальной массой выше 12 т будут платить 1,53 рублей за каждый пройденный километр пути по федеральным трассам.

Новый дорожный сбор

Это пониженная плата, которая достигается за счёт применения понижающего коэффициента 0,41 к принятому ранее тарифу в 3,73 рублей за 1 км. Она будет действовать до 29 февраля 2016 года. С 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года — тариф с понижающим коэффициентом 0,82 — 3,06 рублей за 1 км пути. С 1 января 2019 года плата станет для большегрузного транспорта полной — 3,73 рублей за 1 км. (В скобках заметим, что это — самый низкий размер платы среди аналогичных систем в Европе. Например, в Австрии ставка доходит до $0,49, в Белоруссии — $0,16. Российский тариф по сегодняшнему курсу — $0,025, что в 6 раз ниже, чем, например, в Белоруссии).

Плату с владельцев 12-тонных грузовиков, а в России их зарегистрировано более 1,8 миллионов (!), собирает компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТ), с которой заключено концессионное соглашение. Для сбора платы разработана специальная информационная система «Платон», в которой уже зарегистрировалось около 600 000 (!) транспортных средств. Однако согласно решению правительства все перевозчики должны зарегистрироваться на сайте «Платона» и перед рейсом пополнить счёт в личном кабинете, а затем либо оформить маршрутную карту, либо установить бортовые устройства, предназначенные для спутниковой фиксации проезда по федеральным трассам.

Обоснование этого нововведения ещё 19 октября чётко разъяснил глава Администрации Президента РФ Сергей Иванов в интервью ТАСС:

Сергей Иванов и дорожный сбор

Сергей Иванов

Тарифы на перевозку по железной дороге остаются очень высокими, я бы сказал, чрезмерно высокими. В результате имеем колоссальную разбалансированность. Бизнесмены все что ни попадя стараются транспортировать по автодорогам. До абсурда доходит, когда металл и уголь на расстояния в несколько сотен километров перевозят фурами. За эксплуатацию шоссе ведь не платишь, все, извините, на халяву. Сейчас наконец-то начнём сборы с грузовиков массой больше двенадцати тонн. Они же очень портят дорожное полотно!

Проектом бюджета на 2016 год предусмотрено, что сборы с «12-тонников» составят около 40 млрд. рублей, которые будут инвестированы в дорожное хозяйство страны.

И вроде бы всё «сделано было по уму». Решение Правительства РФ о начале взимания платы за проезд автомобилей свыше 12 тонн по федеральным трассам страны было принято еще 4(!) года назад, правомерность запуска системы «Платон» закреплена на законодательном уровне, дата, с которой начал действовать новый дорожный сбор, была установлена и объявлена заблаговременно.

И вдруг, как это обычно у нас бывает, именно «вдруг», совершенно «неожиданно», новый дорожный сбор вызвал общероссийскую акцию протеста, в которой приняли участие дальнобойщики 24 регионов. Например, в Дагестане по состоянию на 18 ноября бастовали более 17 тыс. человек, а машины в республике растянулись по обочине трасс на 57 км. Главное требование протестующих — введение моратория на оплату дорожного сбора с большегрузов минимум на три года и тестирования системы «Платон» в течение хотя бы одного года.

В ответ Министерство транспорта РФ заявило, что система взимания платы за проезд грузовиков с разрешенной максимальной массой выше 12 т по федеральным трассам отменена не будет, однако для устранения имеющихся отдельных «шероховатостей» приняло решение отменить на территории страны штрафы за неоплаченный проезд до 15 мая следующего года (за исключением Московской области), подготовило поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) о снижении в 9 (!) раз до 50 тыс. руб. размера штрафа за подобные нарушения, а за повторное нарушение установить их на уровне 100 тыс. руб.

Дорожный сбор: причины

Но это всё фактология, а хотелось бы разобраться в истинных причинах происходящего. И начнём мы с анализа принятия управленческого решения о введении сбора, которое в тактическом плане в нынешней ситуации можно назвать достаточно обоснованным, и эффективности проведённых организационно-технических мероприятий, направленных на его осуществление.

Заметки на полях

Ну, как здесь не вспомнить о достаточно общей в смысле применимости теории управления (ДОТУ), составной часть которой является полная функция управления, включающая в себя такие этапы как:

  1. Опознавание факторов среды (объективных явлений);
  2. Формирование стереотипа (навыка) распознавания фактора на будущее;
  3. Формирование вектора целей управления в отношении данного фактора (явления) и внесение этого вектора целей в общий вектор целей;
  4. Формирование целевых функций по каждой из целей в векторе (все вместе они формируют концепцию управления);
  5. Организация и реорганизация управляющих структур, которые будут исполнять концепцию;
  6. Контроль (наблюдение) за деятельностью структур в процессе управления и координация их взаимодействия;
  7. Ликвидация существующих структур в случае ненадобности или поддержание их в работоспособном состоянии.

Но наши «менеджеры» из Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ (Росавтодор), осуществлявшие проект, не только про ДОТУ не слышали, но, по-видимому, и с элементарными правилами реализации управленческих решений не знакомы. Все, как они именуют, «шероховатости», а точнее недостатки и недоработки при введении нового дорожного сбора, приведшие к массовым акциям и определённо оказавшими негативное влияние на авторитет федеральной исполнительной власти, есть результат управленческой неграмотности. 4 года (!) не хватило для проведения простейших мероприятий, таких как:

  • разъяснительная работа с дальнобойщиками, прежде всего, с индивидуальными предпринимателями, которые стали лидерами в среде протестующих, да и вообще с населением;
  • определение дифференцированного подхода к видам большегрузов (Минсельхоз только 16 ноября (!) выступил с предложением освободить от уплаты сбора молоковозы и скотовозы);
  • разработка элементарного графика регистрации и его практической реализации;
  • не говоря уже о проведении тестирования системы «Платон» и экономическом обосновании размеров штрафа.

Но по большому счёту дело не только в этих грубейших управленческих просчётах, суть проблемы в общих принципах, на которых сегодня базируется российское государственное стратегическое планирование и регулирование. Само решение о введении нового дорожного сбора и его осуществление проводятся в рамках организации народного хозяйства, называемого финансово-счётным подходом, основывающегося на расчёте финансовых показателей экономики, и предназначенного для решения главного вопроса — обеспечение частному предпринимателю возможности «законного обогащения», а вовсе не в интересах населения и самого процесса общественного развития.

Примечательно, что это начинают понимать всё большее количество граждан России. Вот, как о данном конкретном явлении пишет «МК» (http://vrn.mk.ru/articles/2015/11/18/k-chemu-privedut-protesty-dalnoboyshhikov.html):

Политически грамотные дальнобойщики чётко определили корень зла: выгодополучателем с платных дорог стало семейство Ротенбергов в результате простенькой комбинации из трёх пальцев.

1. Правительство решило выбрать на открытом конкурсе с участием опытных инофирм компанию-оператора для сбора денег с грузовиков по всей стране.

2. Босс Ростеха Чемезов категорически возразил: из соображений национальной безопасности надо все отдать «дочке» Ростеха без всяких конкурсов; трассы — дело государственной важности! Ну, создали «дочку» Ростеха «Объединенные системы сбора платы» для сбора денег с дальнобойщиков.

3. Ростех — государственная лавочка, а «дочка» — нет, и после её создания Игорь Ротенберг прикупил себе блокпакет её акций. А потом ради безопасности России докупил ещё 25% — до 50%.

Откровенная комбинация рассчитанная ну уж совсем на непонятливых людей. «Элита» по всей видимости не желает делать выводов из истории, либо просто не знает, чем заканчивалась подобная политика.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов просил премьера Медведева отложить введение платы для 12-тонников до 1 июля 2016 года и сократить её до 1 руб./км. Но ему твердо ответили: государство не имеет права ухудшать условия для концессионера.

В общем, всё для блага человека, и мы знаем его имя.

Если говорить о перспективах, то уже сейчас можно сказать, что увеличение дорожного сбора автоматически повлечёт повышение цен, так как предприниматели несомненно впишут его в издержки обращения, как они это делают с кредитами и процентами по ним (Итоги Петербургского экономического форума или уверенность Путина и дезориентация "элиты"). Как следствие, вырастет коррупция. Ещё есть транспортный налог, который и формирует Дорожные фонды, а как новый сбор будет формировать базу Дорожного фонда пока непонятно.

Главный вывод

В общем, пока в нашей стране не будет в полном объёме внедрена политика государственного планирования в интересах общества, а не узкой группы «элитариев», направленная на создание эффективной системы экономики с учётом накопленного позитивного опыта, мы так и будем «наступать на грабли» финансово-счётного подхода, а к чему это приводит видно из изложенного в данной статье материала.

Источник: inance.ru

Чтобы быть в курсе текущих событий и аналитики, используйте Новостную ленту

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Читайте также

Также вы можете выбрать удобную форму участия и поддержки нашего проекта по ссылке ниже

Участие в проекте "Закон Времени"