Что такое алгоритм?
1. Если Вы еще не знаете, что такое алгоритм – переходите к пункту 5.
2. Если вы уже знаете, что такое алгоритм, но хотите узнать, что там «наумничал» автор – переходите к пункту 5.
3. Если Вы начали подозревать, что таким образом автор хочет привлечь Вас к своему рассказу – отбросьте свои подозрения и просто перейдите к пункту 5.
4. Если Вы уже всё в этой жизни знаете, всё поняли и во всём давно разобрались – прекратите читать и займитесь выполнением другого алгоритма.
5. Начните читать рассказ.
Это отрывок из повествования, которое пока не имеет названия. Главные действующие лица, мужчины в самом расцвете сил:
Программист и Физик, два брата.
Психолог и Журналист – просто друзья.
– Вот скажи, Псих, ты действительно можешь заглянуть человеку в душу, как стоматолог в рот, и найти там источник его душевных страданий?
Физик уже минут двадцать пытал невозмутимого Психолога всякими каверзными вопросами.
– Не всегда. Люди в своём большинстве скрывают свои чувства и внутренние переживания, – ответил Психолог.
– Ну что такое эти твои чувства, переживания, глубокий и неизведанный внутренний мир? – всё больше и больше заводился Физик. – Мне кажется, что это всё сами гуманитарии и придумали. Ты спроси у любого патологоанатома, встречал ли он широкую и глубокую человеческую душу или узкий и мелкий духовный мир?
– Полуэкт, ты занимаешься демагогией, об этом уже столько сказано-написано. Мне даже неловко тебе советовать перечитать классиков.
– Ребята, и не надоело вам? – оторвался от шахмат Журналист? – Саня, твой ход, ты не забыл?
– Не забыл. Я думаю. – Программист не шелохнувшись сидел над шахматной доской. Он давно мысленно выиграл эту партию и сейчас просчитывал, как бы поэффектней заставить Журналиста выбросить белый флаг. – Оставь их, Ник, пусть философствуют.
– Да они сейчас подерутся, – улыбнулся Журналист, представив спокойного, как удав, Психолога, отбивающегося одной рукой от петушиных наскоков Физика.
– Мы не подерёмся, но и не разрешим этот извечный спор ни-ко-гда, – сказал Психолог.
– Разрешим, – Программист передвинул ладью. – А если так? – он с хитрой улыбкой посмотрел на Журналиста, мгновенно ставшего серьёзным.
– А почему так? – удивился тот. – Ты же пешку теряешь?
– Я знаю. Думай.
Программист встал и потянулся.
– Ребята, – обратился он к спорящим, – вы оба правы. Просто Полуэкт мыслит точными категориями, а ты, Псих – абстрактными. И в этом нет ничего удивительного – нас так приучили. По сути, мы говорим на разных языках и живём в параллельных представлениях.
Программист вышел в кухню, достал из шкафа небольшую турку и налил в неё воды.
– Кто будет кофе, кто чай? – громко спросил он друзей.
– А у тебя коньяк есть? – оторвался от шахмат Журналист?
– Ты — думай. Коньяк за тебя думать будет? Какой тебе ещё коньяк? – донеслось из кухни.
– Любой. Мне в кофе, – пояснил Журналист, по-своему растолковав слова приятеля. – Организм допинга требует.
– Мне — чай, – громко сделал свой заказ Психолог. – А ты, Ник, напрасно считаешь, что это твой организм сам коньяка требует. Это ты его приучил.
– Жизнь приучила, – уточнил Журналист, поднимаясь из-за стола.
– Слушай, Псих, оставь человека в покое, пусть делает, что хочет. Может его, – Физик пальчиками начертил в воздухе кавычки, – «глубокий внутренний мир» нуждается в капле коньяка для «душевного равновесия»? Я достаточно язвителен, Алекс?
Психолог улыбнулся и понятливо кивнул.
– Заказ принят, – крикнул с кухни Программист. – Полуэкт, ты опоздал. Сам потом разберёшься.
Он набрал воды в чайник, поставил его на другую конфорку и, вернувшись к друзьям, продолжил:
– Мужики, давайте порассуждаем вместе. Начну издалека. Может кто-то и не заметил, но всё человечество перешло в новое, так называемое, информационное состояние. Прогресс с каждым годом ускоряется и ускоряется. Образно говоря, полёт человеческой мысли стал настолько стремительным, что многие за ним не поспевают.
– Я даже знаю живой пример явно тормозящего элемента, не будем показывать пальцем, – многозначительно произнёс Физик, вытянув указательный палец в сторону Психолога.
Тот только снисходительно улыбнулся.
– Так вот, – продолжил Программист, – это нормальное явление, обусловленное Законом Времени. Я про ускорение. Кстати, ещё Пушкин писал об этом законе. Он понимал, что родился раньше, в смысле ДО начала нового состояния человечества.
Ты про это? – Журналист с выражением продекламировал:
«Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время...»
– Да-да, и не только про это. Но о Пушкине – позже. Я сейчас хочу сказать о другом. Наступило время, когда некоторые категории, которыми раньше пользовались философы и служители культа, можно обобщить, объединив в одну категорию – Информация. Такие абстрактные понятия, как знания, опыт, мудрость, нравственность и так далее, сегодня можно представить иначе. При этом нужно не отбрасывать, а просто отфильтровать и обобщить уже накопленную человечеством информацию, и представить её в современном виде. Построить наиболее простую и понятную модель мироустройства, если угодно.
– А зачем? – не удержался Журналист. – Кстати, я тут подумал и решил, что я позволю тебе на этот раз считать себя победителем. Перехитрил-таки, гад, поздравляю.
Журналист встал и театрально поклонился. Программист кивнул, с улыбкой принимая поздравления.
– Что значит, «зачем»? Ты спрашиваешь, зачем менять своё представление о мире? А разве оно у тебя или у меня сформировано окончательно и бесповоротно? Мне жалко людей, которые считают, что знают всё и не хотят расширить свои знания. Они мне напоминают улитку, закрывшуюся в своем домике. Тепло и сухо, даже ползать можно, таская за собой уютный свой мирок.
Если рассуждать с точки зрения материализма-дарвинизма, то да, человек является вершиной эволюции... обезьяны. А Вселенная случайно самообразовалась после о-о-очень Большого взрыва. Ведь это никто опровергнуть не может? Верно? Зачем тогда париться?
Если честно, то при всём своём воображении, мне трудно представить, что это всё, – Программист очертил руками широкий круг вокруг себя, – произошло из ничего, а мы с вами – от обезьяны. Но даже если это так, то кто всем управляет? Вы скажете – Природа, и будете правы. Верующие в Бога скажут – Бог. И тоже будут правы по-своему. Но давайте разберёмся, где же истина?
– А давайте сначала разберёмся, а где же обещанные чай и кофе с коньяком, – напомнил Журналист.
– Полуэкт, дружище, организуй. Я потеряю мысль, если прервусь, – попросил младшего брата Программист.
Физик нехотя поплёлся в кухню и загремел там чашками.
– Скажи мне, друг мой, – обратился Программист к Психологу, – есть ли в твоей противоестественной науке такое понятие как индивид?
– Почему противоестественной? – удивился Психолог.
– Ну как же, мы с Полуэктом учились точным, естественным наукам, физике там, математике и так далее, а вы с Ником – «гуманитарии», стало быть учились абстрактным или противоестественным наукам. Шучу, конечно, но всё-таки, ответь.
– Да, есть целый раздел, «Психология личности» с разными ветвями и направлениями, хочешь начну перечислять?
– Не нужно. Я могу себе представить сколько новых терминов ты сейчас можешь вывалить на наши неподготовленные головы. Ты лучше скажи простыми и понятными словами: может ли существовать личность, отдельно от всего человеческого общества?
– Ты хочешь пофилософствовать на эту тему, или пытаешься что-то объяснить мне? Не пойму. – Психолог старался и дальше сохранять спокойствие.
– Не только тебе, но и ему, – программист кивнул на Журналиста, – и Полуэкту, да и сам понять хочу. Ведь так или иначе, мой внутренний мир, или как он там у вас называется, не может быть защищен от внешней информации, как ракушка защищает улитку от внешних воздействий?
Психолог кивнул:
– Да это так.
– Значит можно считать, что вы сейчас оказываете на меня информационное воздействие?
Психолог снова кивнул.
– А я, произнося эти слова, оказываю такое же информационное воздействие на вас, – продолжал Программист. – В таком случае можно говорить об информационной взаимосвязанности разных объектов в этой квартире. Информация буквально висит в воздухе, она везде: в этих книжках, картинах, телевизоре, звуках за окном, запахах из кухни, – Программист очертил глазами всю комнату и замолчал, остановил взгляд на Физике, нарисовавшемся в дверном проёме.
– Кушать подано. – театрально произнёс Физик. – Эй, соловьи, не уморил вас баснями этот… хороший и умный человек? – Физик вовремя увернулся от пролетающего мимо резинового мячика, который секунду назад вертел в руках старший брат.
– Ребята, подождите ещё минуту, я закончу мысль и пойдём пить чай. Эти книги написаны, а картины нарисованы много лет назад, как говорил поэт, «иных уж нет, а те - далече», но они продолжают оказывать на нас информационное воздействие.
– Если их кто-то читает, – вставил Физик.
– Желательно читать самому, но можно и послушать тех, кто прочитал, – назидательно сказал старший брат и продолжил:
– В любом случае, информация так или иначе влияет на наше миропонимание. Но степень этого влияния зависит от меры нашего восприятия и осмысления. Верно, Псих? Вот если ты сейчас начнёшь читать свою лучшую лекцию и будешь проверять на нас отточенность своих умозаключений и элегантность фраз, используя свою классическую, понятную только специалистам, терминологию, это вызовет у нас в лучшем случае лёгкое недоумение, а в худшем раздражение. Но полного понимания от нас ты не добьешься, как ни старайся. Наши приёмо-передатчики настроены на разные частоты.
– Значит нужно настроиться на одну волну. Логично? – резюмировал Физик.
– Именно об этом я и говорю. Без общих представлений, описанных простыми и понятными словами обычным людям в сложном мироустройстве не разобраться. Конечно же, нужно постоянно повышать свой интеллектуальный уровень. Образно говоря, физик должен найти общий язык с лириком и стать немножко программистом и немножко психологом, чтобы научиться программировать, прежде всего, свою психику, и тогда его творческий потенциал всенепременно раскроется и общество получит…
– Программиста или психолога, – перебил Физик.
– Ну почему же? И физика и журналиста, и писателя и художника…
– И дизайнера по переноске тяжестей, – добавил Психолог. У него до сих пор болели все мышцы и ныла спина после того, как он вчера весь вечер перетаскивал тяжелющие шкафы и диваны, выполняя незамысловатые команды жены, решившей оптимизировать жизненное пространство супружеской спальни.
– Короче, – резюмировал Программист, – без общего терминологического аппарата нам не обойтись. Это первый шаг в алгоритмической цепочке коллективного познания. Да, чуть не забыл, алгоритм – это тоже обобщение таких понятий, как рецепт, план, инструкция и прочих подобных. Теперь можно и по чаю. Веди нас, о кулинар!
Физик отступил на шаг от двери и отвёл протянутую руку, приглашая друзей пройти на кухню.
Источник: lensky
Чтобы быть в курсе текущих событий и аналитики, используйте Новостную ленту