Аналитика КОБ

public-masha-medved

Каждый взрослый до сих пор помнит свое нетерпение в ожидании маленького чуда — времени просмотра мультфильмов, где любимые герои жили в каком-то сказочном и увлекательном мире.

Сегодня, всё больше родителей задумываются о пользе мультиков для ребёнка. Пользе, кроме той, что малыша можно занять на время, пока мама готовит ужин или занята другими делами. Некоторые недальновидные родители недооценивают глубокий смысл просмотра мультфильмов для детей. Сегодняшний мир мультфильмов почти не имеет границ, что ставит множество вопросов перед взрослыми.

Мнения психологов и специалистов о пользе и вреде мультфильмов на развитие детей многообразны, но все убеждены, что эта роль огромна. Многие специалисты убеждены, что до трёх лет вообще нежелательно смотреть телевизор и влияние на зрение играет тут далеко не главную роль, поскольку в мультфильмах содержится множество и информации мировоззренческого содержания. Другие предлагают целый комплекс развивающих и обучающих программ для детей уже с 1—1,5 лет. Сызмальства у детей развивается способность копировать и повторять действия других людей и даже животных, поэтому герои мультов, ставшие для ребёнка авторитетом, объектом для подражания, могут в какой-то мере научить сопереживать другим, быть добрым и справедливым или, наоборот, — злым и жестоким. С этой точки зрения мультфильм является мощным средством воздействия на воспитание и развитие мировоззрения детей.

В статье «Какие программы устанавливают мультфильмы в головы наших детей?»  мы писали о стереотипах поведения, которые формируют у детей некоторые мультфильмы, и на развитие каких качеств подрастающего поколения направлено их содержание. Объектом же сегодняшнего рассмотрения будет мультсериал «Маша и медведь». Тема эта значима, поскольку сам мультфильм достаточно популярен, персонажи — бренд, американский журнал «Animation Magazine» внёс мультсериал в список из 250 проектов, которые по их мнению могут стать классикой будущего, а его продюсер и сценарист Андрей Добрунов назначен новым директором «Союзмультфильма» (http://www.gazeta.ru/culture/2014/03/28/a_5967625.shtml).

В этой публикации мы вспомним:

  • какова задача кино и мультипликации в культуре общества;
  • какие стадии формирования проходит детская психика; (как формируется детское мировоззрение)
  • кто, как и для чего может влиять на этот процесс;
  • приведём краткое сравнение пропагандируемых в мультсериале ценностей с традиционными семейными, поскольку в сети достаточно много примеров;
  • выясним, что несёт обществу на перспективу те образы и модель поведения, которые преподносятся через мультфильм;
  • почему либералам от искусства нужны именно такие мультфильмы.

МУЛЬТФИЛЬМЫ — ВАЖНЕЙШЕЕ ИЗ ИСКУССТВ

10 июня 1936 года в Советском Союзе появилась киностудия «Союздетмультфильм». Вероятно идея его создания принадлежит лично И.В. Сталину. Содержание мультфильмов, как и фильмов он воспринимал как пропаганду, своего рода инструмент для просвещения, обучения, средства донесения определённой информации и формирования у людей того или иного мировоззрения:

Кино есть величайшее средство массовой агитации. Задача — взять это дело в свои руки.

В наибольшей степени Сталин был склонен программировать именно кино. И как вид искусства, более государственный, чем другие, то есть требовавший с самого начала работы государственного разрешения на неё и государственных затрат, и потому ещё, что он в своих представлениях об искусстве относился к режиссёрам не как к самостоятельным художникам, а как к толкователям, осуществителям написанного.

— вспоминал писатель Константин Симонов.

Иосиф Сталин понимал значимость искусства кино и мультипликации, их силу воздействия на человеческие умы, поскольку люди не рождаются самодостаточными в морально-этическом плане, и до юношеского возраста проходят определённый путь психического становления, в котором нравственности отведено важное место.

Кино, после своего появления, действительно играет важнейшую роль в развитии культуры, но мультфильмы — более важны, поскольку их аудиторией являются только будущие зрители кинематографа, у которых только только формируется нравственность. О том, что нравственность в человеке нужно целенаправленно воспитывать утверждали и ранее, например, П. Гольбах:

Говорить, что нравственные идеалы врождённы или представляются результатом инстинкта, — это всё равно что утверждать, будто человек способен читать, не зная ещё букв алфавита.

или Джон Локк:

Нравственные правила нуждаются в доказательствах, следовательно, они не врождённы.

Овидий говорил:

Воспитывать нравственную составляющую человека — основная задача искусства. Искусства смягчают нравы.

Если же под воздействием различных обстоятельств культура искажает искусство, то высока вероятность того, что и общество живущее в ней будет неправедным и безнравственным в массовой статистике.

Понимание этого было уже в далёком прошлом. В качестве примера можно привести историю с Диогеном (412 до н.э. — 323 до н.э.), который ходил днём по городу Синопу с зажжённым фонарём и на вопрос о том, что он делает отвечал: «Ищу человека», чем не признавал людей того общества в полной мере состоявшимися Человеками.

УПРАВЛЕНИЕ И НРАВСТВЕННОСТЬ

В связи с этим политика Сталина была направлена не только лишь на ликвидацию безграмотности населения (ликбез проводился большевиками с 1919 года), поскольку она сама по себе не решает всех общественных проблем. В управлении любыми процессами важны не только знания и навыки, но и способность применить их в праведном русле развития общества, ответить на вопрос не только о том, каким быть обществу и его культуре, но и для чего им быть — для реализации каких целей, решения каких вопросов и достижения каких задач.

К сожалению нынешние управленцы зачастую не отвечают этому требованию, примером чему является — непрекращающийся кризис во всех сферах деятельности человека — экологической, экономической, социальной, культурной, экологической и т.п. Несмотря на высокие достижения «запада» в области технологий, мы живём в период всеобщего управленческого кризиса, который чаще называют биосферно-культурным.

Владимир Путин так же неоднократно заострял внимание на повышении качества управления. Например, в декабре 2014 года в Послании Федеральному собранию он указывал, что именно от качества управления зависит дальнейшая жизнь страны (об этом читайте статью http://inance.ru/2014). При этом он подчёркивал, что это не просто заурядный вопрос, что это вопрос безопасности государства. Напоминал он об этом и в Санкт-Петербурге на Международном Экономическом Форуме:

Одним из важнейших шагов должен стать запуск механизма постоянногосовершенствования управленческих кадров.

Русская народная пословица говорит:

Не научился Ванечкой — Иван Иванычем не научишься!

Она в достаточной мере выражает ту суть того, что совершенствование управленческих кадров начинается задолго до поступления в ВУЗы — в раннем возрасте и вся та информация, что человек получает позднее — загружается в уже сформированную систему стереотипов и нравственные установки воспитанные в детстве проецируются на результат управленческой деятельности, опыт и образование будущего общества, поскольку именно нравственность, как система оценок «нравится»/«не нравится»/«безразлично» связывает эти составляющие в психике каждого человека.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ДЕТЕЙ

Чтобы понимать как именно люди формируют будущее, нужно знать какие стадии развития проходит психика — алгоритмика мышления человека в детстве и какие факторы оказывают определяющее на неё влияние.

После рождения психика во многом аналогична психике представителей животного мира — ребёнок управляется в основном инстинктивными программами разного уровня и основными его потребностями являются еда и сон.

Взрослея, ребёнок начинает как обезьянка копировать поведение окружающих и хотя основную часть он перенимает от родителей, но не меньшее влияние на него имеют персонажи книг, кино или видеоигр. Поэтому в этот период не менее важно следить за тем, какой пример они подают детям и как он на них реагирует.

Дети очень быстро перенимают поведение ярких и запоминающихся персонажей, таких как Маша из рассматриваемого мультфильма. К тому же она — доминирующая модель поведения, тогда как медведь несёт в себе пассивную, подчинённую модель поведения. Дети охотнее копируют активную Машу, которая несёт в себе вполне определённые стереотипы поведения, однако при этом Маша — как пример ущербна, она показывает не полное развитие лучших сторон человека, к чему и следует стремиться подрастающему поколению, а, наоборот, тормозит развитие детей, прививая при этом ещё и негативные стереотипы. Множество «мам» не понимают, на каком уровне тормозит развитие ребёнка мультфильм «Маша и Медведь» и чему он учит их чадо. Например, группа, где даётся информация о вреде «Маши и Медведя» https://vk.com/stop_masha_and_bear — малочисленна, а вот групп обожания «Маши» — море, что очень плачевно для общества, поскольку именно мамы заражены «Машей» больше всего, именно мамы дают своим детям перенимать её стереотипы, а потом плачутся на форумах:

Мультфильм Маша и Медведи нравится мне до боли,и яркий и красочный, но вот только последнее время начала замечать за дочкой копирование этой самой Маши. На мой взгляд, мультик хороший, весёлый — но для взрослых. Дело в том, что маленькие дети не до конца понимают суть смешных событий, они берут пример с понравившегося персонажа. Так у нас и получилось с фильмом «Маша и медведи». Дочка полностью копирует девочку. То она у меня ложкой по столу стучит, требуя каши. То пытается из всего, что попадёт сварить варенье, тут ставила палочки (Как на доске), так моя кроха нарисовала Мишку на обоях. Дочка очень хорошо запомнила фразу «ещё» когда даёшь конфеты. Это был финиш в гостях мою дочь угостили, а она громко вытянув руку сказала ЕЩЁ. И смех и грех. (http://irecommend.ru/content/masha-uchit-erunde-ne-stoit-smotret-detyam)

Дети, по сути, в этот период перенимают стереотипы и программы поведения, принятые в данной социокультурной среде, формируют образное представления об окружающем мире. Особенностью этого этапа является прямое копирование без нравственных оценок поведения копируемого. Это подобно тому, как мы записываем программы в память нашего компьютера, чтобы потом ими пользоваться. И если в этот период формирования психики дети столкутся с наглым, неуважительным по отношению к старшим и жестоким по отношению к животным поведением как у Машеньки, то оно будет принято по умолчанию как естественное и нормальное.

К тому же её поведение порой бывает совершенно не таким, как подобает вести себя девочкам: короткая стрижка, кожаная куртка и гитара делают образ субкультур привлекательным для детей.

 

Позднее у ребёнка просыпается и начинает активно развиваться интеллект (начало этого этапа характеризуется тем, что ребёнок начинает говорить о себе в первом лице — «я хочу», а не «Вася хочет»). Особенность этого периода в том, что ребёнок начинает творчески подходить к собственной психике — самостоятельно вырабатывать модели своего поведения, экспериментировать спределами дозволенного родителями и пределами поведения в окружающем мире (это можно охарактеризовать словами: «как будто специально шкодит»).

В этот период ребёнок активно занимается оценкой окружающего на основе сформировавшихся на предыдущем этапе нравственных установок и стереотипов.

Нужно пояснить, что психика — многокомпонентная информационная система — это алгоритмы (шаблоны) мышления или порядок обработки имеющейся у человека и поступающей извне информации. Алгоритмы человек способен формировать сам, но их так же можно «подгрузить», минуя сознание прямиком на подсознательные уровни психики, словно вредоносные программы на компьютер, которые система не воспринимает за угрозу и даёт им права «администратора» — «полное право доступа» к системе и обработке информации. Если ребёнку удалось внедрить алгоритмы безнравственного поведения, то с большой долей вероятности впоследствии в психику можно «ввести» и поддерживать прочие «установки», например, представление о том, что цель жизни — постоянное получение удовольствий и веселье (гедонизм), так называемые «западные ценности», на основе которых можно в течение жизни одного или нескольких поколений строить индустрию потребления и воспитывать бездумную толпу, или, как выразился бывший министр образования Фурсенко — «квалифицированного потребителя».

По словам заместителя Председателя Комитета по образованию и науке Государственной думы РФ, Председателя движения «Образование для всех» Олега Смолина, Андрей Фурсенко на ежегодном молодёжном форуме на Селигере 23 июля 2007 года сказал, что по его мнению:

…недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других.

Задача воспитания потребителя — основная идея либерально-экономической системы основанной на принципе «извлечения максимальной прибыли несмотря ни на что» и является одним из средств доминирующей концепции глобализации (она рассмотрена в статье «Анатомия доминирующей концепции глобализации» http://newyouthpolicy.org/ru/articles-ru/193-dominanta-globalization) направленной на недопущение становления людей в качестве полноценных Человеков, остановке развития психики на одном из предыдущих этапах, поскольку от того какие алгоритмы в психике обладают наивысшим приоритетом зависит наше поведение.

Следующий этап формирования устройства психики ребёнка заключается в том, что он начинает осознавать, что в окружающем мире есть определённые пределы дозволенного, причём не только родителями, другими взрослыми и обществом в целом, но сама жизнь когда мягко, а когда жёстко корректирует поведение человека теми или иными жизненными обстоятельствами. И в какой-то момент он понимает, что просчитать с помощью интеллекта всё это многообразие ситуаций не представляется возможным, и возникает вопрос: Как пребывать в ладу с этой неограниченностью жизни? И тут внимание ребёнка должно быть обращено на такие компоненты психики, как интуиция и совесть, которые могут давать нерационализированные оценки тех или иных поступков, тех или иных намерений.

Настоящим состоявшимся Человеком с большой буквы является тот, кто в своём поведении, в первую очередь, следует рекомендациям совести, как канала поступления безошибочной информации о наилучшей линии поведения в конкретной ситуации, опирается при этом на интуитивные прозрения, вырабатывает необходимые новые программы или выбирает уже имеющиеся в психике модели поведения с помощью интеллекта, не забывая и о инстинктивных потребностях организма.
 

Таким образом, структура психики любого индивида такова, что она не запрограммирована однозначно, а может быть различной, и формируется под воздействием воспитания. Этим человек отличается от других биологических видов на Земле.

Вне зависимости от расовой и национальной принадлежности индивид может быть:

  • аналогичен животному, если всё его поведение безусловно и безоговорочно подчинено инстинктам, которые скрываются под разного рода оболочками, сложившимися в культуре;
  • аналогичен автомату, который сам не способен выйти за пределы заложенной в него культурой программы;
  • аналогичен демону, действующему по своему разумению без каких-либо нравственно- этических ограничений по принципу «что хочу, то и ворочу» в пределах тех возможностей, которые ему позволяют реализовать неподвластные ему социальные и природные факторы. Маша из мультфильма учит именно этому, вкупе с ворохом социальных стереотипов. Носители именно этого устройства психики пытаются реализовать с незапамятных времён глобальное «элитарно»-невольничье государство, в котором все скованы иерархией взаимного паразитизма. Маша в мультфильме — главный паразит, а Медведь — её невольник.
  • состоявшимся же Человеком является только тот представитель биологического вида «Человек разумный», который задумывается об объективной сущности Добра и Зла в конкретике их проявлений в жизни, и делает свой осознанный выбор в пользу Добра, поддерживая верность своему выбору в любых обстоятельствах осмысленно волевым порядком. Таким образом, настоящий Человек — это тот индивид, который живёт под диктатурой совести и никогда не лжёт.

Данное распределение по типам психики не подразумевает никакой сертификации, потому что каждому индивиду — любой расы, пола, национальности, вне зависимости от типа устройства психики, в котором он пребывает, дана возможность состояться как Человеку и научиться всегда и всюду поступать по совести. Только сам человек может судить о том, при каком типе строя психики он живёт и действует в разных обстоятельствах, потому что работа совести — дело внутреннее и никакой сертификации извне не поддаётся.

В русском языке слово Совесть — это аббревиатура — С+овестью ВО+дительство, БО+гом ДА+нное (этот вопрос мы обсуждали в статье «Кто гарантирует защиту прав Человека от паразитов?»http://inance.ru/2014/12/prava/). Такое определение ёмко раскрывает всё вышесказанное.

Различие взрослых по типам строя психики — результат остановки или извращения развития личности в процессе взросления в результате неправильного воспитания в семье и воздействия порочной исторически сложившейся культуры общества.

Человечный тип строя психики единственно способный нести идею и практику реализации человеком справедливого устройства жизни и соответственно — лада в обществе среди людей и лада людей с Природой, поскольку совесть — безошибочна, а человек живущий под её диктатурой — никогда не лжёт.

КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА ДОЛЖНА СПОСОБСТВОВАТЬ ВОСПИТАНИЮ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

В состав культуры входит вся информация, не передаваемая из поколения в поколение через гены человека, это: памятники архитектуры, фольклор, живопись и др.

Если же в обществе поддерживается (выделено нами, поскольку все процессы в обществе управляемы) система отношений, препятствующая становлению культуры, в которой индивид может состояться как настоящий Человек, то её можно назвать системой человеконенавистничества, она же — фашизм.

В честь 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне в Москве — Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин открыл парад Победы торжественной речью, в которой он сказал:

Сегодня, отмечая эту священную юбилейную дату, мы вновь осознаём всю грандиозность Победы над нацизмом. Гордимся, что именно наши отцы и деды смогли одолеть, сокрушить и уничтожить эту тёмную силу.

Гитлеровская авантюра стала ужасным уроком для всего мирового сообщества. Тогда, в 30-е годы прошлого века, просвещённая Европа не сразу увидела смертоносную угрозу в идеологии нацизма.

[…]

Советский Союз принял на себя самые жестокие удары врага. Сюда были стянуты отборные группировки нацистов. Сосредоточена вся их военная мощь. Здесь проходили крупнейшие по количеству войск и техники, решающие битвы Второй мировой…

Говоря о Победе, Владимир Путин сказал, что это Победа над нацизмом, а не над фашизмом, понимая, что это разные явления («Парад будущей Победы…» http://inance.ru/2015/05/parad-pobedi/).

Одновременно с этим Глава Республики Карелия сказал следующие слова:

Поздравляю вас с Днем Победы! Мирного неба, благополучия! Сегодня во многих странах пытаются переписать историю, но мы помним, мы знаем, какой ценой досталась эта Победа. И переписывать историю никому не будет позволено. Восстановление фашизма в либеральном обличье не пройдет ни в России, ни в Карелии (http://karelinform.ru).

Позднее Александр Худилайнен пояснил:

Если поглубже покопаться, фашизм может быть либо в диктаторском обличье, либо в либеральном. Диктаторов мы на горизонте не видим, чтобы навязывал свою волю и проповедовал фашизм. Есть фашизм в либеральном обличье.

Ролик: «С Днём будущей Победы над фашизмом!» https://www.youtube.com/watch?v=GJYTsc0NeYU

Либерализм своею неопределённостью нормы личностного и общественного развития препятствует становлению цивилизации человечности тем, что открывает ворота массовой личностной деградации, что влечёт за собой деградацию общества (о сути либерализма мы писали в статьях «Безумие думать, что злые не творят зла — наш ответ на истерику либералов»http://inance.ru/2015/06/nash-otvet-raglevichu/, «Восстановление фашизма в либеральном обличье не пройдёт» http://inance.ru/2015/05/liberalfasizm/, «Либерализм — враг свободы!»  http://inance.ru/2014/08/liberalizm/  и др.).

И если либералы утверждают, что у нас в стране тоталитаризм, то можно с ними только согласиться, но с оговоркой — либеральный тоталитаризм, поскольку почти во всех сферах (экономической, образовательной, культурной, научной) преобладают носители либеральных идей, а так же способствуют продвижению своих единомышленников на управленчески значимые должности.

Андрей Добрунов

Очередной пример тому — назначение Андрея Добрунова директором «Союзмультфильма», а это означает, что скоро мы увидим новые «шедевры» мультипликации и анимации. Списать же качество информационного содержания мультфильмов на тенденцию современности или обстоятельства ему как сценаристу не удастся. Почему — в своё время высказал писатель, геолог и палеонтолог, учёный-социолог Иван Анатольевич Ефремов:

Мир наш необъятен, огромен, величествен и интересен в своем настоящем, прошлом и будущем. Великая взаимосвязь явлений, бесконечное многообразие природы, тайна живого — так полна может быть жизнь жаждущего узнать все это, что до тошноты противны становятся разговоры и писания об «исчерпанности», «опустошенности», «бесцельности», разговоры о разных кризисах литературы и жизни. Эти кризисы могут существовать лишь в убогом воображении искусственно создающих их людей!

ИСКУССТВО ДЛЯ ДЕТЕЙ — КАКОЕ ОНО?

Образ современной Маши взят с героини русских народных сказок, примерно семи лет от роду.

Из-за своей непослушности она заблудилась в лесу, но благодаря сообразительности и доброте, сумела избежать опасности и вернуться домой.

Вряд ли по мотивам современного мультфильма можно будет сочинить такую-же поучительную сказку, ведь ключевыми словами в ней будут такие: «сломала», «испугала», «отняла», «разозлила», «ударила» и т.п. Это худшие примеры поведения для воспитания ребёнка, если только мы не хотим получить маленького «зверька», «робота» или «демонёнка». Как альтернатива — пример человечного поведения для детей, предлагаем посмотреть в старом советском мультфильме «Фантик»

Фантик: http://www.youtube.com/watch?v=m-m4MbPI8ig

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Не вся информация одинаково полезна. Мультфильмы играют активную роль в интеллектуальном и эмоциональном развитии ребёнка. Наряду с чтением книжек и рассказами родителей они учат малыша ценить добро и красоту, осуждать зло и насилие, отличать вымысел от реальности, помогают ориентироваться в сложных взаимоотношениях между людьми, либо уродуют ребёнка — лепят из него эгоиста, садиста и беcчувственного недолюдка. Будьте внимательны к тому какие мультфильмы смотрит ваш ребёнок!

Предлагаем ознакомиться с брошюрой от проекта «Научи хорошему», которая не только является путеводителем по миру современных мультфильмов, но и позволяет самостоятельно научиться отличать хорошие мультфильмы от плохих и понять механизм воздействия мультфильмов на детей… (http://bytdobru.info/statya/4623-broshyura-detstvo-pod-ugrozoi-vrednye-multfilmy).

А вот примеры некоторых хороший мультфильмов, которые стоит смотреть:

Волк и телёнок https://www.youtгube.com/watch?v=qMZWYFKhe3Q

Золотая антилопа http://www.youtube.com/watch?v=iyzPtl1pSEw

Просто так http://www.youtube.com/watch?v=ZzXWu9S709o&list=PLF901A37CA5D3ED47

Ох и Ах http://www.youtube.com/watch?v=snwAjhB95yA

Баранкин, будь человеком! http://www.youtube.com/watch?v=ws3_GncAQdY

Мультфильм «Контакт» 1978 года https://www.youtube.com/watch?v=citTQLOWiVo

Аленький цветочек https://www.youtube.com/watch?v=xGIIsRl—UA

Дюймовочка https://www.youtube.com/watch?v=XLsHXra82y8

Доктор Айболит https://www.youtube.com/watch?v=Frzf_r9sO8s

Мальчиш-Кибальчиш https://www.youtube.com/watch?v=LHmwsv4ZFso

Сказки Сутеева https://www.youtube.com/watch?v=ryRAYRDU2xo

Дракон http://www.youtube.com/watch?v=QwDfocGRN1U

Добро пожаловать! http://www.youtube.com/watch?v=azwonHdyd14

«День Рождения». Дагестанская Сказка https://www.youtube.com/watch?v=ABWeZLd7ZOQ

Советский мультфильм «Волшебник Изумрудного города» https://www.youtube.com/watch?v=aXlFkeN7BZc

Морозко (фильм) https://www.youtube.com/watch?v=QTE1ognhT1o

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Во время подготовки этой статьи пришло известие о том, что мультфильм «Маша и Медведь» закрыт.

 

Создатели популярного мультсериала официально объявили, что не планируют снимать его продолжение. Продюсер проекта Дмитрий Ловейко аргументировал такое решение тем, что студии не хватает ресурсов для производства новых серий мультфильма, сообщает RT.

Ранее «Анимаккорд» запустил сериал «Машины страшилки» и уже снял шесть эпизодов, и намерен продолжить работу над этим новым проектом (http://tvzvezda.ru/news).

 

Однако, продюсер проекта позже в интервью одиозному каналу «Дождь» опроверг сведения о закрытии проекта. Дмитрий Ловейко заявил, что журналисты неверно истолковали его слова, подчеркнув, что с финансовой стороны у мультсериала все в порядке (http://www.ntv.ru/novosti/1498976/).

Источник: inance.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 19.11: 5 971 руб.
Поддержали проект: 12 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также