В позднем Советском Союзе новые поколения впитывали представления об обществе будущего, о надлежащем устройстве общества из научной фантастики — из книг Ефремова, Беляева, Лема. Но такие представления можно почерпнуть и из Священных писаний, из тех образов, которые присутствуют в народной культуре. О том, какую истину несут людям Откровения, и почему она систематически искажается людьми — в беседе с кандидатом экономических наук, общественным деятелем Михаилом Викторовичем Величко.
— Михаил Викторович, почему людям свойственно извращённо истолковывать Откровения свыше?
Если вынести культуру за скобки, то биологически вид хомо сапиенс — разновидность стадно-стайных обезьян, поведение которых определяется инстинктами. Инстинкты требуют выстраивать иерархию стаи как единого функционально-целостного образования — иначе популяция не выживет. В нашем обществе, например, дедовщина в армии — это культурная оболочка инстинктов стадно-стайного поведения. То же можно сказать и о подростковых бандах, да и поведение игроков на бирже, как показали эксперименты, статистически неотличимо от поведения обезьян-капуцинов. Наука этология, которая изучает поведение животных, выявила в фауне следующую закономерность: чем «слабее» от природы «вооружён» биологический вид (зубы, копыта, когти, рога, яд и т.п. — вооружения), тем «слабее» «врождённая мораль» его представителей.
Прим. “Сохбэт”:
- Представители «сильно вооружённых» от природы биологических видов (как хищных, так и травоядных) во всех внутривидовых конфликтах не наносят заведомо убийственных и калечащих ударов и укусов, которые применяются ими же во время охоты и при обороне. Для выяснения отношений проходят дуэли (в стиле «один на один»), в которых решающую роль играют демонстрация позы устрашения и издавание устрашающих звуков, и только если это не приводит к ожидаемому результату, «дуэлянты» переходят к силовому противоборству. Конфликт прекращается, когда побеждённая сторона покидает место конфликта или демонстрирует позу покорности.
- У «плохо вооружённых» от природы видов «врождённая мораль» крайне «слабая», т.е. во внутривидовой конкуренции особей практически всё допустимо, поскольку убить или покалечить друг друга они не могут. Вследствие этого конфликт может быть не дуэлью, а травлей одной особи группой других; обман — это норма, в частности демонстрация позы покорности может быть хитростью, целью которой является потом напасть на вышедшего из конфликта противника; демонстрация позы покорности может не остановить конфликт, а придать ему новую силу до полного унижения противника или до изгнания его из стаи; проигравшая особь может сорвать раздражение на другой, заведомо более слабой, особи. Первичный конфликт может иметь следствием месть — отложенную до наступления более или менее подходящих с точки зрения «мстителя» обстоятельств, в которой тоже будет проявляться вседозволенность.
Человек биологически принадлежит к слабо вооружённым видам со слабой моралью. Но когда общество начинает развивать культуру, строить цивилизацию, развивать науку и технику, человек перестаёт быть слабо вооружённым видом. Если он сохраняет слабую врождённую мораль, то цивилизация приближается к рубежу самоликвидации потому, что во внутривидовой конкуренции применяется все более мощное оружие. Сегодня человечество подошло к тому рубежу, когда нравственность и этика, соответствующие той мощи, которую выработала цивилизация, станут безальтернативно господствующей нормой либо слабая врождённая мораль в сочетание с растущей мощью уничтожит цивилизацию.
Если говорить про Откровения, которые давались Эхнатону, Моисею, Христу, Мухаммаду, возможно Будде и Вещему Бояну на Руси, то фактически это Единый Завет, который говорит о том, что люди должны быть братьями, а внутрисоциальные иерархии личностей неуместны. С этим не может согласиться инстинктивная стадно-стайная алгоритмика. Поэтому все Откровения, которые давались, были нравственно неприемлемы для тех, кто возглавлял иерархии носителей стадно-стайного поведения. А поскольку от Откровения отмахнуться было невозможно, то старались слова их перетолковывались таким образом, чтобы можно было обосновать существование иерархии. В мусульманской культуре это выразилось в том, что многие монархи себя именовали «повелителями правоверных», хотя повелителем правоверных является только Аллах. В итоге систематического неприятия Откровений мы получили глобальный кризис цивилизации, и сегодня перед представителями всех религий стоит задача вернуться к смыслу единого Завета, который в разных формулировках давался известным пророкам и многим другим, чьи имена забыты или кого люди не воспринимали как Посланников Всевышнего.
— Кроме понятия «братство», что ещё входит в образ общества «светлого будущего»?
— Общество будущего — это общество человечности. Человек — это триединство совести, творческого потенциала и воли. Если нет хотя бы одного из этих компонентов, то человеком он пока не состоялся.
Совесть — врождённое религиозное чувство, которое связывает человека напрямую со Всевышним и позволяет ему безошибочно разграничивать добро и зло в конкретике их проявлений в течение всей жизни. О совести говорится в хадисе: «Все дети рождаются в фитре (врождённое состояние веры в Единого Бога), а потом родители делают их христианами, иудеями или многобожниками» (Аль-Бухари).
Мы фактически живём в культуре, в которой господствует мораль стадно-стайной обезьяны, которая подавляет совесть. Совесть вытесняется из процесса принятия управленческих решений. И для того, чтобы общество хоть как-то не распалась, требуются заповеди, которых люди придерживаются осознанно-волевым порядком. Человек как носитель воли способен подчинять самого себя и действовать осознанно целесообразно. В норме творческий потенциал реализуется осознанно-волевым порядком под властью диктатуры совести.
Нам трудно пока даже представить, каким будет общество, в котором все будут жить на основе триединства: творческого потенциала, совести и воли. Но можно сказать, что совесть побуждает каждого человека действовать исключительно в русле Божьего промысла. Всевышний не шизофреник, Его промысел внутренние бесконфликтен; если каждый человек живёт по совести, то в этом случае творческая воля одного поддерживает творческую волю других бесконфликтно. А творческая воля других людей поддерживает его творческую идею. В русском языке такой образ жизни цивилизации называется соборность. Но «соборность» это пока слово, некий идеал, который одни считают в принципе не осуществимым, а другие полагают, что это единственная альтернатива самоуничтожению цивилизации, вследствие того, что человечество должно выйти из-под власти слабой врождённой морали стадно-стайной обезьяны, которая несовместима с научно-техническим прогрессом цивилизации.
Если человечество будет жить в условиях соборности, то, безусловно, соборность породит культуру отличную от нашей, породит среду обитания, как природную, так и искусственную, которые взаимно органично дополняют друг друга. Всё устройство жизни будет обусловлено тем, что дети — это прежде всего дети Божьи. Не в том смысле, что Всевышний их родил, а в том, что он их покровитель, и, соответственно, взрослые, как наместники Бога на Земле, должны обеспечить личностное становление детей в новых поколениях. Не так важно, какой будет техносфера, какой будет наука. Мы сейчас вряд ли сможем вообразить, какими они будут, но это будет, действительно, светлое будущее, в котором внутри общества нет конфликтов как системообразующих факторов. Цивилизация и биосфера гармонично дополняют друг друга. А творческий потенциал человека будет направлен на решение задач, о которых мы сейчас и помыслить не можем в силу нашей убогой нравственности и интеллектуальной недоразвитости. Разумеется, переход в это грядущее не возможен таким образом, что некий великий вождь и учитель пинает всех и гонит в светлое будущее. Оно состоится только тогда, когда люди сами захотят его реализовать, будут честно работать над собой, помогая в этом друг другу так, чтобы все стали носителями воли, которая реализует творческий потенциал под властью диктатуры совести.
— С этой точки зрения наличествующие в обществе условия: политический строй, экономика — они своего рода фоновые для работы человека над самим собой?
— Именно так потому, что реальный человек, если имеет хотя бы час свободного времени в сутки и не умирает с голода, как это было в блокадном Ленинграде, то может личностно развиваться. Даже если брать историю блокадного Ленинграда, то многие работали, развивались, а те, кто не хотел — те погибли. Человек, вообще, может развиваться в двух режимах: первый, исходя из Любви — то есть, из внутренних стимулов, от щедрот души. Второй режим таков, что если человек не желает развиваться, исходя из Любви, то Вседержитель организует обстоятельства таким образом, чтобы под их давлением он всё-таки начал развиваться. Если он и дальше уклоняется от развития, то сгинет раньше исчерпания биологического ресурса организма. Если будет развиваться, то рано или поздно выйдет на первый режим — развития в Любви — который является для человека основным. Если говорить о смысле воплощения души на Земле, то он простой — научиться Любить. Но Любовь — это не эмоции и не чувство, это способность разрешать проблемы — прежде всего других людей — и профилактировать возникновение новых проблем. То есть Любовь в том смысле, в каком о ней говорил Христос, невозможна без совести, творческого потенциала и воли — именно эти три компонента психики людей реализуют Любовь в жизни.
— Когда и зачем человечество покинуло путь Любви, который нам предназначался Всевышним?
— В Священных писаниях этот момент описывается как грехопадение, когда Адам пошёл на поводу у Евы и вкусил запретный плод. Поскольку речь в этой легенде идёт о Древе познания, то можно сказать, что познавать человек может двумя путями: 1) под водительством Всевышнего — этот путь познания эффективнее и безопаснее, 2) по собственной отсебятине, на основе собственного интеллекта — этот путь опасен потому, что он порождает такие вещи, как Чернобыль и Фукусима. Для того, чтобы всё было хорошо, человечеству надо одуматься и вернуться на путь, предназначенный Всевышним. В Коране на это есть намёк, когда говорится о том, что Всевышний дарует различение каждому человеку в течение жизни. Различение с позиции современной теории информации — это способность отличить сигнал, который несёт информацию тебе персонально, от всех фоновых шумов, которые являются информационными потоками, обращёнными к другим людям. Если вы не можете отличить сигнал от фона, то вы не можете развиваться. В Коране сказано, что Всевышний дарует различение по нравственности каждого, исходя из целей Своего промысла. Но поскольку Он не злодей, а милостивый и милосердный, то, по сути, Его целью является развитие каждого человека, его индивидуальных способностей, навыков, которые предназначены для того, чтобы человек смог состояться в качестве наместника Божьего на Земле. Ну а если человек уклоняется от этой миссии по недомыслию, по эгоизму, либо из страха, то тем самым он совершает грех перед Всевышним.
— Получается, что экспериментальная наука — это волюнтаристский способ вырывать знания у вселенной, которые, в принципе, по нравственности человеку ещё не положены?
— Именно вследствие этого волюнтаризма, стимулируемого на протяжении нескольких веков в западной цивилизации ростовщичеством (это основное занятие банков), развитие науки и техники обогнало нравственное развитие человечества и породило нынешний глобальный кризис. Поэтому сейчас главная наука — это не физика, а психология. Она должна помочь человеку состоятся человеком. И только после этого ему откроется правильная физика, правильная химия и все остальные дисциплины, на основе которых мы пытаемся решать наши проблемы и обустраивать наш быт на планете.
— Из того представления о будущем, которое нашему поколению давала советская научная фантастика, что соответствует идеалу Единого Завета, а что является искажением?
— Стругацкие не соответствуют полностью, поскольку в цикле, посвящённом «странникам», некоей сверхцивилизации, которая вторгается в развитие более молодых цивилизаций, они идеализировали демонизм как тип строя психики. “Час быка” И.А. Ефремова показывает направление, в котором деградирует западная цивилизация и весь капиталистический мир. Наиболее близка к идеалу “Туманность Андромеды”, в ней представлен очень привлекательный образ будущего.
Но в силу того, что Иван Антонович Ефремов не понял Корана (а исторически реальный Ислам не мог ему в этом помочь, потому что сам очень сильно погрешает против Корана), в силу того, что Иван Антонович остался атеистом и восхищался культурой Эллады и йогами Индии, то в “Туманности Андромеды” закралось тоже много чего неприемлемого и не позволяющего реализовать этот идеал. В частности, разрушение института семьи и воспитание детей в интернатах — это глубокая ошибка Ивана Антоновича. В целом, научная фантастика советской эпохи больше уделяла внимание прогностике развития техносферы, а не психологии человека, который может жить в этом самом светлом будущем.
Если говорить о научной фантастике других стран, то она вообще была более примитивна и ещё более заточена на техносферу. Интересно творчество Станислава Лема, но в нем не столько отразился идеал будущего, сколько порицаются пороки нынешней цивилизации. В частности, в «Звёздных дневниках Йиона Тихого» ещё в 1952 году он полностью раскрыл проблему цифровизации. На планете индиотов для наведения порядка передали всё управление искусственному интеллекту. А искусственный интеллект выяснил, что главный фактор, который мешает навести на планете порядок, это сами индиоты. И начал истребление индиотов. В общем-то, Запад пока движется в соответствии со сценарием, расписанным Станиславом Лемом в этом произведении.
Источник: sohbet.media