Люди с богатым 10-летним опытом жизни в Интернете очень отличаются от тех, кто к компьютеру до сих пор остается равнодушен. Неврологи - а «жителями Сети» уже давно стали интересоваться медики - даже придумали им название: «цифровые аборигены». По словам специалистов, у активных пользователей глобальной Сети, которые проводят перед монитором по 12 часов в сутки, меняется не только поведение, но и способ мышления, а самое главное, мозг. «Цифровые аборигены» перебегают с одной гиперссылки на другую, болтают в аськах, пишут в блогах, отвечают на электронные письма, читают новости, причем делают все это одновременно. При такой эксплуатации мозговых извилин, человек не мог не поменяться.
Директор научно-исследовательского центра по изучению памяти и старения Семельского института неврологии и поведения человека и Центра по вопросам старения в Калифорнийском университете Гэри СМОЛЛ в своей недавно вышедшей книге «iBrain: Как пережить технологическое изменение мозга» ученый пишет: «...поскольку Интернет уменьшает способность концентрироваться и созерцать, то мозг со временем начинает ожидать поступления информации в том виде, в каком ее распространяет Сеть, - в виде стремительного потока частиц. Мышление становится отрывочным, чтение - поверхностным. Пользователи лишь по диагонали просматривают заголовки и аннотации. И в итоге превращаются в «простых расшифровщиков информации». А зоны мозга, отвечающие за абстрактное мышление и сопереживание, практически атрофируются».(см. «КП» за 15.01.2009).
А ныне выявлено еще одно изменение. По мнению исследователей из Колумбийского университета, вплотную занимавшихся изучением влияния интернета на организм и психику человека, человеческий мозг до такой степени адаптировался к возможностям современной техники, что такая функция организма, как память практически не используется. И в результате она становится более поверхностной и кратковременной, сообщает inforotor.ru.
Серия экспериментов, которые провели американские ученые под руководством психолога Бетси Спарроу, достоверно отразили неоспоримые изменения в основополагающих принципах работы человеческого головного мозга. Так, удалось выяснить, что люди в наше время значительно лучше запоминают информацию, которую вносят в компьютер, при условии, что через некоторое время она будет безвозвратно удалена.
Другой эксперимент позволил выявить еще более удивительную вещь: в наше время человек скорее запомнит не саму информацию, а то, в какой папке на компьютере она лежит.
Видя подобные результаты серьезных научных исследований можно сказать, что компьютер и интернет стали для человека своеобразным «протезом» памяти - наш мозг стал воспринимать всемирную паутину как часть себя, как полноценное хранилище информации, тем самым перекладывая на интернет ответственность за запоминание и хранение всего, что имеет для нас хоть какую-то важность.
Еще одни исследования показали, что чрезмерное использование Интернета подростками, вызывает атрофию серого вещества, что приводит к концентрации и проблемы с памятью.
Соавтор доктора Спэрроу Дэниэл Уэгнер из Гарвардского университета также уверен, что интернет стал формой такой трансактивной памяти, и так проверил эту гипотезу.
В первой части исследования ученый попытался протестировать, будут ли люди задумываться о компьютерах и интернете, если им задавать сложные вопросы. Чтобы выяснить это, исследователи использовали технику, которую называют «модифицированный тест Струпа». В обычном тесте Струпа измеряется, сколько времени занимает у человека прочитать название цвета, если само слово его обозначающее написано другим другим цветом: например слово "зеленый", написанное синими буквами, пишет bbc.co.uk.
В модифицированной версии людям предлагались вопросы с вариантами ответов верно или неверно. При этом, как выяснилось, время реагирования на темы, в которых фигурировала возможность обратиться к интернету, значительно увеличивалось, что могло означать, что когда участники не знали ответа, они уже думали о том, что это можно проверить, используя компьютер.
В другой части эксперимента участникам предлагали набор неких фактов. Половине людей предлагали при этом разложить получаемую информацию по "папкам", а другой говорили, что вернуться к сообщению после его получения будет невозможно.
Участники из второй группы, зная, что информация не будет доступна им позже, запомнили значительно больше. Тогда как те, кто размещал полученные факты по папкам, не очень хорошо помнили суть сообщений, однако отлично запоминали, куда именно они помещали данные на конкретную тему.
- Это показывает, что вещи, которые мы находим онлайн, мы стараемся хранить онлайн – на внешнем носителе, – объясняет доктор Спэрроу.
По ее словам, свойство запоминать место, где находятся нужная информации, а не ее саму – знак того, что память людей не стала хуже: просто сейчас мы иначе организовываем огромное количество доступной информации.
- Я не думаю, что "гугл" делает нас глупыми, мы просто меняем способ запоминания вещей, – считает доктор Спэрроу. – Если вы можете найти что-то онлайн, даже когда идете по улице, тогда важным умением становится знать, где именно искать эту информацию.
Источник: kp.ru