Аналогичная попытка Талибана бороться с наркотиком была предпринята в 2000 году, в последний полный год их пребывания у власти. Попытка была чрезвычайно успешной. Однако, как только Соединённые Штаты вторглись в страну в 2001 году, культивирование мака вернулось к прежнему уровню, и цепочка поставок возобновилась
Правительство Талибана в Афганистане — стране, которая до недавнего времени производила 90% героина в мире — резко сократило выращивание опиума по всей стране. В некоторых провинциях западные источники оценивают сокращение до 99%. Это поднимает серьёзные вопросы к усилиям США по искоренению наркотиков в стране за последние 20 лет. Однако существуют опасения, что истощение глобальных запасов героина спровоцирует рост употребления фентанила — наркотика, в десятки раз более сильного, чем героин, который уже сейчас ежегодно убивает сотни тысяч американцев.
Талибан делает то, чего США не делали
Действия Талибана уже сейчас оцениваются как «самая успешная кампания по борьбе с наркотиками в истории человечества». Специальные бригады по борьбе с наркотиками, вооружённые лишь палками, колесят по Афганистану, ломая растущие маки.
В апреле прошлого года правящее правительство Талибана объявило о запрете выращивания мака, сославшись как на свои сильные религиозные убеждения, так и на чрезвычайно вредные социальные последствия, которые героин и другие опиоиды, полученные из сока растения мака, причинили Афганистану.
Это не было бахвальством. Новое исследование компании Alcis, занимающейся геопространственными данными, показывает, что производство мака уже упало примерно на 80% по сравнению с прошлым годом. На спутниковых снимках видно, что в провинции Гильменд, где произрастало более половины урожая, производство мака сократилось на ошеломляющие 99%. Всего 12 месяцев назад эта территория была покрыта маковыми полями, а сейчас, по оценкам Alcis, в Гильменде маками заняты менее 1 тысячи гектаров.
Вместо этого фермеры сажают пшеницу, помогая предотвратить самый страшный голод, который мог возникнуть из-за санкций США. Однако Афганистан всё ещё находится в опасном положении: ООН предупреждает, что шесть миллионов человек по-прежнему близки к голодной смерти.
Талибы дождались 2022 года, чтобы, не нарушая вегетации, ввести запрет. Несвоевременное уничтожение урожая спровоцировало бы беспорядки среди сельского населения. В период с 2020 по конец 2022 года цена на опиум на местных рынках выросла на 700%. Тем не менее, учитывая настойчивость талибов и их эффективность в искоренении, немногие фермеры поддались искушению посадить мак в нынешнем сезоне.
Запрет на выращивание мака сопровождался аналогичной кампанией против производителей метамфетамина: правительство обратило внимание на эфедру и закрыло лаборатории по производству эфедрина по всей стране.
Приближающаяся катастрофа
Афганистан производит почти 90% героина в мире. Искоренение посевов опиума будет иметь серьёзные последствия для потребления наркотиков во всём мире. Эксперты, опрошенные MintPress, предупреждают, что нехватка героина, вероятно, вызовет огромный всплеск употребления синтетических опиоидов, таких как фентанил — наркотик, который, по оценкам Центра по контролю за заболеваниями, действует в 50 раз сильнее и ежегодно становится причиной гибели сотен тысяч американцев.
«Важно помнить про прошлые периоды нехватки героина и их влияние на европейский рынок наркотиков. <...> Опыт работы в Евросоюзе с предыдущими периодами сокращения поставок героина предполагает, что это может привести к изменениям в структурах предложения и потребления наркотиков. Это может включать дальнейшее увеличение уровня потребления полинаркомании среди героиновых наркоманов. Дополнительные риски для существующих потребителей могут быть связаны с заменой героина более вредными синтетическими опиоидами, включая фентанил и его производные, а также новые сильнодействующие опиоиды бензимидазола», — сообщил MintPress Европейский центр мониторинга наркотиков и наркомании (EMCDDA).
Другими словами, если героин больше не будет доступен, потребители перейдут на гораздо более смертоносные синтетические формы наркотика. В отчёте ООН за 2022 год был сделан аналогичный вывод: подавление производства героина может привести к «замене героина или опиума другими веществами… такими как фентанил и его аналоги».
«Это глобальная опасность. Если вы уберёте весь этот героин с рынка, люди перейдут на другие продукты», — сказал MintPress Мэтью Хох — бывший сотрудник Государственного департамента, который ушёл в отставку со своего поста в провинции Забул, Афганистан, в 2009 году. «Ответом не должно быть повторное вторжение в Афганистан, его повторная оккупация и возвращение к власти наркобаронов, что в основном подразумевается людьми, когда они оплакивают последствия того, что талибы прекратили торговлю наркотиками. <...> Большинство людей, которые вслух беспокоятся по этому поводу, хотят найти причину, по которой США могут пойти и повлиять на смену режима в Афганистане».
В американских источниках можно прочитать разные мнения. Foreign Policy писал о том, «как “война талибов с наркотиками” может иметь неприятные последствия». Финансируемое правительством США «Радио Свободная Европа / Радио Свобода» заявило, что талибы «закрывают глаза на производство опиума», несмотря на официальный запрет. А Институт мира Соединённых Штатов — учреждение, созданное Конгрессом и «посвящённое утверждению о том, что мир без насильственных конфликтов возможен», решительно заявил, что «успешный запрет Талибана на опиум вреден для афганцев и всего мира».
Однако эта надвигающаяся катастрофа не произойдёт сразу. У тех, кто занят незаконным оборотом, всё ещё существуют значительные запасы наркотиков.
Как сообщил EMCDDA MintPress: «Может пройти более 12 месяцев, прежде чем урожай опия появится на европейском розничном рынке наркотиков в виде героина, поэтому на данном этапе слишком рано предсказывать будущее влияние запрета на выращивание на доступность героина в Европе. Однако если запрет на выращивание опиума будет введён и сохранится, это может существенно повлиять на доступность героина в Европе в 2024 или 2025 году».
Мало признаков того, что талибы несерьёзно относятся к уничтожению урожая, — и это указывает на то, что кризис героина действительно грядёт.
Аналогичная попытка Талибана бороться с наркотиком была предпринята в 2000 году, в последний полный год их пребывания у власти. Попытка была чрезвычайно успешной: производство опиума сократилось с 4600 тонн до всего лишь 185 тонн. В то время потребовалось около 18 месяцев, чтобы последствия стали ощутимы на Западе. В Соединённом Королевстве средняя чистота героина упала с 55% до 34%, в то время как в странах Балтии — Эстонии, Латвии и Литва — героин в значительной степени был заменён фентанилом. Однако, как только Соединённые Штаты вторглись в страну в 2001 году, культивирование мака вернулось к прежнему уровню, и цепочка поставок возобновилась.
Участие США в афганской торговле наркотиками
Успешная кампания талибов по искоренению производства наркотиков поставила под сомнение эффективность усилий, которые американцы якобы предпринимали для достижения того же результата. «Это вызывает вопрос: “Что мы там на самом деле делали?!”» — заметил Хох, подчеркнув: «Это подрывает одну из фундаментальных предпосылок войн: предполагаемую связь между талибами и торговлей наркотиками — концепцию связи между наркотиками и терроризмом. Однако это представление было ошибочным. Реальность такова, что Афганистан несёт ответственность за ошеломляющие 80-90% мировых незаконных поставок опиатов. Основными контролёрами этой торговли были афганское правительство и военные, которых мы поддерживали у власти».
Хох пояснил, что он никогда лично не был свидетелем и не получал никаких сообщений о прямом участии американских войск или официальных лиц в незаконном обороте наркотиков. Вместо этого он утверждал, что во время его пребывания в Афганистане существовал «сознательный и преднамеренный отказ от разворачивающихся событий».
Сюзанна Рейсс, академик Гавайского университета в Маноа и автор книги «Мы продаём наркотики: алхимия империи США», продемонстрировала для MintPress ещё более циничный взгляд на усилия Америки по борьбе с наркотиками: «США никогда не были сосредоточены на сокращении торговли наркотиками в Афганистане (или где-либо ещё, если уж на то пошло). Если оставить в стороне всю возвышенную риторику, США были рады работать с наркоторговцами, если это способствовало определённым геополитическим интересам. И действительно так и было. Или, по крайней мере, правительство сознательно закрывало глаза, когда такие группы, как Северный альянс, полагались на наркотики, чтобы финансировать своё политическое движение против режима».
Превращение Афганистана в наркогосударство во многом обязано действиям Вашингтона. Выращивание мака в 1970-х годах было относительно ограниченным. Однако ситуация изменилась в 1979 году с началом операции «Циклон» — масштабного вливания средств в группировки афганских моджахедов, направленного на истощение советских вооружённых сил и прекращение их присутствия в Афганистане. США направили миллиарды долларов на повстанцев, но также для удовлетворения своих финансовых потребностей моджахеды занялись незаконным оборотом наркотиков. К кульминации операции «Циклон» производство опиума в Афганистане выросло в двадцать раз. Профессор Альфред Маккой, автор книги «Героиновая политика: причастность ЦРУ к глобальной торговле наркотиками», поделился с MintPress информацией о том, что примерно 75% нелегального производства опиума на планете в настоящее время поступает из Афганистана, причём значительная часть доходов направляется в повстанческие группировки при поддержке США».
Разгадка опиоидного кризиса: надвигающаяся катастрофа
Опиоидный кризис — самая страшная эпидемия зависимости в истории США. Ранее в этом году министр внутренней безопасности Алехандро Майоркас назвал распространение фентанила «самой большой проблемой, с которой мы сталкиваемся как страна». Почти 110 тысяч американцев умерли от передозировки наркотиков в 2021 году, и главной причиной этих смертей был фентанил. В период с 2015 по 2021 год Национальный институт здравоохранения зафиксировал почти 7,5-кратное увеличение смертности от передозировок. Медицинский журнал The Lancet прогнозирует, что к 2029 году от передозировки опиоидами умрут 1,2 миллиона американцев.
Официальные лица США обвиняют мексиканские картели в контрабанде синтетического болеутоляющего через южную границу и Китай в производстве химикатов, необходимых для изготовления препарата.
Белые американцы чаще злоупотребляют этими видами наркотиков, чем другие расы. Взрослые в возрасте 35–44 лет имеют самые высокие показатели смертности, хотя смертность среди молодых людей также резко растёт. Сельская Америка особенно сильно пострадала: исследование, проведённое в 2017 году Национальным союзом фермеров и Американской федерацией фермерских бюро, показало, что 74% фермеров пострадали от опиоидной эпидемии. Больше всего это затронуло штаты Западная Вирджиния и Теннесси.
Для писателя Криса Хеджеса, который сам родом из сельской местности штата Мэн, фентаниловый кризис является примером одной из многих «болезней отчаяния», от которых страдают США. По словам Хеджеса, она «возникла из разложившегося мира, где для большинства американцев иссякли возможности, дающие статус, чувство собственного достоинства и уверенности в завтрашнем дне. Они являются выражением острого отчаяния и болезненности». По сути, когда американская мечта угасла, на смену ей пришёл американский кошмар. То, что белые люди являются главными жертвами этих «болезней отчаяния», является ироническим следствием нашей несправедливой системы. Как объяснил Хеджес, «белые мужчины, которых легче соблазнить мифом об американской мечте, чем цветных людей, понимающих, как против них настроена капиталистическая система, часто страдают от чувства неудачи и предательства. В основном это случается в среднем возрасте. Они ожидают, что из-за представлений о превосходстве белых и капиталистических банальностей о тяжёлой работе, ведущей к продвижению, они возьмут верх. Они верят в успех».
В этом смысле важно поместить кризис опиоидной зависимости в более широкий контекст американского упадка, где возможностей для успеха и счастья становится всё меньше. Как писал The Lancet: «Карательные и стигматизирующие подходы должны прекратиться. Зависимость не является моральным недостатком. Это заболевание представляет постоянную угрозу для здоровья».
«Исключительно американская проблема»
Ежегодно около 10 миллионов американцев злоупотребляют опиоидами, отпускаемыми по рецепту, и этот показатель намного выше, чем в сопоставимых развитых странах. Смертность от передозировки опиоидами в США в 10 раз чаще на душу населения, чем в Германии, и более чем в 20 раз чаще, чем, например, в Италии.
Во многом это связано с коммерческой системой здравоохранения Соединённых Штатов. Американские частные страховые компании охотнее разрешают врачам выписывать лекарства и таблетки, чем согласовывают дорогие методы лечения, которые в первую очередь воздействуют на первопричину проблемы, вызывающей зависимость. Из-за этого опиоидный кризис обычно называют «исключительно американской проблемой».
Одна из причин, по которой американские врачи гораздо более склонны выдавать исключительно сильнодействующие обезболивающие препараты, чем их европейские коллеги, заключается в том, что они подверглись гиперагрессивной маркетинговой кампании со стороны Purdue Pharma — производителя мощного опиоида оксиконтина. Purdue запустила OxyContin в 1996 году, и её агенты заполонили кабинеты врачей, чтобы продвинуть новое «чудо-лекарство».
Было много судебных процессов, в которых компанию обвиняли во лжи как об эффективности, так и о вызывающем привыкание оксиконтине, препарате, который подсадил бесчисленное количество американцев на опиоиды. И когда законные, но невероятно вызывающие привыкание опиоиды, отпускаемые по рецепту, иссякли, американцы обратились к незаконным веществам, таким как героин и фентанил, в качестве заменителей.
Владельцев Purdue Pharma, семью Саклер, регулярно называют самой вредоносной семьёй в Америке, и многие возлагают вину за сотни тысяч смертей от передозировок. Под тяжестью тысяч судебных исков в 2019 году Purdue Pharma объявила о банкротстве. Год спустя компания признала себя виновной в совершении уголовного преступления в связи с неправильным маркетингом OxyContin.
По своим действиям Саклеры хуже бандитов. Даже после того, как в прошлом году они были вынуждены выплатить почти 6 миллиардов долларов жертвам опиоидного кризиса, они остаются одной из самых богатых семей в мире и отказываются извиняться за свою роль в создании империи боли, которая привела к сотням тысяч смертей.
Вместо этого семья попыталась отмыть свой имидж с помощью благотворительности, спонсируя многие из самых престижных учреждений искусства и культуры в мире. К ним относятся Музей Гуггенхайма и Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Йельский университет, Британский музей и Королевская академия в Лондоне.
Группа людей, на которую особенно сильно влияют опиоиды, такие как оксиконтин, героин и фентанил, — это ветераны военных действий. По данным Национального института здоровья, бывшие солдаты в два раза чаще умирают от передозировки, чем население в целом. Одной из причин этого является бюрократия. «Администрация по делам ветеранов в последние десятилетия действительно плохо справлялась с обязательным обезболиванием, особенно с их зависимостью от опиоидов», — сказал MintPres бывший морской пехотинец Хох.
Бывшим участникам боевых действий часто приходится справляться с хронической болью и черепно-мозговыми травмами. Хох отмечает, что около четверти миллиона ветеранов Афганистана и Ирака имеют черепно-мозговые травмы. Но к этому добавляются глубокие моральные травмы, которые обычно не видны: «Ветераны обращаются к [опиоидам, таким как фентанил], чтобы справиться с психическими, эмоциональными и душевным последствиями войны, используя их, чтобы подавить страдания, попытаться найти облегчение, сбежать от депрессии и справиться с демонами».
Таким образом, если программа Талибана по искоренению опиума будет продолжена, это может спровоцировать фентаниловый кризис, который может убить больше американцев, чем когда-либо унесла 20-летняя оккупация.
Сломанное общество
Если «болезни отчаяния» распространены в Соединённых Штатах, то в самом Афганистане они свирепствуют. Глобальный отчёт, опубликованный в марте, показал, что афганцы — самые несчастные люди на Земле. Жители Афганистана оценили свою жизнь на 1,8 балла из 10 — это последнее место, далеко позади первой в списке Финляндии (7,8 из 10).
Опиумная зависимость в Афганистане вышла из-под контроля, около 9% взрослого населения (и значительное число детей) зависимы от него. По данным ООН, в период с 2005 по 2015 год число взрослых потребителей наркотиков подскочило с 900 тысяч до 2,4 миллиона человек, почти каждая третья семья напрямую страдает от зависимости. Поскольку опиум часто вводится путём инъекций, распространены также заболевания, передающиеся через кровь — такие как ВИЧ.
Проблема опиоидов также распространилась на соседние страны — Иран и Пакистан. Согласно отчёту ООН за 2013 год, почти 2,5 миллиона пакистанцев злоупотребляют опиоидами, в том числе 11% жителей северо-западной провинции Хайбер-Пахтунхва. Ежедневно от передозировки умирает около 700 человек.
Империя наркотиков
История помнит, что азиатские страны предпринимали авторитарные меры для борьбы с наркоманией. На протяжении веков использование незаконной торговли наркотиками для достижения имперских целей было обычной западной тактикой. В 1940-х и 1950-х годах французы использовали посевы опиума в регионе «Золотого треугольника» Юго-Восточной Азии, чтобы противостоять растущему движению за независимость Вьетнама.
Столетием ранее британцы использовали опиум, чтобы сокрушить и завоевать большую часть Китая. Ненасытная жажда Британии китайского чая начала разорять страну, поскольку Китай принимал в обмен только золото или серебро. Поэтому британцы использовали мощь своего флота, чтобы заставить Китай уступить ему Гонконг. Оттуда он наводнил материковый Китай опиумом, выращенным в Южной Азии (включая Афганистан).
Эффект Опиумной войны был поразительным. К 1880 году британцы наводнили Китай более чем 6500 тоннами опиума, что эквивалентно многим миллиардам доз. Китайское общество рухнуло, не в силах справиться с социальными и экономическими потрясениями, которые принесли миллионы наркоманов. Сегодня китайцы продолжают называть этот период «веком унижения».
Тем временем в Южной Азии британцы заставляли фермеров выращивать маковые поля вместо съедобных культур, вызывая волны масштабного голода, подобного которому никогда не было ни до, ни после.
А в 1980-е годы в Центральной Америке Соединённые Штаты продавали оружие в Иран, чтобы финансировать ультраправые отряды смерти Contra. «Контрас», в свою очередь были замешаны в торговле наркотиками, разжигая свою грязную войну за счёт продажи крэк-кокаина в США — практика, которой, по словам журналиста Гэри Уэбба, способствовало Центральное разведывательное управление.
Таким образом империализм и незаконные наркотики обычно идут рука об руку. Тем не менее, учитывая эффект от усилий Талибана по искоренению опиума и уникальную американскую опиоидную зависимости, вполне возможно, что в ближайшие годы Соединённые Штаты пострадают от серьёзного удара. Смертоносная эпидемия фентанила, скорее всего, будет только усиливаться, напрасно унося сотни тысяч жизней американцев. Таким образом даже когда Афганистан пытается избавиться от своей смертельной проблемы с наркоманией, его действия могут спровоцировать эпидемию, которая обещает убить больше американцев, чем любые имперские усилия Вашингтона на сегодняшний день.
Источник: katehon.com