Ко второй половине 2025 года сформировался тренд на переход пользователей из традиционных поисковых систем типа Google, Yahoo, Microsoft Bing к ИИ-инструментам. Их главное преимущество — способность быстро находить, обрабатывать и передавать нужную информацию без необходимости листать списки выдачи. Падение трафика, по разным подсчетам, составило около 25%. При этом основной «удар» пришелся на темы, посвященные науке, образованию и здоровью. Какие решения постепенно заменяют поисковики и продолжит ли тренд набирать обороты — в материале «Известий».
Куда перетекает трафик из поисковых систем
Реферальный трафик, то есть количество переходов пользователей по ссылкам на сторонних ресурсах, в мире упал вплоть до 25% за первое полугодие 2025-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, подсчитали в некоммерческой международной аналитической компании Digital Content Next (DCN, результаты исследования есть у «Известий»). Наибольший «удар» пришелся на темы, посвященные науке, образованию и здоровью.
В 2025 году пользователи стали заходить на новостные сайты реже — трафик упал с 2,3 млрд до 1,7 млрд переходов по сравнению с 2024-м, отмечается в документе. При этом всё больше запросов заканчиваются без перехода на сайты — таких стало 69%, тогда как год назад было 56%.
Это подтверждает тренд так называемого поиска без кликов. В то же время интерес к ChatGPT вырос кратно — количество новостных запросов к нему увеличилось на 212%, а общее число визитов за год составило 47 млрд. Также впервые за девять лет немного снизилась доля Google на рынке — до 89,7%, добавили авторы работы.
Всё это говорит о том, что люди всё реже пользуются обычными поисковиками и чаще обращаются к ИИ-помощникам, сообщил директор по ИИ «Группы Астра» Станислав Ежов.
— Области, традиционно зависевшие от поискового трафика, сталкиваются со снижением количества переходов на сайты. Наиболее наглядно это видно на примере новостных запросов: здесь падение трафика составило около 40%. Информационные запросы (вторая по значимости группа) потеряли примерно 25% трафика за год. Основная причина — смещение пользовательских сценариев в сторону получения структурированных, мгновенных ответов от ИИ-ассистентов, интегрированных непосредственно в поисковые системы, что уменьшает количество кликов по ссылкам, но при этом не снижается общее число запросов. Таким образом, меняются сама суть и вектор развития поисковой индустрии, — пояснил генеральный директор ИТ-интегратора Fusion Олег Елманов.
Количество запросов и переходов, совершаемых пользователями с помощью ИИ, растет в среднем на 35–40% в год. Этот тренд особенно заметен в высокотехнологичных отраслях — финтехе, логистике и разработке корпоративных решений. Мировая статистика подтверждает устойчивость тенденции: в 2024–2025 годах объем генИИ-переходов увеличился примерно в 10 раз, а конверсии с ИИ-трафика оказались почти вдвое выше, чем у классического поиска, отметила продуктовый директор ГК «Цифровые привычки» Екатерина Дорофеева.
В компании-разработчике решений для управления знаниями Minervasoft ожидают, что привычная поисковая строка со временем уйдет, а ответы на вопросы будет давать ассистент с человекоподобным интерфейсом. При этом, как уточнил сооснователь организации Алексей Зобнин, из-за «галлюцинаций» (ошибочной информации, которую генерирует ИИ) точность ответов искусственного интеллекта до сих пор вызывает вопросы.
В период с января 2024 года по май 2025-го переходы из выдачи ChatGPT выросли в 25 раз. В основном — на новостные сайты. При этом в России показатели кликабельности (CTR) из-за ИИ-ассистентов снизились с 7 до 4%, пояснил генеральный директор коммуникационного агентства «Группа Дискурс» Максим Алексеев.
— Реальность в цифровом пространстве стремительно меняется, и, вероятно, профессиональному сообществу особенно важно держать руку на пульсе, — считает специалист по информационным технологиям Даниил Аржаков.
Эксперт отметил, что доминация чат-ботов для поиска должна будет внести коррективы в складывавшуюся годами систему. При этом он напомнил, что в сентябре 2025 года американскую корпорацию Google оштрафовали в Евросоюзе почти на €3 млрд ($3,5 млрд) за злоупотребление доминирующим положением и предоставление конкурентного преимущества своим рекламным площадкам.
В отличие от западных конкурентов в «Яндексе» фиксируют одновременный рост как использования традиционного поиска, так и интереса к нейросети «Алиса» — к ней обращаются за помощью в решении новых, дополнительных задач. При этом общее число запросов растет: во II квартале этот показатель увеличился на 9,8% год к году — это рекордный рост за последние шесть кварталов, сообщили в пресс-службе компании.
— С момента появления ИИ-ответов в поиске в октябре 2024 года их ежедневная аудитория превысила 13 млн пользователей. Всего с такими ответами взаимодействовали более 80 млн человек. При этом процент переходов из ответов Алисы на сайты — источники информации остается неизменным. Недавний опрос показал, что 91% респондентов стало удобнее находить информацию в интернете благодаря ИИ-ответам, а 90% добавили, что с их помощью они получают ответы на вопросы быстрее, чем если бы искали их самостоятельно, — уточнили в компании.
В отличие от Google продукты «Яндекса» не создают друг для друга конкуренции, поэтому не происходит замещения одного IT-решения другим, считают эксперты. По их мнению, это связано с отсутствием таких масштабных проектов, как ИИ-инструментарий в поисковой системе Google.
Развитие умных технологий
— Падение трафика поисковых систем приостановится во многом благодаря нейросетевым ответам, которые начинают выдаваться в запросах. Однако это может негативно отразиться на информационные сайты, на которые люди зачатую не переходят, поскольку получают свой ответ сразу непосредственно в выдаче. Это влияет на объем показанной рекламы на этих ресурсах. Как следствие, падает монетизация, — пояснил управляющий директор «Hybrid Россия» Дмитрий Федосеев.
С появлением чат-ботов 80% пользователей нашли более простой способ получать информацию в виде готовых справок, устраняя даже базовую необходимость самостоятельно составлять связный и читаемый текст из результатов. Именно эта группа сейчас составляет основную массу поклонников таких ботов, ведь у них трудности с формулировкой мыслей значительно превосходят потребность и способность к критическому анализу получаемых данных. Оставшиеся 20% продолжают использовать поисковые системы, полагает исполнительный директор «АЛМИ Партнер» Дмитрий Паршин.
— По данным Apple, впервые за 22 года поисковый трафик Google в Safari снизился, что связывают с ростом популярности ИИ-ассистентов, таких как ChatGPT, Perplexity, Gemini и Microsoft Copilot. Темпы роста нейросетей выше, чем у традиционных поисковых систем. Они даже научились генерировать реферальный трафик, добавляя полезные ссылки в свои результаты. Однако общая доля на рынке пока мала. Perplexity не так давно запустила ИИ-браузер Comet, который также может повлиять на темпы роста влияния современных ИИ-решений, — напомнил руководитель группы разработки искусственного интеллекта GreenData Александр Перевалов.
Вместе с тем многие поисковые системы, например Google, начали интегрировать так называемый AI Overview — это генерация краткого содержания сути запроса на основе сайтов из классической выдачи, добавил он.
Суммарный трафик топ-10 чат-ботов вырос примерно на 80%, он оценивается в 55 млрд посещений — это впечатляющие данные, считает руководитель направления ИИ в компании SimbirSoft Илья Фомичев. Тем не менее, по его словам, не стоит ожидать полноценного закрепления лидерства чат-ботов в этой гонке. Однако прогноз вполне вероятен в пределах 5–6 лет.
Далеко не во всех случаях нейросети могут заменить поисковик. Разработчикам систем придется учесть преимущества чат-ботов, внести изменения в логику своей поисковой выдачи, алгоритмов, показа и учета рекламы, но по большому счету от этого выиграют все, и пользователи, и поисковики, и даже чат-боты, считает руководитель отдела компьютерной лингвистики ГК «Наносемантика» Анна Власова.
Источник: iz.ru

