Вчера представители Русской православной церкви встретились с партией «Единая Россия». Помимо обсуждения странной темы – возможности создания новой монархии в России – единороссы просили священников «остановить панические настроения», связанные с законом «О бюджетных организациях». Взаимовыгодное сотрудничество РПЦ и государства с некоторых пор начинает настораживать общество: так, на прошлой неделе власти организовали шествие в День славянской письменности, куда по разнарядке согнали студентов московских вузов, и сделали государственным еще один церковный праздник – День Крещения Руси. Эксперты считают, что все это предпринимается для снижения протестных настроений: ведь РПЦ лояльна нынешней власти.
Только успел отгреметь День славянской письменности и культуры (он же – День святых Кирилла и Мефодия), как Совет Федерации одобрил закон, устанавливающий новую религиозную дату – День Крещения Руси. Он будет отмечаться 28 июля. Мероприятия в этот день будут финансироваться из федерального бюджета. Но, не дай Бог, это будет так же, как 24 мая: перекрыв центральные улицы, власти сгоняли на шествие людей по разнарядке – через управы, вузы и даже психоневрологические диспансеры. Тем временем сенаторы предлагают расширить список религиозных праздников еще и за счет Дня принятия ислама, чтобы не оскорбить чувства мусульман. Никто не спорит, что светлые церковные праздники людям на пользу. Но почему их сопровождают скандальные шествия с перекрытием центральных улиц? Возникает подозрение, что власти используют православие в своих целях. И первая возможная цель – снизить протестные настроения в обществе.
Начало мая прогремело в России митингами оппозиции и выступлениями шахтеров, которые озвучили нелицеприятные стороны жизни рабочих на шахте. Недавно депутат, член фракции «Единая Россия» Сергей Марков заметил, что россияне доверяют Церкви, но государству – не вполне, и потому сотрудничество Кремля с РПЦ на данный момент – практическая необходимость. Церковь, по словам замдиректора «Левада-Центра», социолога Алексея Гражданкина, «авторитетный социальный институт», и призывы священников отказаться от протестных выступлений подействуют на колеблющихся. Однако позицию церкви воспринимают только «практикующие» верующие, а их очень мало, – возражает политолог Алексей Макаркин. – Но к патриарху прислушиваются не только истово верующие люди, но и огромная часть тех, кто регулярно в церковь не ходит. У таких людей есть потребность нравственного сопровождения жизни. Именно на них рассчитывает РПЦ как на будущих воцерковленных. В свою очередь государство может рассчитывать, что верующие граждане будут терпимее и лояльнее, прислушиваясь к речам духовного лидера. Ведь ровно год назад на Всемирном русском народном соборе святейший объявил: «Церковь утверждает, что сегодняшний курс страны соответствует нашим национальным интересам». Он также заявил, что экономический кризис имеет нравственные причины и пришел к нам извне».
Пресс-секретарь Московской патриархии Владимир Вигилянский возражает: «Церковь не использует свою трибуну для того, чтобы утихомирить народ. Когда патриарх говорит, что кризис – это не экономическая, а духовная проблема, это не означает поддержку действий властей. У нас с государством соработнические отношения, но цели разные – церковь занята спасением человека». Однако нельзя отрицать, что патриарх становится все более влиятельной политической фигурой. Весной нынешнего года социологи «Левада-Центра» составили список российских политиков, которые пользуются высоким доверием у граждан. Патриарх Кирилл занимает в нем шестое место. А по данным ВЦИОМ, священникам доверяют 62% опрошенных. Впереди – только учителя. Интересно, что, по результатам исследования, больше всего доверяют священникам сторонники партии «Единая Россия».
Верующие сегодня стали говорить на языке политики.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Отсюда вытекает вторая цель – потребность в новой идеологии. «Православие всерьез претендует на эту роль, а патриарх – на роль идеологического руководителя», – говорит «НИ» священнослужитель Апостольской православной церкви, правозащитник, политический деятель, отлученный от православной церкви, Глеб Якунин. Ему вторит политолог Алексей Макаркин: «В условиях, когда авторитетов у нас не так много, церковь является авторитетом для людей. У нас всячески подчеркивается и ее патриотическая роль».
Сотрудничество РПЦ и государства можно назвать взаимовыгодным. «Церковь материально зависит от государства. Она хочет получить назад здания, которые раньше имела, хочет, чтобы ей передали имущество. А государство видит в православии лояльную силу», – говорит Алексей Макаркин. В минувшем году правительство постановило ежегодно выделять из федерального бюджета три млрд. рублей на ремонт православных храмов. В такой «симфонии» в убытке могут оказаться люди, которые чувствуют социальную несправедливость и вину конкретных представителей бизнеса и власти. Но церковь избегает критики.
Эксперты сходятся во мнении, что оппозиция в рядах истово верующих возникнуть не может. «Верующим людям обязательно нужен авторитет. Человек идет в церковь, чтобы найти там авторитетное мнение духовника. А духовники в политику редко вмешиваются», – подчеркивает политолог Алексей Макаркин. По его словам, в среде православных ортодоксов возникают только «специфические» оппозиционеры, которые выступают против переписи населения или паспортов. Вторит ему и председатель синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Всеволод Чаплин. Он считает, что отношения РПЦ с властью далеко не безоблачные: церковь последовательно выступает за запрет абортов и против введения ювенальной юстиции. Беспокоит церковников и распространение электронных приборов, позволяющих контролировать все действия людей. Вместе с тем вчера Всеволод Чаплин завел с единороссами беседу о возможном возвращении монархии в России. Правда, он пришел к выводу, что народ не готов к такому развитию событий. Но само наличие дискуссии говорит о многом.
Сегодня среди части чиновников и депутатов считается престижным поститься, соблюдать религиозные обряды. Народные избранники жертвуют церкви средства, демонстрируют свое благочестие. Особенно перед выборами. «В XIX веке каждый православный чиновник должен был представить начальнику справку о том, что он причастился и исповедался. Но сегодня настолько религиозным государство не станет», – считает Алексей Макаркин. Однако не исключено, что в крайности отношения РПЦ и власти все-таки зайдут. Россия рискует прийти к тому, что церковь начнет разъяснять пастве смысл принятых законов и начатых реформ, продвигая позицию государства. Вчера на встрече единороссов с церковниками, когда речь зашла о скандальном законе «О бюджетных организациях», первый заместитель секретаря президиума генерального совета партии «Единая Россия» Андрей Исаев попросил священников «поддержать нашу позицию, остановить панические настроения, которые распространяются нашими оппонентами в обществе». И вот такое сближение РПЦ с государством грозит стране бедами, уверены эксперты.
Источник: Новые известия