Аналитика

80 лет назад, в августе 1945 года, в Англии увидела свет аллегорическая повесть "Скотный двор" Джорджа Оруэлла. Сатирическое произведение моментально разошлось тиражом в 4500 экземпляров. Через год оно было опубликовано в США, где только за первый год было продано более полумиллиона экземпляров. Творчество Оруэлла нравилось не только простым читателям. Повесть быстро привлекла внимание Центрального разведывательного управления (ЦРУ), превратившего ее в инструмент психологической разведки.

Управление координации политики разведывательного агентства во время холодной войны обладало колоссальным бюджетом и широкими полномочиями для пропаганды против СССР, экономической войны, саботажа и подрывной деятельности. В рамках операции "Единозавр" ЦРУ доставляло книги за восточную границу Берлинской стены. Они загружали воздушные шары с экземплярами "Скотного двора" и сбрасывали их в Польше, Чехословакии. Мультфильм "Скотный двор", созданный на основе произведения Оруэлла, также был частью масштабной культурной войны ЦРУ.

ЦРУ стремилось популяризировать "Скотный двор" для борьбы с коммунизмом

В "Фирме", как неформально называют главное американское разведывательное агентство, надеялись, что ужасные картины свиней и прочих постояльцев скотного двора, где "животные равнее всех", вызовут у американцев стойкое неприятие к советскому режиму. При этом любопытно, что сам Оруэлл, умерший за четыре года до этого, говорил, что он критикует не коммунизм, а капитализм. "Среди интеллектуалов и студентов преобладали прокоммунистические настроения: они - хорошие, а Соединенные Штаты и демократия - плохие, - считали в ЦРУ. - Нужно изменить это мышление".

Управление координации политики ЦРУ превратилось в американское "министерство культуры", продвигая антикоммунистические послания через популярнейшие книги и фильмы. "Скотный двор" должен был стать первым полнометражным анимационным фильмом, снятым в Британии. ЦРУ и секретный Отдел исследований информации британского МИД были не единственными, кто был заинтересован в приобретении прав на экранизацию: армия США также хотела снять "Скотный двор".

ЦРУ смогла убедить вдову Оруэлла продать права на "Скотный двор". "Она так и сделала, предварительно заручившись их обещанием, что они организуют для нее встречу с ее кумиром Кларком Гейблом", - писал в книге воспоминаний звезда "Унесенных ветром" Фрэнсис Стонор Сондерс.

"ЦРУ стремилось популяризировать "Скотный двор", - пишет автор книги "Холодная война в Голливуде" Тони Шоу. - Предполагалось, что история будет простой и понятной семьям, детям и людям с любым уровнем образования. Они хотели дать понять простым людям, что коммунизм опасен для них". Для достижения целей ЦРУ приказало изменить концовку книги. Она заканчивается пессимистично: животные и люди неотличимы друг от друга, словно олицетворение порочных, злых сил. В фильме же люди не упоминаются вовсе. Только свиньи полностью порочны в отличие от других "равных животных". "Это явный пример того, как ЦРУ призывает людей, живущих при коммунизме, к восстанию", - указывает Шоу.

Источник: rg.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 04.12:  872  руб.
Поддержали проект: 3 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также