Аналитика

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко на "открытом диалоге" с министром транспорта Евгением Дитрихом в Совете Федерации задала следующий вопрос:

Что касается региональных самолетов… Совет Федерации очень активно занимается этим последние пять лет. Звоню министру промышленности, он говорит: «А мы не можем, нам нужна заявка от Минтранса». Звоню Соколову, а он говорит: «А мы не можем сделать заявку, потому что нет самолетов». И это вот такое перекрестное… Дальше говорю: «Так Минтранс готов. Вы разработайте региональные самолеты. Мы – огромная страна». На что получаем ответ: «Начинаем проектирование…» Короче, лет через 15. Я говорю: «Послушайте, а как в годы войны-то за три месяца перебазировали авиационное предприятие и оно через месяц выпускало в день… паяли не знаю сколько самолетов?»

Спрашивали, отвечаем. Рецепт от товарища Сталина (нетерпеливым читать текст телеграммы, остальные смотрите всю историю за которую огромная благодарность неизвестному мне юзеру koalason из ЖЖ):

Телеграмма Сталина

OVZ05

 На днях вздумалось мне пересмотреть давний кинофильм «Особо важное задание» (Мосфильм, 1980 г.). Рассказывается в нём о производстве штурмовиков Ил-2 во время войны. Фильм хоть и снят на основе реальных событий, но всё же является художественным, а потому как водится, должны быть изменены в нём фамилии, ряд событий опущен, что-то наоборот преувеличено для пущего драматизма (хотя драматизма, думается, в те годы хватало с избытком). 

И зацепил меня своей нелогичностью один эпизод.

Конец декабря 1941 года, завод эвакуирован под Куйбышев и только месяц назад возобновил производство самолётов. И вдруг однажды ночью смертельно уставшего директора поднимают с постели, поскольку приходит телеграмма следующего содержания: 

«ВЫ ПОДВЕЛИ НАШУ СТРАНУ И НАШУ КРАСНУЮ АРМИЮ ТЧК САМОЛЁТЫ ИЛ-2 НУЖНЫ ТЕПЕРЬ КАК ВОЗДУХ, КАК ХЛЕБ ЗПТ ЗАВОД ДАЁТ ПО ОДНОМУ ИЛ-2 В ДЕНЬ ТЧК ЭТО НАСМЕШКА НАД СТРАНОЙ ЗПТ НАД КРАСНОЙ АРМИЕЙ ТЧК ЕСЛИ ЗАВОД ДУМАЕТ ОТМАХНУТЬСЯ ОТ СТРАНЫ, ДАВАЯ ПО ОДНОМУ ИЛ-2 В ДЕНЬ ТО ЖЕСТОКО ОШИБАЕТСЯ И ПОНЕСЁТ ЗА ЭТО КАРУ ТЧК ПРОШУ ВАС НЕ ВЫВОДИТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВО ИЗ ТЕРПЕНИЯ ТРЕБУЮ ЧТОБЫ ВЫПУСКАЛИ БОЛЬШЕ ИЛОВ И ПРЕДУПРЕЖДАЮ В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ ТЧК СТАЛИН»

Как так? Люди подвиг совершили, их наградить бы надо, а тут их обзывают нехорошими словами и карами грозят. В общем, тоталитаризм, самодурство и несправедливость налицо по полной программе. Однако, фильм-то доперестроечный, ещё брежневской эпохи, а в то время на преступлениях кровавого режима в стиле Сванидзе циклилиться немодно было. Заинтересовался, насколько же в самом деле фильм близок к реальным событиям и действительно ли данный конкретный факт имел место быть — уж очень необъяснимо-несправедливым он выглядел в фильме.

Судя по некоторым характерным моментам сюжета (довоенное расположение завода в некой южной области РСФСР близ УССР, эвакуация под Кубышев и т.д.), в основу положена судьба воронежского авиазавода №18. Кстати, в реальной жизни директору его, Матвею Борисовичу Шенкману, на момент назначения на эту должность (1938 г.) ещё не исполнилось и сорока лет (в фильме его зовут Михаил Иванович Шадуров, его играет актёр В. Самойлов, и визуально это намного более пожилой человек, лет этак под 60). 

После недолгих изысканий выясняется, что в истории 18-го авиазавода действительно был факт с грозной телеграммой Сталина. Оригинал этого послания сейчас экспонируется в музее ОАО «Авиакор» (так, между делом — входит в машиностроительный холдинг «Русские машины», контролируемый финансово-промышленной группой «Базовый элемент» Олега Дерипаски).

Содержание телеграммы следующее:

«ВЫ ПОДВЕЛИ НАШУ СТРАНУ И НАШУ КРАСНУЮ АРМИЮ ТЧК ВЫ НЕ ИЗВОЛИТЕ ДО СИХ ПОР ВЫПУСКАТЬ ИЛ-2 ТЧК САМОЛЕТЫ ИЛ-2 НУЖНЫ НАШЕЙ КРАСНОЙ АРМИИ ТЕПЕРЬ КАК ВОЗДУХ КАК ХЛЕБ ТЧК ШЕНКМАН ДАЁТ ПО ОДНОМУ ИЛ-2 В ДЕНЬ А ТРЕТЬЯКОВ ДАЁТ МИГ-3 ПО ОДНОЙ ПО ДВЕ ШТУКИ ТЧК ЭТО НАСМЕШКА НАД СТРАНОЙ ЗПТ НАД КРАСНОЙ АРМИЕЙ ТЧК НАМ НУЖНЫ НЕ МИГИ А ИЛ-2 ТЧК ЕСЛИ 18 ЗАВОД ДУМАЕТ ОТБРЯХНУТЬСЯ ОТ СТРАНЫ ДАВАЯ ПО ОДНОМУ ИЛ-2 В ДЕНЬ ТО ЖЕСТОКО ОШИБАЕТСЯ И ПОНЕСЕТ ЗА ЭТО КАРУ ТЧК ПРОШУ ВАС НЕ ВЫВОДИТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВО ИЗ ТЕРПЕНИЯ И ТРЕБУЮ ЧТОБЫ ВЫПУСКАЛИ ПОБОЛЬШЕ ИЛОВ ТЧК ПРЕДУПРЕЖДАЮ ПОСЛЕДНИЙ РАЗ ТЧК – СТАЛИН»

OVZ00

И вот тут возникают интересные смысловые нюансы. Во-первых, телеграмма направлена не только на 18-й завод, а ещё и директору 1-го завода Третьякову, а во-вторых оригинальный текст несколько отличается от приведённого в фильме. И основное отличие в том, что в тексте дважды упоминаются МиГ-3, причём в том контексте, что Ил-2 нужнее МиГов (выпускать штурмовиков надо «побольше»). И это несколько смещает все акценты, причём возникает стойкое ощущение, что здесь должна быть какая-то предыстория. Продолжаем изыскания, и выясняется, что помимо 18-го завода, который начал серийный выпуск Ил-2 ещё до войны, планы по производству штурмовиков стояли также у ряда других заводов, в том числе и №1, который также был эвакуирован в Куйбышев. Туда же был вывезен завод №24, выпускавший авиационные двигатели АМ-38 для Ил-2 и очень близкий ему по конструкции АМ-35А (для МиГ-3).

Ага, мы приближаемся к реальным истокам проблемы, которая достигла своей кульминации в знаменитой телеграмме. Проблема заключается в том, что двигатели эти действительно очень близкой конструкции (достаточно сказать, что прототип Ил-2 использовал АМ-35, а на опытный образец МиГ-3 № 3595 устанавливался АМ-38, главным образом различие двигателей было в диаметре нагнетателя). 24-й завод, который только что экстренно эвакуировался, производил обе модификации на одних и тех же мощностях, то есть фактически эти двигатели конкурировали друг с другом за весьма ограниченные в тот момент заводские ресурсы. Картину дополняет то, что завод №1, который также имел план на выпуск Ил-2, в сентябре-ноябре построил лишь два штурмовика, но зато по-прежнему штамповал Миг-3 десятками.

А теперь перенесёмся из декабря 1941 на месяц ранее.

Оказывается, ещё 26 ноября в Куйбышев директору объединенного завода, получившего № 1, пришла правительственная телеграмма:

«В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЫСТРЕЙШЕГО ОСВОЕНИЯ И МАКСИМАЛЬНОГО ВЫПУСКА САМОЛЕТОВ ИЛ-2 НА ЗАВОДЕ № 1 ПРИКАЗЫВАЮ: 

1. ДИРЕКТОРУ ЗАВОДА № 1 ТРЕТЬЯКОВУ НЕМЕДЛЕННО ПРЕКРАТИТЬ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ ПО САМОЛЕТУ МИГ-3 ПО ВСЕМ ЦЕХАМ, ВЫПУСТИВ САМОЛЕТЫ МИГ—3, ТОЛЬКО ИМЕЮЩИЕСЯ В СБОРОЧНОМ ЦЕХЕ. 

2. ДИРЕКТОРУ ЗАВОДА № 1 ТРЕТЬЯКОВУ ПРИНЯТЬ ВСЕ МЕРЫ К БЫСТРЕЙШЕМУ МАКСИМАЛЬНОМУ ВЫПУСКУ САМОЛЕТОВ ИЛ—2. СТАНОЧНЫЙ ПАРК ВСЕХ ЦЕХОВ НЕМЕДЛЕННО НАПРАВИТЬ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ САМОЛЕТА ИЛ-2. 

3. О МЕРАХ ИСПОЛНЕНИЯ ДОЛОЖИТЬ НЕМЕДЛЕННО. 

ШАХУРИН 

УТВЕРЖДАЮ. СТАЛИН» 

Вырисовывается интересная картина. Выходит, тов. Третьяков, в нарушение полученных ранее распоряжений продолжал выпуск истребителей в ущерб (мы же помним о практически идентичных двигателях) производству штурмовиков. Ну и попутно мешал заводу №18 наращивать производство Ил-ов. Мозаика сложилась. Пришедшая месяцем позже телеграмма с карами небесными не зря была на два адреса. Фактически, это был козырь, который позволил Шенкману наконец-таки расставить нужные приоритеты в производстве и межпроизводственных взаимоотношениях. Не исключаю, что он сам такую телеграмму и выпросил, это был бы весьма грамотный беспроигрышный ход.

Буквально на следующий день Матвей Борисович отправил в Москву ответ:

«МОСКВА. КРЕМЛЬ. СТАЛИНУ.ВАШУ СПРАВЕДЛИВУЮ ОЦЕНКУ НАШЕЙ ПЛОХОЙ РАБОТЫ ДОВЕЛИ ДО ВСЕГО КОЛЛЕКТИВА. ВО ИСПОЛНЕНИЕ ВАШЕГО ТЕЛЕГРАФНОГО УКАЗАНИЯ СООБЩАЕМ, ЧТО ЗАВОД ДОСТИГНЕТ В КОНЦЕ ДЕКАБРЯ ЕЖЕДНЕВНОГО ВЫПУСКА ТРЕХ МАШИН. С 5 ЯНВАРЯ — ПО ЧЕТЫРЕ МАШИНЫ. С 19 ЯНВАРЯ — ПО ШЕСТЬ МАШИН. С 26 ЯНВАРЯ — ПО СЕМЬ МАШИН. ОСНОВНОЙ ПРИЧИНОЙ ОТСТАВАНИЯ ЗАВОДА ПО РАЗВЕРТЫВАНИЮ ВЫПУСКА САМОЛЕТОВ ЯВЛЯЕТСЯ РАЗМЕЩЕНИЕ НАС НА НЕДОСТРОЕННОЙ ЧАСТИ ЗАВОДА. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕДОСТРОЕНЫ КОРПУС АГРЕГАТНЫХ ЦЕХОВ, КУЗНИЦА, КОРПУС ЗАГОТОВИТЕЛЬНО-ШТАМПОВОЧНЫХ ЦЕХОВ, КОМПРЕССОРНАЯ. ОТСУТСТВУЮТ ТЕПЛО, ВОЗДУХ, КИСЛОРОД И ДОСТАТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЖИЛЬЯ ДЛЯ РАБОЧИХ. 

ПРОСИМ ВАШЕЙ ПОМОЩИ ПО УСКОРЕНИЮ ОКОНЧАНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И УСКОРЕНИЮ НАЛАЖИВАНИЯ СНАБЖЕНИЯ ЗАВОДА ГОТОВЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ, МАТЕРИАЛАМИ. ПРОСИМ ТАКЖЕ ОБЯЗАТЬ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ О МОБИЛИЗАЦИИ ДЛЯ НАС НЕДОСТАЮЩИХ РАБОЧИХ И ОБ УЛУЧШЕНИИ ПИТАНИЯ РАБОЧИХ. 

КОЛЛЕКТИВ ЗАВОДА ОБЯЗУЕТСЯ ПОЗОРНОЕ ОТСТАВАНИЕ НЕМЕДЛЕННО ЛИКВИДИРОВАТЬ». 

А телеграмму Сталина директор Шенкман велел растиражировать. Её раздавали рабочим на проходной, разносили по общежитиям и баракам пионеры и комсомольцы.

Не прошло и недели, как 29-го декабря 1941г. с заводской площадки отошел первый железнодорожный эшелон со штурмовиками Ил-2, изготовленными заводом № 18 на новом месте. Он вёз двадцать девять новых самолётов. 

Вот такой тоталитаризм.

P.S. Но я так и не понял, что за фигу в кармане пытался показать тов. Сталину режиссёр Матвеев.

Источник: Афтершок

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 20.03: 3 702 руб.
Поддержали проект: 11 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также