12 июня наша страна отмечала День России. В этот день корреспондент Mgorsk.ru встретилась с Ильей Савченко – студентом третьего курса химико-металлургического факультета МГТУ, членом Молодежной общественной палаты Магнитогорска, – чтобы поговорить о настоящем и будущем России.
Почему в богатой ресурсами стране так много бедных? В чем минусы современной системы управления? Каким видит будущее России молодежь? Об этом и много другом Илья Савченко рассказал в интервью корреспонденту Mgorsk.ru.
– Илья, химико-металлургический факультет – это твой осознанный выбор?
– Вполне. Еще в восьмом классе я задумался о выборе профессии, составил список профессий, которые меня так или иначе привлекают, и стал постепенно отсекать те из них, которые считал наименее значимыми для себя. Таким образом и пришел к решению стать химиком-технологом.
– А как ты стал членом Общественной палаты?
– Общественной деятельностью я интересовался еще до поступления в университет. С детства наблюдал за тем, что происходит с сельским хозяйством, и понимал, что в нем очень многое делается не так, как должно. И это нужно будет переделывать нам, молодым.
– Что например?
– Например, экономические отношения между городом и деревней, которые сложились в России к настоящему времени. Я даже выставлял на наш районный конкурс свой проект по разработке альтернативных источников энергии. Тогда я видел причину нерентабельности сельского хозяйства в несовершенстве действующих технологических процессов.
– С тех пор что-то изменилось в твоем мировоззрении?
– Да. Я понял, что технологию, конечно же, надо менять. Но она играет второстепенную роль по сравнению с финансовым климатом в России. В том числе и это понимание привело меня к общественной деятельности.
– Как это случилось?
– Я со школы начал готовить свою психику к тому, чтобы заниматься проблемами управления. Вопрос стоял только в том, в какой именно области. Так, если в школе я думал, что это будет управление химическими и физико-химическими процессами, то сегодня я пришел к выводу о необходимости приобретения навыков в управлении социально-экономическими процессами. И так получилось, что в ноябре прошлого года к нам в город приезжал Андрей Худолеев, специалист по молодежному парламентаризму. Я побывал на его мастер-классе, где познакомился с председателем Молодежной общественной палаты Антоном Семеновым. Он предложил мне стать участником палаты.
– И ты включился в решение каких-то определенных проблем?
– Я увидел, что Молодежная палата проделывает достаточно много работы по разным направлениям жизни магнитогорцев, но те замечательные акции, которые она проводит, не ведут к решению проблем.
– С чем это связано, на твой взгляд?
– С неумением либо нежеланием мыслить системно и целостно, то есть видеть цепочки причинно-следственных связей. Даже в отношении выявленных процессов не выработана концепция управления. Наши действия направлены лишь на то, чтобы подправить какой-то аспект процесса, но не изменить или исправить его. Поэтому мы бесконечно боремся с проблемами, но не можем их решить. Это накапливает управленческую ошибку, что часто ведет к очень серьезным последствиям. Например, если инженер приходит на комбинат с пробелами в знаниях технического порядка, то их легко можно обнаружить в ходе его работы. Если же одну за другой ошибки допускает руководитель какого-то предприятия, то причины экономического краха этого предприятия, который произойдет через какое-то время, вычислить довольно трудно. И когда человек, который занимает пост министра экономики, говорит: «Экономика что женщина – разве ее поймешь?», вопрос о его некомпетентности тоже вполне очевиден.
– День России часто называют Днем независимости России. Что ты думаешь об этом?
– На мой взгляд, она была более независимой при СССР, чем сейчас. Особенно в области управления экономическими и социальными процессами на государственном уровне. Так, если СССР можно было назвать государственным концерном (практически все вещи, которые были необходимы нашему государству, в нем и производились), то сейчас больше половины сельскохозяйственной продукции поставляется из-за рубежа, а решения правительства во многом зависят от того, что на этот счет думают наши заокеанские партнеры. Поэтому я считаю, что до независимости нам еще очень далеко. Но главная проблема не в действующем режиме, а в тех кадрах, которые сегодня обучаются в университетах. Задачу независимости первым решит тот, кто приведет систему образования в норму, адекватную жизни, информационная составляющая которой меняется быстрее, чем содержание наших учебников.
– Какую проблему ты сейчас считаешь главной для России?
– Это проблема устойчивого падения качества управления на всех уровнях: от управления предприятиями до управления государством. Одной из причин этого является несостоятельность сегодняшней системы образования и академической психологии, которые не дают знаний, способных помочь людям в решении постоянно возникающих у них проблем.
– По каким критериям ты оцениваешь их как несостоятельные?
– Практика является критерием истины. А как только мы переходим к практике, так мы видим их несостоятельность. В результате чего Россия уже больше похожа не на наш дом, а на общеевропейский «нефтегазпром», в котором «богатые становятся богаче год от года, а бедные – беднее день ото дня». На мой взгляд, задача образования – научить человека учиться, дать ему полную картину мира, в котором он сам сможет определить свое место. Сейчас же образование – в том числе и высшее – это хаотическое нагромождение фактов, которое приобрело еще более несуразный характер после введения ЕГЭ. Ничего общего с жизнью оно не имеет. Возьмем СССР, когда в России было самое замечательное образование, выпускались лучшие в мире кадры и по многим другим областям мы были первыми.
– Почему сейчас мы не первые?
– Нас не научили методологии разрешения собственных проблем. Мне запомнилась одна фраза: русские – хорошие работники, но плохие рабы. Однако достаточно всего трех поколений, чтобы люди забыли собственные культурные наработки. Если мы внимательно посмотрим на историю конца XX века, то увидим, что инфляция увеличивалась в СССР ровно в два раза за каждые 10 лет, предшествующих перестройке, – так, как было запланировано Гарвардским проектом. И если уж обращаться к истории, то я воспринимаю Новгородское княжение как лучший пример построения истинной демократии, потому что новгородский князь выполнял такую же работу, что и простые люди, но помимо этого на нем лежали и задачи грамотного управления княжеством. Этому очень дивились византийские послы, когда приезжали в Новгород, но равноправие было русским пониманием демократии. Это сегодня менеджеры за свой управленческий труд требуют неадекватно высокие цены, хотя качество их управления куда ниже княжеского, о чем красноречиво говорит качество нашей жизни.
– Какое мировосприятие даст нам способность действовать созидательно, а не разрушительно по отношению к самим себе и к природе?
– Я бы это вопрос сформулировал так: как нам следует смотреть на мир и что видеть в нем, чтобы на основе увиденного нормально выстроить систему взаимоотношений с природой и друг с другом? В этом году я выступал по этому поводу на конференции, которая называлась «Особенности философского мировоззрения». Я считаю, что мы должны рассматривать мир не с позиции материя – дух (энергия) – время – пространство, поскольку пространство и время – понятия субъективные, а с позиции триединства материи, информации и меры, где мера выступает по отношению к информации как система кодирования, а по отношению к материи – как матрица ее возможных состояний. В рамках этого взгляда любая материя обладает определенной информацией (качеством), которая меняется по мере развития материи. Так образ, рожденный в умах людей, по мере своего информационного развития воплощается в ощутимую материю. Следовательно, к образам, которые рождаются в наших головах, мы должны подходить осмысленно. Тогда наша жизнь будет становиться все более и более позитивной. Но современная статистика свидетельствует о том, что наши представления о мире сегодня неадекватны, наши образы настолько искажены, что мы губим не только себя, но и все вокруг. А это говорит о том, что нам нужно перейти на иную методологическую философию – философию триединства материи, информации и меры.
– Каково твое отношение к мировым войнам, в которых участвовала Россия в XX веке?
– Я рассматриваю все горячие войны как следствие одной холодной войны – войны информационной. Она ведется на уровне культур. И надо понимать, что в войне между двумя странами всегда выигрывает третья страна. Американский историк А. Вульф так сказал об этом: «Наилучший способ использовать преимущества войны заключается в том, чтобы всегда иметь войну, особенно если окажется возможным сделать это с минимальным участием в военных действиях». Так, и в Первой, и во Второй мировой войнах выиграли американцы, потому что в результате этих двух войн доллар стал мировой валютой.
– Где кроются причины нашей бедности при всем богатстве России?
– Причина заключается в том ссудном проценте, который является причиной любого финансового кризиса, и в ценах, которые формируют базу прейскуранта. В первую очередь это цены на электроэнергию. Например, в США, чтобы поднять цену на электроэнергию на 1%, необходимо специальное решение Сената. У нас же цены на электроэнергию растут планово. Здесь срабатывает пословица: каждый в меру своего понимания работает на себя, а в меру непонимания – на того, кто понимает больше. Если с точки зрения менеджеров энергетических компаний рост цен означает дополнительную прибыль для их предприятий, то с точки зрения управления это один из моментов расшатывания экономики собственной страны.
Что же касается ссудного процента, то здесь формула очень простая: если величина ссудного процента ниже темпов роста экономики страны, тогда экономика развивается. Если его величина находится в пределах темпа роста экономики (обычно до 5%), тогда экономика стабильно существует. Если же величина ссудного процента превосходит темпы роста экономки, тогда происходит то, что происходит в нашей стране сегодня. Это доказывает история. Например, после Второй мировой войны ссудный процент в Японии снизился до минимальных (ниже 1%) размеров, что обеспечило быстрый рост ее экономики. У нас же в 90-х годах он превышал 200%! Скажите, какое производство может обеспечить такую производительность?! 5% прибыли – хорошая величина для любого предприятия. Поэтому основа будущей экономической стабильности лежит в кредитовании реального сектора экономики строго под 0%.
– Но тогда банки просто разорятся.
– А банки при этом должны иметь процент с реализованного проекта, с реальной прибыли предприятия, как в Японии. Страхователем в данном случае является государство.
Ссудный процент – это, кстати, один из двух критериев истинной оценки будущих политиков и должностных лиц, которые будут рассказывать нам во время предвыборной борьбы свои программы. Он относится к области экономики. Претендент должен назвать величину ссудного процента, которую он будет отстаивать в своей деятельности. Если об этом либо не говорится, либо умалчивается, то люди, претендующие на управленческие должности, не состоятельны в вопросах управления. В области социального развития таким показателем является количество спирта на человека в год. Если в программе об этом не говорится, то ни о каком решении социальных вопросов речи нет, так как практически все социальные проблемы напрямую связаны с этим показателем: и смертность, и рождаемость, и число инвалидов, и число детей-сирот, и количество неполных семей, и т. д., и т. д.
– Каким, на твой взгляд, должно быть мировоззрение населения независимой России?
– Как я уже говорил, оно должно быть основано на единстве материи, информации и меры. Человек на основе этого мировоззрения рассматривает все процессы как процессы преобразования материи и информации по предопределенной свыше мере развития.
– Как мы можем прийти к такому мировоззрению?
– Только работая над собственной психикой. Многие могут возразить: «А зачем мне это надо?» Однако у каждого в жизни возникает необходимость либо решить какую-то проблему, либо выйти из того замкнутого круга, который мы называем днем сурка. А чтобы это получилось, необходимо сделать не то, что мы делаем каждый день, а что-то качественно иное. И тут-то человеку понадобится новое мировоззрение, которое формируется не на кафедрах философии, а день за днем усилиями самого человека. И все задачи самоуправления, за которые он будет браться, в том числе и в семейной жизни, будут разрешаться в самую хорошую сторону. Именно так будет формироваться новое мировоззрение людей.
– В чем ты видишь цель своей работы в Молодежной общественной палате Магнитогорска?
– Когда я только пришел в Молодежную палату, у меня было много самых разных целей. Сейчас я понимаю, что не могу достигнуть их все сразу. Поэтому я выбрал для себя направление по пропаганде здорового образа жизни, в рамках которого следует одновременно решать две задачи: ограничение доступности алкогольно-табачных ядов для подрастающих поколений и ликвидация психологической запрограммированности. При этом я понимаю, что после появления «достаточно общей теории управления» мы, молодое поколение, не имеем права на такую фразу: хотели как лучше, а получилось как всегда.
– Что такое психологическая запрограммированность?
– Это когда человека просят нарисовать мысленную картину Нового года, и он не может представить себе этот праздник без бутылки шампанского на столе. Такой человек может не осознавать свою запрограммированность на потребление алкоголя, но она у него есть.
– Разве Молодежная палата может решить эту проблему?
– Когда проблема выявлена и найдены пути ее решения, Молодежная палата может взять на себя выполнение одной или несколько задач в рамках общей для города или страны цели. Все остальные задачи возьмут другие организации города, которые будут участвовать в достижении поставленной цели. Например, мы можем предложить местным депутатам разработать законопроект, позволяющий отодвинуть точки, торгующие алкотабачными ядами, как можно дальше от образовательных заведений.
– И в заключение еще один философский вопрос: каково, на твой взгляд, предназначение России?
– Все зависит от того, как мы воспримем те исторические вызовы, которые нам сделаны. В России есть знания о том, каким должно быть гармоничное устройство общества. Я лично верю, что именно с России начнется процесс преображения. Этот процесс преображения правильно назвать сменой концепции управления. Если сейчас действует концепция «разделяй и властвуй», то новый сценарий будет проходить под лозунгом «объединяй и здравствуй». А те образы, которые формировали эпическое мировоззрение нашего народа, найдут свое отражение в современной жизни и станут неожиданным оружием против всякого агрессора.
Источник: Светлана ДОЛГУШЕВА, специально для Mgorsk.ru