На прошлой неделе попросили меня написать статью о молодёжи, молодежной культуре, и главное – о неустанной заботе, которую проявляют элитарные небожители о подрастающем поколении. Даже предоставили обзор всех речей, которые элитарии извергали на эту тему.
Прочитал я, как Большие люди говорили большие правильные слова о том, что «молодёжь должна осознать» а государство «должно организовать и предоставить», но так и не нашёл ни одного слова про собственные планы, про свои личные намерения что-то предоставить и организовать, или про свои же успехи в этой области.
Статью написать я не отказался, но честно предупредил, что будет она строго сатирическая, или восхитительно брутальная, ибо без мата рассказывать про ИХ заботу о счастливом детстве совсем не получается. Заказчик от предложения отказался, но проблема то осталась. Поэтому мне ничего не оставалось, как рассказать про собственные намерения и собственный опыт работы с молодёжью, чтобы самому не прослыть губошлепом, который только критикует и ничего не предлагает.
Но для чистоты эксперимента я постарался узнать запросы самой молодёжи, в связи с чем я развёл маленькую социологию среди знакомых мне ребят от 20 до 30, задав всего один вопрос:
«Что беспокоит и тревожит ваше поколение?»
И вот какие первые экспресс-ответы получил буквально накануне (все - рижане):
Алексей Вереденко (выпускник строительного техникума, спортсмен)
Моя проблема в том , что в мой век будут совершатся исторические события , а я могу лишь наблюдать , я же хочу в них учавствовать и хотя бы косвенно влиять на эти события .
Анастасия Лукина (Выпускница средней школы)
Немотивированность молодёжи
Stanislav Semjonov (студент магистратуры)
Так же могу предположить что молодому поколению не хватает мудрых опытных реализованых наставников.
Знаний в интернете великое множество но вот кто направит кто поможет переварить эти знания и показать как они применяются на практике а не только в теории.
Лично я предпочитаю общение с наставником нежели 10 часовой поиск непонятно чего в интернете, ведь знание на мой взгляд лучше всего передаётся от учителя к ученику.
Знаю по опыту, что многие студенты доходят до отчаяния в моем универе, от того, что просто некому подсказать, объяснить или просто дать направление.
Из за отсутствия поддержки мудрых и реализованных профессионалов, которые часто заняты бумажной волокитой, молодые ребята, которые вроде бы выбрали правильное занятие, просто заходят в тупик и часто сдаются так и не реализовав себя.
Артём Шлома
Создают громкое дело, чтобы их след остался на Земле, а потом себя валят!
Либо начинают играть в игру под названием " Синий кит"..
- режут себе руки
А потом убивают себя.
( убил себя - победил, если остался живой - проиграл )
Ну вот это - прямая речь двадцатилетних, их спонтанные ответы, которые никак и нигде не стыкуются с планами и намерениями «заботящихся» о них высокопосаженных дядь и тёть, требующих от государства «углубить», а от молодёжи – «осознать».
Суммируя все реплики моих юных друзей, выделю главную проблему, которая их объединяет и откуда растут все их тревоги и страхи:
НЕВОСТРЕБОВАННОСТЬ
Молодежь вообще и молодые специалисты – в частности оказались категорически невостребованы на современном рынке, не говоря уже о современных социальных лифтах, которые все больше и больше приобретают черты сословности.
Нельзя сказать, что работы для них вообще нет. Объявления о приёме на работу пестрят вакансиями с требованиями к соискателям быть «не старше 30 с обязательным 20-летним стажем» или с предложениями заплатить за курсы подготовки с сомнительным результатом. С грехом пополам можно устроиться на должность «подай-принеси», куда сегодня массово и устраиваются молодые специалисты, работая «свободной кассой» и уже в 20 начиная с ужасом думать, что так может пройти вся жизнь, ибо, как в анекдоте «а вот стать полковником ты уже не сможешь, потому что у генерала свой сын имеется…»
И дело даже не в том, что работы хватает на всех, но на всех не хватает зарплаты. Дело в отсутствии понятной перспективы карьерного роста «от посудомойки до шеф-повара». Нет её, этой перспективы, есть Его Величество Счастливый случай, лотерея, где главное – не знания и навыки, а умение оказаться в нужное время в нужном месте, когда жизнь превращается в компьютерную игру, этакое казино, где звук и графика обалденная, вот только Happy end от играющего зависит всё меньше.
Знаю я наизусть и песню старшего поколения:
- Надо искать и не сдаваться
- Надо понимать и упираться
- Надо отличать и отличаться…
- … И вообще они сами виноваты…
Однако при личном общении эти благие призывы в прах рассыпаются от встречных вопросов:
Кто и когда из вопрошающих лично обучал молодёжь искусству поиска истины и понимания действительности? Кто и как учил их отличать зерна от плевел и объяснял, как отличаться самому так, чтобы потом о тебе упоминали не только криминальные сводки? Кто из вас реально учил или (усугублю, ибо актуально) – выживать?
Самые заботливые и ответственные родители нанимают репетиторов и записывают детей в студии и секции, учат математике, физике, пению, игре на фортепиано и большому теннису, занимая этим своё чадо от рассвета до заката. И за всем этим хороводом не хватает времени на то, чтобы научить самостоятельно мыслить, анализировать, сопоставлять и делать выводы, а не доверять этот процесс взрослым и «ну очень авторитетным представителям экспертного сообщества»…
Когда в ответ на эти вопросы заводят шарманку про «государство должно организовать…», я начинаю активно грустить и отходить в сторону. Государство, как писал бессмертный Ильич, это аппарат насилия, перераспределяющий материальные ценности, или, другими словами – группа людей, основная функция которых – отнимать и делить. Этим они и занимаются, и вроде, слава Богу, справляются.
Построение же межличностных, корпоративных и семейных отношений для государства , то есть для власти, может быть и важный, но далеко не первый вопрос в повестке дня. Так что придется его решать самим, и чем быстрее, тем лучше, потому что уже появилась и быстро завоёвывает место под Солнцем альтернатива, представителем и лидером которой является всемирный Халифат, который точно найдёт (уже нашёл) ВСЕЙ нашей молодёжи самое незамысловатое применение, в котором будущее обещает быть ярким, фееричным, наполненным событиями и богатыми впечатлениями, но крайне коротким по продолжительностью.
Собственно - пресловутый «Синий кит» - это и есть разминка перед приходом к молодёжи «настоящих наставников», которые очень доступно и популярно расскажут как интересно и задорно можно играть в эту игру на следующем уровне…
Не хочу менторствовать на тему: «Что должно делать в этой ситуации старшее поколение?». Могу только рассказать, что делаю и собираюсь делать лично я, спинным хребтом чувствуя цивилизационную угрозу и понимая, что если я не займусь молодыми ребятами прямо сегодня, ими завтра обязательно займутся «мудрые наставники» со священной книгой в руках, название которой переводится с арабского, как «чтение вслух» или «назидание», и парой кило тротила за пазухой.
Всё началось с того, я учил своих детей сомневаться. Сомневаться тоже надо уметь, потому что сомнение - это не отрицание всего и с разбегу, не затыкание ушей и глаз, не нигилизм и солипсизм. Сомневаться надо уметь продуктивно, то есть внимательно слушать, но слушая, не принимать на всё на веру, независимо от авторитета оратора, а сверять полученную информацию с информацией из других источников, сопоставлять, анализировать и делать самостоятельные выводы.
Процесс такого обучения прост, как мычание коровы. Сначала надо авторитетно изречь какую-нибудь правдообразную глупость, а потом поинтересоваться, почему ей поверили? Одним словом, регулярно проделывать то, что мы обычно делаем всего один раз в году - 01 апреля. Это и не напряжно, и весело, и продуцирует множество встречных фантазий на эту же тему. Но самое главное – растет умение критически воспринимать полученную информацию, а это – главное.
Затем настала очередь школьных учебников, которые являются прекрасной возможностью потренировать свои навыки критического восприятия. Все мои заметки на историческую тему – это результат совместного с детьми прочтения и анализа школьного курса, где мы, нпаример, совместно хохотали над Новейшей историей Латвии, в которой беззаветно фельетонирующие национально-ушибленные историки, убеждали на голубом глазу, что два батальона школяров могут наголову разгромить 50-тысячное войско ветеранов…
Сейчас детки и их друзья подросли, и предстоит следующий – не менее ответственный, но гораздо более трудоёмкий и затратный процесс – дать им возможность самостоятельно принимать решения, нести за них ответственность и (что самое трудное), ошибаться и главное - не бояться делать ошибки. Осуществлять учебный процесс намерен через живую хозяйственную деятельность и частную инициативу, которая, слава Богу, пока еще не запрещена, хотя уже повсеместно порицается.
Была бы у меня материальный ресурс– предоставил бы возможность им самим спроектировать и построить что-нибудь крутое из разряда hi-tech, вроде летающего автомобиля, ныряющего самолета или светового меча. Но “в отсутствии гербовой, приходится писать на обычной”, и предлагать что-то, более скромное, но не менее практичное, а главное - своё собственное их первое дело.
Например мои юные коллеги, особено те, кто занимается спортом, небезразличны к проблемам здорового питания. На этой почве грех было не предложить им скооперироваться и не организовать свою собственную артель здорового питания, чем они и занимаются в настоящее время.
Конечно, для них это уравнение со всеми неизвестными, которые мы понемногу заменяем удобоваримыми определениями и значениями.
Например никто из моих молодых соратников даже не догадывался, что для того, чтобы стать фермером, совсем не обязательно переезжать из города в деревню, и даже наоборот – иногда именно находясь в городе, фермер способен получать из своей фермы наибольшую выгоду.
Необходимо было буквально на пальцах развенчивать миф про катастрофическую убыточность ЛЮБОГО агропроекта, просто предлагая посчитать разницу между ценой картошки в магазине и этой же картошкой, традиционно прилагаемой к гамбургеру.
Ну а сейчас у нас– самое интересное – переход от теории к практике, где буквально на каждом шагу – подводные камни и подземные течения, невиданные и неслыханные, потому что ни в школе, ни в ВУЗе не дают знания системно и связано, благодаря чему клиповое мышление беспрепятственно рулит и в делах, и, что гораздо печальнее – в головах.
Но ничего, преодолеваем понемногу. Со вполне измеряемыми результатами. Вот например собственноручно (с помощью лома и какой-то матери) построенный птичник, который готов к заселению этой весной, и в нашей молодежной группе идет оживленная дискуссия о том, какой породы курицы м в каком количестве будут нести достаточно яиц для экологически чистой подкормки наших спортсменов.
А тут на фото – главный проектировщик, прораб, строитель и потребитель будущей продукции – Алексей Вереденко, имеющий, кроме этого объекта в своем багаже множество других активов (черный пояс по карате, статус судьи международного класса, техник-проектировщие и прочая, прочая, прочая…) - на фото - до сдачи птичника остается еще неделя
А это – следующий его проект - план реконструкции старого здания, к реализации которого мы приступим через месяц – цех по переработке плодов и овощей в то, что молодежь больше всего уважает – соки, в которых нет химии, чипсы, в которых нет соли, и прочую сухую, креплёную и так далее - вплоть до непристойного дистиллята, продукцию.
Может ли наша молодежная бригада при этом прогореть? Да как два пальца об асфальт! И именно на этот случай у меня и припасен в рукаве план «Б», в соответствии с которым неудача – это не повод опускать руки, а наоборот - бесценный опыт, которым просто надо уметь пользоваться, и тогда точно все получится.
Научиться подниматься после падения – наука особенная и чрезвычайно востребованная, которую не преподают ни в одном ВУЗе, но которая так необходима 99% населения. Важно только не ошибиться с методами и правильно ответить на вопросы:
а) За счет чего?
б) За счет кого?
Вот в этом то месте и пригодится опора на русскую культуру с её традиционной общинной взаимопомощью, толокой и теми ста друзьями, которые дороже, чем 100 рублей и которые вряд ли придут на помощь тому, кто не держит «честное слово купеческое», без которого (в одиночку) очень легко падать, но практически нереально заново подниматься.
Вот таким образом я себе и представляю реальную работу с реальными молодыми людьми с повышением их культурного и общеобразовательного тезауруса.
А все эти диванно-кабинетные призывы «молодёжи – осознать», «государству – организовать», это точно не для меня и не надо ко мне обращаться с просьбой эту лабуду освещать и тем более пропагандировать. Мы пойдем другим путем…
Источник: Сергей Васильев