Статья Икуо Камэяма, одного из ведущих японских исследователей творчества Ф.М.Достоевского, лауреата Медали Пушкина, в недавнем прошлом ректора Токийского института иностранных языков, а с 2013 года — ректора Нагойского института иностранных языков, опубликована в сентябрьском номере ежемесячного журнала Wedge и любезно предоставлена автором Россотрудничеству через его представительство в Токио.Услышав о гибели малазийского "Боинга", я вначале впал в негодование и успокоился лишь через несколько дней. Но затем во мне проснулось сочувствие к России.
Для продвижения своей идеи "нового евразийства" президент Путин в качестве первого знакового шага провел Олимпийские игры в Сочи. И в самый разгар этого события антироссийские силы на Украине совершили государственный переворот. Украинские события Путин воспринял как предательство, и можно представить себе степень его возмущения.
Объяснимо ли присоединение Крыма к России некоей "вспышкой путинского гнева"? Запад, к которому примыкает и Япония, сразу же прилепил России ярлык "исконного экспансионизма". Но ведь это неправда. В основе российского возмущения лежит память. Страшная память войны.
Это память наполеоновского вторжения, оставившего выжженную землю, память войны с фашистской Германией, унесшей более двадцати миллионов жизней. Эта же страшная память впечатана в широкие украинские степи, куда теперь могут прийти войска НАТО. Уверен, что именно эта память и стала для российского президента основным побудительным мотивом к присоединению Крыма. В сознании россиян это лишь очевидный акт самообороны.
До японцев это не доходит только потому, что Россия проигрывает в информационной войне. Референдум о присоединении Крыма был проведен законно и честно. Однако шло немало новостных материалов, создававших впечатление о фальсификациях.
Кто на самом деле хотел спасти обанкротившуюся украинскую экономику? Никто, кроме России. Путин предложил помощь в размере 15 миллиардов долларов. Америка не собирается предложить более полутора миллиардов.
Что думают антироссийски настроенные украинцы? Они, видимо, желают смыть "печать позора". Для ультрас типа "Правого сектора" гордость важнее экономики. Они хотят "вернуться на Запад". Для них быть с Россией — это носить "клеймо страны, породившей чернобыльскую катастрофу". Иными словами, память реального страха, борется с памятью исторического позора.
Русская соборность
"Новое евразийство" Владимира Путина состоит в построении содружества, члены которого, имея хозяйственные связи, представляли бы собой и духовную общность. Чтобы это понять, нужно знать идею "всеединства", "соборности", присущую русскому менталитету. У Достоевского есть фраза: "Русские люди безгранично свободны потому, что находятся под властью неограниченного самодержавия". Между русским восприятием истории и идеей верховенства международного права имеется трагическое расхождение.
Для управления огромными пространствами Евразии требовалась огромная власть. Поэтому для России "всеединство", "соборность" — это вопрос жизни и смерти.
Думается, что нынешний "украинский вопрос" возник с распадом Советского Союза. Идеологическое противостояние закончилось полной победой Запада, то есть капиталистического лагеря. Однако по мере продвижения глобализации стало утрачиваться понятие справедливости. Глобализация благодаря информационным технологиям привела к унификации ценностей, в том числе — к тому, что извлечение наибольшей прибыли было объявлено наивысшим благом.
Советский социализм считался своего рода оплотом противостояния такой тенденции. Он был низвергнут. Но теперь везде и всюду пышным цветом расцвели идеи "собственной исключительности", эгоизма, господствует принцип "сильный ест слабого".
Путинское "новое евразийство" противостоит глобальной унификации ценностей, стремится защитить российскую идентичность. Тут и разразился "украинский кризис". Очень жаль.
Источник: РИА Новости