Вот завершился прокат в кинотеатрах России новой киноленты о войне. Действительно, это кино смогло порадовать людей, которых уже давно воротит от современной киноиндустрии, продавшейся Голливуду, с именитыми актёрами, сценаристами и режиссёрами, шоуменами, по сути, простыми творческими импотентами, от которых уже воротит всех, и которые не могут создать добротный шедевр, который понравился бы всему народу.
И вот народ, настрадавшись, собрал денег и снял фильм не о каком-то вымысле и не про каких-то несуществующих сказочных персонажей типа Бэтманов-Гусманов, а о настоящих солдатах, которые своим подвигом сами творили историю. Настоящую историю.
Скажем честно, что фильм получился на твёрдую пятёрочку. И его действительно можно было бы поставить на один уровень с шедеврами советского кино, с фильмами о войне, которые нам всем известны. Но… Но для русской культуры такое кино явно слабовато. Даже если оно выполнено на пять баллов, то кино «28 панфиловцев» не хватает жирного плюса, о котором мы постараемся легонько затронуть.
Естественно, что народ всегда сравнивает фильмы. И фильм «28 панфиловцев» можно сравнить с советским фильмом, у которого похожий сюжет. Это фильм «Аты-баты, шли солдаты…»
Сюжет похожий. 18 солдат ценою своих жизней остановили 18 немецких «Тигров». Обстоятельства похожие. Нет противотанковой артиллерии, только гранаты и ружья. А позади. А что там позади? Вот в этом и самое главное фильма, который всё-таки заслужил любовь народа. Вот в этом и есть жирный плюс:
Главные герои:
· Ефрейтор Святкин “Сват”, родом из детдома, что не может не отражаться на его личностной культуре. Пользуется авторитетом в роте, раздаёт всем клички и острит. Имеет большой боевой опыт. Попытался подчинить ротного себе, пользуясь открытостью того. Имеет годовалого сына, за которого очень переживает.
· Молодой лейтенант Игрёк Суслин “Суслик”, коммунист, честный и открытый ротный. Пытается навести порядок в роте буквально по учебнику. Влюблён. Случайно встречается со своей возлюбленной на фронте.
· Медсестра Кима. Одноклассница Суслина, влюблена в него. Комсомолка. Отслеживает судьбу всех ребят из своего класса, попавших на войну.
И так можно пройтись по всем героям фильма. Они же живые люди.
· Мл.сержант Мятников “Философ”, отдаёт два кочана капусты девочке Наташе, которая осталась сиротой из-за войны. Двое детей.
· Вано Кодеридзе. Настоящий кавалер. Показан в фильме примерным кавказцем, ценящим настоящую семью.
· Узбек Хабарбеков “Хабанера”. Вспоминает о доме, о дочери.
· Гарбузенко. Украинец старшина, переживает за солдат. В возрасте. Чувствуется опыт. Проявляет отцовскую заботу о каждом.
· Серж. Сайко. Жизнерадостный. Мечтает о патефоне.
· Крынкин. Потерял на войне всех братьев. Дома голодает мать и сестра.
· Глебов. Потрёпанный войной.
· И, конечно, девочка Валюха.
И так можно про каждого. Фильм «Аты-баты, шли солдаты…» снят в лучших традициях советского кино, где основная сюжетная линия не вырвана из жизни, а сам бой занимает последние несколько минут всего фильма. В фильме присутствует Любовь и ненависть, подвиг, честь, ответственность. Словом, человечность во всех её проявлениях. Чего только стоит сцена, где ротный отчитывает своих солдат и пробуждает в них совесть «Мне стыдно за вас, ребята!» Или сцена вечерней прогулки Кимы и Игоря. Или их прощание перед боем.
Фильм показывает жизнь. Жизнь во время войны. Ведь во время войны жизнь не останавливается. Как живёт солдат? О чём он думает на войне? Что его побуждает совершать подвиги? Ведь так просто войны не бывает. И не так просто люди оказываются на войне, да в таких условиях, где вынуждены расставаться с жизнью. О чём они думают?
И этими вопросами мы, современные люди, до сих пор задаёмся. Нам до сих пор не понятны те чувства, которые испытывали солдаты во время войны. И они не рассказывали об этом. А что рассказывать?
Эпоха предвоенных лет очень сложна. Прошло 24 года после смены идеологий. Ещё вчера царская Россия была христианской, а уже сегодня официально Советский Союз провозгласил материалистический атеизм. И жизнь простого народа стала улучшаться. Новая власть даёт образование, начинает индустриализацию, отбирает землю у паразитов, капиталистов и попов, объявляет коллективизацию. В стране вырисовывается будущее. Каждый человек ощущает своё участие в общем народном деле. А кто во главе страны? Такие же простые люди, выходцы из простонародья. Авторитеты, которые заслужили доверие от народа и выстраивают курс материалистического атеизма к светлому будущему.
И вот война. Случайно ли? Ведь советское правительство всеми силами старалось не допустить этой войны. Но не получилось.
И вот война. Случайно ли рота солдат оказывается в том месте, где ей суждено погибнуть при защите простого села? Случайно ли солдат оказывается на том перекрёсточке, который должен удерживать, пока его товарищи отойдут? Испытывает он страх при этом? И кто может сказать, что тоже смог бы на его месте совершить этот же поступок? Не побежит. Не струсит.
Вся родословная, весь опыт жизни, всё духовное наследие солдата, вся его жизнь сошлись на этом перекрёстке. Все обстоятельства сошлись именно в это время в одну точку. Туда, где тот самый простой солдат, выбранный судьбой, вершит историю. Куда ему бежать, если он для этого здесь оказался? Это же его миссия. Его частичка, участие в нечто большом. И он здесь нужен. Он сделает всё, как нужно. Не ошибётся, не убежит и не промажет. Его рука не дрогнет. У него не будет сомнений. Он будет стоять насмерть. Он знает, зачем он здесь.
Такие вещи словами не передать, потому и рассказывать нечего. Кому?
А разве только панфиловцы были такими? Сколько подвигов мы ещё не знаем? И вот появляется фильм о знаменитой дивизии с очень символичной сценой, где фашистский танк закапывает в окопе раненого солдата с гранатой в руке. Товарищи это видят и отвлекают танк на себя. Когда танк начинает двигаться на них, то из засыпанного окопа вылезает панфиловец и подрывает танк сзади.
Подвиг панфиловцев “отрыт”, и наступает время подорвать фашистский кинематограф. И здесь важно понять, что мы до сих пор находимся на войне. Только война сейчас идёт информационная. Следовательно, мы все – войны шальные дети, и каждый из нас надломлен этой войной по-своему. А чтобы победить в этой войне, нам нужно опять вспомнить, что русский человек не бывает нерелигиозным, аполитичным и вырванным из жизни, толерантным. И если создатели фильма ведутся на политическую толерантность и стыдятся того, что у советского периода была своя политика, религия, свои лидеры, что и сейчас простой народ, хоть и безмолвно, думает также, то настоящую жизнь они не покажут никогда – просто не смогут. Значит, жирного плюса ставить не за что.
«Мы – русские, какой восторг!» - Суворов А. В.
Настоящая суворовская тактика и понимание войны, как части нашей жизни прекрасно описаны Александром Альфредовичем Беком в книге «Волоколамское шоссе». Эта книга во время войны выходила отдельными статьями, которые зачитывались солдаты в окопах. Она написана про генерала Ивана Васильевича Панфилова и про его размышления о солдате, о его личностном развитии и самостоятельности, о воспитании мужества в солдате, об ответственности и Любви к Родине.
Книга написана со слов командира батальона Баурджана Момыш-Улы, входившего в состав знаменитой панфиловской дивизии.
17 ноября 1941 года 316-ой стрелковой дивизии за стойкость и мужество, проявленные в боях за Волоколамск, присвоили наименование 8-ой гвардейской. Генерал Панфилов распорядился зачитать приказ наркома обороны во всех полках. А через несколько часов генерал погиб под миномётным обстрелом. После смерти генерала дивизии было присвоено имя её погибшего командира.
Примечательно, что Панфилов сделал из своих солдат гвардейцев. Он, оставаясь верным традициям воспитания в людях ответственности, сумел показать всем направление их собственного развития, как самостоятельных личностей, даже в условиях войны – главное оружие русских. И, видимо, его жизненная миссия на этом была закончена.
«Придет время, когда немцы будут перенимать наш опыт отступательных боев, приемы, которые мы вырабатывали. Но вот этому… — Панфилов еще раз провел на полях карандашом, — этому гитлеровская машина не научится. Педантичное исполнение — это ее заповедь. Лучше остаться в бездействии, чем проявить инициативу. А мы…
С воли донесся конский топот. По-видимому, кошевка генерала вернулась. Панфилов, взглянув в окно, докончил фразу: — …мы выросли в традициях инициативы. Для нас инициатива — это… — он повертел пальцем, подыскивая слово, — это… Ну, вы меня понимаете!»
Сам же Панфилов являет собой символ бесстрашия. На чём формировался этот символ? На простых вещах: без своей миссии жить не будешь, а раньше окончания миссии не умрёшь. Именно поэтому генерал не боялся смерти. Последние же слова его «Я буду жить» он сказал, прежде всего, о деле всей своей жизни.
Солдаты, воспитанники генерала Панфилова, стали гвардейцами. Генерал погиб. Но судьба комбата Момыш-Улы сложилась таким образом, чтобы тот смог проникнуться идеями генерала, выделить их из тех нелёгких событий, не навязывая, донести до нас опыт солдат, из которых генерал воспитывал настоящих человеков.
Согласитесь, что задачу, которую поставил перед собой Панфилов, даже для нашего современного общества нелёгкая. Чего уж говорить о ХХ-ом веке, вдобавок с войной и материалистическим атеизмом. И суметь её понять и передать словами крайне сложно. Потому появилась целая книга, которая посвящена только одному вопросу: как воспитать человека?
«— Иван Васильевич Панфилов, — продолжал я, — был очень человечным, чутким к человеку. Он уважал солдата, постоянно напоминал нам, командирам, что исход боя решает солдат, напоминал, что самое грозное оружие в бою — душа солдата. На этом Панфилов и основал свое новаторство в тактике оборонительной битвы. Он ушел от нас, изведав высшее счастье творца. Его новая тактика была испытана таранными ударами врага и выдержала эти удары. Он исполнил дело своей жизни. Находясь близко к очагам боя, он незримо касался рукой плеча командиров, удерживал войска от преждевременного отхода. И если сейчас, на пятые сутки немецкого наступления, нам, нашей дивизии, принадлежит вот эта дорога, вот это поле, этот рубеж и дивизия по-прежнему грозна, то этим мы обязаны ему, Ивану Васильевичу Панфилову. Он был генералом разума, генералом расчета, генералом хладнокровия, стойкости, генералом реальности.
Я перевел дыхание — оно вылетело изо рта белым парком, — подумал. Напряженно подумал, еще не удовлетворенный своим словом. И продолжал:
— По рождению, по воспитанию, по натуре он был глубоко русским человеком. Знал и любил прошлое и настоящее русского народа, гордился его славными сынами, творениями, делами. И уважал все другие народы.»
Момыш-Улы
30 декабря 2016
Социальный проект «Сибирь»
Читайте также по теме: Фильм "28 панфиловцев": полуправда — это ложь