Аналитика КОБ

23 декбаря 2015 года под председательством Владимира Путина в Кремле состоялось заседание Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации. Хотя вопросы смены образовательных стандартов на нём не ставились, но сам Госсовет отличался явной нацеленностью на активизацию деятельности регионов по совершенствованию системы образования. Регионам дали явный сигнал — действуйте!

Будущее образования — во взаимодействии школы, региональных властей, предпринимателей и общественников

Выступление Владимира Владимировича Путина было лаконичным и сдержанным. Он открывал Госсовет, поэтому обозначил главные задачи в общих чертах:

Мы должны учитывать тенденции глобального развития, а это практически взрывное развитие технологий и переход к новому технологическому укладу. И школа тоже должна идти в ногу со временем, а где‑то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстро меняющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить. Для этого нужен эффективный механизм постоянного обновления содержания общего образования.

Действительно, сегодня, вследствие смены логики социального поведения, вызванного действием Закона времени необходимо постоянно обновлять свои знания. Это приводит к тому, что более ценными становятся не сами факты, а — методология познания окружающего мира и творчества.

Госсовет по вопросам совершенствования системы общего образования.

На первый план в мышлении людей выходят методы обучения себя и других, быстрого усвоения, сортировки и отбора фактов, способности в короткие сроки войти в любую предметную область и прочие знания и главное — навыки, умения. Этот процесс смены логики поведения людей длительный, но всё же первая ответственность лежит на тех, кто занимается обучением, поскольку «войны выигрывают учителя», что особо подчеркнул Владимир Пути в своём выступлении:

Во все времена в основе качественного школьного образования лежала работа учителя. Сегодня требования к этой профессии многократно возрастают. Создание достойной мотивации для учителей, условий для их постоянного самосовершенствования, для повышения квалификации сегодня становятся ключевым фактором развития всей системы общего образования. В этой связи предлагаю создать общенациональную систему профессионального роста учителей.

Вообще говоря, такая система постоянного, в течение всей жизни, повышения квалификации среди взрослых нужна по всей России, а не только в сфере подготовки учителей.

Госсовет по вопросам совершенствования системы общего образования.

К делу реализации таких серьёзных шагов необходимо привлекать внимание всех заинтересованных, общественности и особый сигнал был дан предпринимателям:

Если предприниматель мыслит на перспективу, формирует долгосрочную стратегию развития, он должен активно взаимодействовать со школой. Это не только вложение средств в строительство новых учреждений, хотя и это очень важно. Кстати говоря, у нас есть очень хорошие примеры, когда бизнес вкладывает деньги в развитие школьного дела, в строительство школ, в оборудование школ в Москве, в других регионах. Я хочу воспользоваться случаем, я знаю многих таких людей лично, хочу их всех за это поблагодарить. Надеюсь, что они на этом останавливаться не будут, а другие их коллеги из бизнеса будут присоединяться к такому движению. Но этого тоже недостаточно. Нужно рассказывать о предприятиях, создавать лаборатории, организовывать кружки и факультативные занятия, создавать учебно-воспитательные комплексы.

Явный призыв к предпринимателям — включиться в дело просвещения молодёжи, организации их досуга, который не только уводил их с улиц и от экранов дома, но и помогал самим предпринимателям найти свои будущие кадры. Был дан подобный же сигнал и региональным властям:

Я предлагаю нашим деловым объединениям совместно с регионами подумать об организации взаимодействия со школами на системной основе.

Причём, как мы увидим из выступления следующего докладчика, это не просто сигнал — это фактически наказ региональным властям проявлять инициативу в деле формирования образовательной среды региона.

Отметим, что тема управления образовательной средой региона посредством самых разных инструментов, развёрнутая в докладе Владимира Миклушевского, была обозначена и Владимиром Путиным:

И конечно, неотъемлемой частью современной образовательной среды должны стать музеи, театры, библиотеки, общественные проекты в сфере патриотического воспитания, различные движения волонтёров.

Наказы региональным властям

Владимир Владимирович Миклушевский, губернатор Приморского края, выступал сразу после Путина, перед министром образования, что является очевидным сигналом для регионов — ваши действия сейчас важнее, чем действия министерства образования, без вас никакого реформирования наиболее консервативного (после науки) общественного института — не будет! И весь его доклад сосредоточился именно на этом — призывах к региональным властям проявлять инициативу, которую можно было бы спокойно, без шоу и похлапывания по плечам, поддержать «сверху»:

Позвольте предложить несколько тезисов о содержательной деятельности региональных властей в сфере образования. Здесь важно отметить, что анализ, проведённый экспертами рабочей группы, показывает, что качество школьного образования в регионе зависит не столько от доходов региона, сколько от продуманной политики в сфере образования, науки и культуры, от приоритетов управления.

Действительно, правильно расставленные по приоритетам и хорошо сформулированные цели управления — уже половина дела по их достижению. Как с пониманием приоритетов управления обстоят дела в регионах? Освоили ли они необходимые управленческие знания, владеют ли ими и в теории и на практике?

Госсовет по вопросам совершенствования системы общего образования.

Далее Владимир Владимирович Миклушевский указывает на причину, по которой у министерства образования нет никакой возможности совершить реформирование системы образования сверху:

Важнейший тезис — образование и воспитание не может ограничиваться школой. Сегодня и обучение, и воспитание происходит и в школе, и в организациях культуры и спорта, и просто в городской среде. Это требует от местных и региональных властей непривычной и сложной работы по координации разных сфер, в которых развиваются наши дети.

Действительно, министерству образования совершенно не видно всех тех нюансов, которые есть на местах, не видно и тех возможностей взаимодействия с бизнесом, общественными организациями в деле решения вопросов выстраивания гармоничной образовательной среды. А вот на местах, в регионе — это всё ощущается очень хорошо. Однако, в регионах очень боятся что-то сделать в инициативном порядке, поскольку было время, когда происходила определённая централизация власти, что помогло выстроить достаточно строгую систему взаимодействия «федеральный центр — регионы», но породило эту боязнь «напортачить». Сейчас ситуация изменилась и от регионов ждут инициатив, что ярко иллюстрируют выступления Владимира Владимировича Путина и Владимира Владимировича Миклушевского. И одна из самых востребованных инициатив — это действующий пилотный проект комплексного научно-образовательного и социо-культурного центра:

До сих пор в большинстве регионов и муниципалитетов не удаётся выйти за призывы к межведомственной координации, реализовать на деле сетевое взаимодействие. Нам, к сожалению, не удалось пока массово реализовать в сельской местности, как мы того хотели, модель социально-культурного центра, в котором выполняются функции и школы, и библиотеки, и дома культуры, и спортивного комплекса.

Республика Карелия могла бы реализовать такого рода пилотную модель ещё в 2014 году, если бы руководство региона смогло бы скоординировать деятельность нескольких министерств в общем русле запуска такого рода проекта. Концепцию такого проекта Информационно-аналитичесуий центр презентовал ещё в апреле того года. И именно эту проблему отметил в своём выступлении Миклушевский и горячо призвал региональные власти проявлять политическую волю в этом вопросе:

Но если мы не решим вопросы эффективного межведомственного взаимодействия, то велики риски и снижения эффективности, и недостаточного развития сферы воспитания. Считаю, что руководители региональных и муниципальных систем образования должны взять на себя непосредственную ответственность за такое взаимодействие и научиться управлять образовательной средой своего региона, города или посёлка.

Далее он указал на то, что бизнес сообщество могло бы помогать выстраивать эффективную образовательную среду, в том числе и с целью подготовки кадров под свои перспективные нужды. Хотя следующие слова были отнесены докладчиком к директорам, их смело можно адресовать вообще в целом всей нашей системе образования:

Безусловно, для решения таких сложных задач в системе образования нужны не только хорошие учителя, но и хорошие управленцы — самостоятельные, предприимчивые, настоящие лидеры, умеющие работать и с детьми, и со взрослым населением, создавать и реализовывать программы развития.

При этом он ещё раз заострил внимание на том, что задачу подготовки управленцев и формирование целостной образовательной среды необходимо решать в инициативном порядке внутри самих регионов без «отмашки сверху».

Я считаю, эту ситуацию надо менять оперативно, иначе мы не справимся с новыми сложными задачами, где нужны лидерские качества, которые невозможно решить по инструкции из Минобрнауки; и считаю, что регионы должны это сделать своим приоритетом.

Откуда управленцы берутся?

Если посмотреть, откуда, собственно говоря, берутся эти самые управленческие кадры, то можно построить определённую модель этого процесса и проследить такую последовательность: культура, доминирующая в обществе порождает определённую науку, призванную дать обществу ответы для решения проблем и кризисов, а также обеспечить необходимым информационным обеспечением для управления; на основе системы научных знаний формируются образовательные стандарты для различных уровней образования (среднего, высшего и т.д.); продуктом системы образования являются в том числе и различного уровня и профиля управленческие кадры. Они, в свою очередь, через своё мировоззрение и Идеи должны сформировать Новую культуру, которая будет лучше и качественнее предыдущей, а значит будет начинать новый виток на спирали развития. Таким образом будет достигаться устойчивое развитие общества в преемственности поколений.

Госсовет образования

Все эти общественные институты должны быть направлены на решение проблем общества и обеспечение его устойчивого развития. И если на выходе общество не получает необходимое количество управленцев, а проблемы не только не решаются, но и усугубляются, то нужно ставить вопрос:

Адекватна ли жизни и потребностям общества та наука (в первую очередь гуманитарные её отрасли, такие как социология, экономика и т.д.), на основе информационного обеспечения которой готовятся в системе образования управленцы?

И Владимир Владимирович Миклушевский отметил, что необходимо менять не только формы, но и содержание образования для учителей:

Нам нужны совершенно новые формы и содержание профессионального развития учителей, которые помогут им в большей степени стать наставниками, проводниками в мире знаний, чем просто предметниками.

От себя добавим, что проблема смены содержания образовательных стандартов назрела уже давно, как мы отмечали ранее, Владимир Путин обозначил эту проблему ещё в 2012 году в своей программной статье:

…надо навести элементарный порядок в системе высшего образования. На рынке существует большое количество вузов (в том числе государственных), которые прямо нарушают право человека на получение добротных знаний. Рособрнадзор действует в этом отношении неэффективно. Предлагаю в 2012 — 2014 гг. силами наших ведущих университетов с привлечением ученых РАН и международных экспертов провести аудит всех образовательных программ высшего профессионального образования. В первую очередь — по экономике, юриспруденции, управлению, социологии (статья Путина — «КП»: Строительство справедливости. Социальная политика для Россииhttp://www.kp.ru/daily/3759/2807793/).

Заключение

Следует констатировать, что поставленная Владимиром Путиным перед министерством образования задача не только не решена, но даже и не осознаётся деятелями от образования как проблема. В то время как Япония отказывается от государственного финансирования преподавания некоторых гуманитарных дисциплин, наши «товарищи» даже не могут осознать губительность для дальнейшего развития преподавания западных «экономикс», «социолажи», «файлософи», «псайхолажи» и пр. Поскольку для многих из них до сих пор — «Запад нам поможет». Конечно поможет, поможет стать такими, какими будет выгодно ему и его хозяевам.

Нам оно надо?

Нет. Поэтому необходимо проявлять инициативу на местах, вкладываться в будущее (а дети и молодёжь — несомненно наше будущее) и своими силами реализовывать насущно необходимые проекты. Федеральный центр будет поддерживать только те проекты, которые работают и имеют реальные перспективы.

И такие проекты у Карелии есть.

Источник: inance.ru

Чтобы быть в курсе текущих событий и аналитики, используйте Новостную ленту

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 19.11: 5 971 руб.
Поддержали проект: 12 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также