Во время своего выступления в ООН Владимир Путин затронул экономический аспект нынешней глобализации, указав, что строить необходимо прозрачные и понятные правила глобальной политики, а не устраивать «междусобойчики»:
Ряд стран пошли по пути закрытых эксклюзивных экономических объединений, причём переговоры об их создании идут кулуарно, втайне и от собственных граждан, от собственных деловых кругов, общественности, и от других стран. Другие государства, чьи интересы могут быть затронуты, также ни о чём не информируются. Вероятно, всех нас хотят поставить перед фактом, что правила игры переписаны, и переписаны опять в угоду узкого круга избранных, причём без участия ВТО. Это чревато полной разбалансировкой торговой системы, раздроблением глобального экономического пространства.
Итак, Президент России коснулся вопроса создания закрытых экономических структур в нарушение правил Всемирной Торговой Организации (ВТО). К чему может привести такая односторонняя политика некоторых стран и какова альтернатива?
Прежде рассмотрим, что такое ВТО.
Что такое ВТО?
Какова организационно-правовая основа ВТО?
В современном мире государственное регулирование национальной экономики осуществляется в рамках общемировых надгосударственных регулирующих институтов.
В настоящее время глобальное регулирующее воздействие на национальную экономику оказывает Всемирная торговая организация.
Всемирная торговая организация была основана в 1995 году. Она является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключённого в 1947 году. Система ГАТТ развивалась в процессе проведения серий торговых переговоров (раундов). В первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие, как антидемпинг и нетарифные меры. Последний так называемый «Уругвайский раунд» привел к подписанию 15 апреля 1994 года в Марракеше заключительного акта о создании ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был адаптирован к современному этапу развития международного бизнеса. Кроме того, система ГАТТ, будучи фактически международной организацией, формально таковой не являлась. ВТО же получила юридический статус специализированного учреждения системы ООН.
ВТО — это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами.
ВТО обычно воспринимается как механизм либерализации тарифов, однако это ограниченный подход.
У ВТО несколько задач и функций. Это форум не только для обсуждения либерализации тарифов, но и для выработки правил торговли и создания системы разрешения споров для государств — членов организации. Ещё одна недооцененная роль ВТО состоит в том, чтобы на взаимной основе анализировать торговую политику и помогать странам в критические моменты осуществления их торговой политики. Необходимо оценивать эту организацию как нормотворческий орган, действующий на многосторонней основе и, таким образом, создающий обстановку правовой определённости и стабильности для торговых партнёров.
Но выполняет ли ВТО в полной мере свою роль — вот тут возникает вопрос, так как в нарушение международных правил ВТО США и ряд других государств создают торгово-экономические блоки, навязывая другим странам свою торговую политику.
Создаваемые Вашингтоном экономические блоки угрожают интересам Китая и России
В выступлении на заседании Генеральной Ассамблеи ООН 28 сентября Президент В.В.Путин подверг критике «растущий экономический эгоизм» неназванных стран, которые «пошли по пути закрытых эксклюзивных экономических объединений», осудил их стремление вести переговоры о создании таких объединений «кулуарно, втайне и от собственных граждан, от собственных деловых кругов, общественности, и от других стран». Российский лидер высказал обеспокоенность тем, что правила игры в мировой экономике могут быть «переписаны опять в угоду узкого круга избранных, причём без участия ВТО». Это чревато «полной разбалансировкой торговой системы, раздроблением глобального экономического пространства».
Мало кто понял тогда, о чём говорил Президент (некоторые политологи из числа сторонников конспирологии вспомнили о Бильдербергском и Римском клубах, а некоторые даже о масонских ложах). Мало кто связал его слова с американской идеей создания двух гигантских экономических блоков — Трансатлантического партнёрства по торговле и инвестициям (Transatlantic Trade and Investment Partnership, TTIP) и Транстихоокеанского партнерства (Trans-Pacific Partnership, TPP). Это и понятно. Многие уже забыли об этих инициативах США: ведь переговоры о создании указанных экономических блоков шли долго и трудно (о TTIP — с июля 2013 года, а о TPP — с февраля 2008 года), причём по требованию США стороны соблюдали режим строжайшей секретности. Не было ни малейших внешних признаков того, что на переговорах наметился хоть какой-то прогресс, и они близки к завершению.
Но вот прошла всего неделя после выступления Президента, и всё встало на свои места. Стало понятно, что В.В.Путин, как и положено любому руководителю государства, информирован гораздо лучше политологов-конспирологов, взятых вместе и по отдельности.
Западные СМИ 5 октября сообщили, что в Атланте (США) представители 12 стран (США, Япония, Мексика, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Перу, Чили, Вьетнам, Малайзия, Бруней и Сингапур), завершив семилетние переговоры, наконец, подписали соглашение о создании Транстихоокеанского партнёрства.
Переговоры о создании Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства, в которых участвуют США и ЕС, продолжаются, и пока ясности в вопросе об их завершении нет.
Каковы геополитические последствия данного соглашения?
Первое. Это попытка усиления США в обход ВТО, которое стало использоваться незападными участниками в своих интересах.
Америка последовательно реализует стратегию латентной конкуренции с набирающим силу Китаем. Можно было бы предложить, что по факту происходит передел сфер влияния, когда США устанавливают более тесные связи с Тихоокеанским регионом, а Китай упрочивает свое положение в Европе через проект Нового Шелкового пути, который будет тянуться к европейским границам. Но в этой логике рассуждений есть свои уязвимые места. Президент США открыто заявил, что
мы не можем позволить странам вроде Китая писать правила глобальной экономики. Мы должны писать эти правила, открывая новые рынки для американской продукции.
США не намерены отказываться от европейского вектора и в ближайшее время вероятнее всего смогут заключить Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство — соглашение о свободной торговли между США и ЕС. За рамками этой системы останется соответственно Россия, число торговых партнеров которой по мере роста подобных зон свободной торговли будет только сокращаться
Второе. Это новый виток выстраивания глобальной системы, подчиненной интересам США. Эта система состоит из крупных структур — зон свободной торговли, в которых доминирующее положение занимают Штаты.
Заметки на полях
В Тихоокеанском регионе удалось заключить соглашение, к которому присоединились, помимо Штатов, 11 государств — Канада, Мексика в Северной Америке, Перу и Чили в Южной, Япония, Малайзия, Бруней, Сингапур и Вьетнам в Азии, Австралия и Новая Зеландия. О намерении стать членами также заявили Филиппины и Южная Корея. На этот союз по оценкам приходится около 40% мировой торговли. В ближайшей перспективе — заключение торгового соглашения с крупнейшим мировым игроком — ЕС. Трансатлантический альянс, таким образом, станет последней картой в мировой игре за ресурсы.
Выработка соглашения запланирована на 2015 год, после этого в течение полутора лет оно должно быть одобрено Европарламентом и национальными парламентами подписавших его стран. В проект также будут включены Канада, Мексика, Швейцария, Лихтенштейн, Норвегия и Исландия, а также страны-кандидаты в члены ЕС. В Европе нарастает тревога относительно соглашения: уже прошли всеевропейские акции протеста в Мадриде, Мюнхене и Берлине. Основное опасение противников соглашения заключается в том, что оно нарушит стандарты в области экологии, права и трудовой занятости в Европе. В октябре этого года в Берлине прошла крупнейшая демонстрация, в которой приняли участие 150 тысяч человек.
Успешное завершение переговоров 5 октября означает, что крупнейшие торговые потоки будут осуществляться не на основе правил Всемирной торговой организации, она как структура продолжит обслуживать интересы Запада в отношении периферийных государств, участвующих в организации со своей сырьевой экономикой и превращенные тем самым в придаток, а через систему условий, за которыми будут стоять Штаты.
Вашингтон последовательно выстраивает американоцентричную структуру мировой торговли.
Третье. Это стремление США снизить конкуренцию в Азии. И здесь именно этот механизм становится особенно актуальным, поскольку Транстихоокеанское соглашение нацелено даже не столько на торговые тарифы, сколько на правовую охрану интеллектуальных прав, которая ранее в регионе жестко не регламентировалась. Ужесточение регулирования под стандарты США сыграет в сторону повышения конкурентных преимуществ, в первую очередь, Америки.
Каковы последствия от принятых соглашений для стран Тихоокеанского региона?
Создание ТРР затруднит китайский экспорт, поскольку в Китае в различных секторах экономики преобладают государственные предприятия, а против них предполагается использовать антимонопольные статьи соглашения о ТРР, а также положения, регламентирующие государственные субсидии и правила слияний и поглощений в корпоративном секторе.
Одна из опасностей состоит в том, что ТРР образует своеобразное кольцо по периметру границ Китая: в новый экономический блок входят ближайшие соседи Пекина, а также те страны, с которыми у Китая наиболее развитые торгово-экономические связи — Япония, США, Австралия, Сингапур, Малайзия. При этом с тремя странами-членами ТРР у Китая есть территориальные поры: с Японией (острова Сэнкаку), Вьетнамом и Малайзией (архипелаг Спратли в Южно-китайском море).
Можно только гадать, какова будет реакция Китая, если в будущем к ТРР присоединится Южная Корея, Тайвань, а также оставшиеся государства АСЕАН, и КНР по существу окажется в «окружении» противоборствующей экономической группировки. Новейшая история российско-украинских отношений показывает, к чему может привести резкая переориентация внешних связей одним из ближайших в географическом и экономическом плане партнеров.
Можно также предположить, что произойдет, если Япония, Вьетнам или Малайзия при содействии американских ТНК и поддержке партнеров по ТРР, решат провести разведку на нефть или газ в районе спорных островов.
Немаловажно, что в соглашении о ТРР просматривается сильная политическая составляющая. Например, соглашение распространяется на сферу трудовых отношений, и в соответствии с принятыми обязательствами Малайзия и Вьетнам согласились разрешить образование независимых профсоюзов. Из истории Польши периода 80-х годов прошлого века хорошо известно, что в определенных условиях именно независимые профсоюзы формируют основу для политической оппозиции и становятся тем тараном, который сметает легитимную власть. Соглашение также предусматривает свободный доступ к интернету, который, как правило, активно используется оппозиционными силами для организации антиправительственных выступлений.
Иначе говоря, нельзя исключать, что соглашение о ТРР через какое-то время может спровоцировать цветные революции в странах по периметру границ Китая со всеми вытекающими последствиями для внутриполитической стабильности и безопасности Поднебесной.
Но американцы не ограничиваются созданием TTIP и TPP. Сайт WikiLeaks опубликовал 17 секретных документов американского Госдепартамента. В них говорится, что параллельно с TTIP и TPP 23 страны, включая США, ЕС, Турцию, Мексику, Канаду, Австралию, Пакистан, Тайвань и Израиль, ведут секретные переговоры о заключении соглашения о торговле услугами (Trade in Services Agremeent, TiSA). Через механизм TiSA США ставят цель дальнейшей либерализации глобальных рынков в сфере услуг, которая составляет львиную долю экономики западных стран (в США — 80% ВВП), и даже во многих развивающихся странах на нее приходится более 50% ВВП.
По данным WikiLeaks, переговоры о TiSA сконцентрированы прежде всего на вопросах либерализации мирового рынка финансовых услуг, где безраздельно господствуют американские банки, рейтинговые, брокерские, аудиторские, консалтинговые и страховые компании, пенсионные фонды, компании электронных межбанковских расчетов, международные платежные системы, а также структуры т.н. «теневого банкинга» (небанковские финансовые посредники) — фонды денежного рынка, финансовые корпорации, трастовые компании, инвестиционные фонды, компании, специализирующиеся на инвестициях в недвижимость, хедж-фонды и др. В документах госдепартамента говорится, что ослабление государственного регулирования глобального рынка финансовых услуг дало бы Западу огромные преимущества в экономическом противоборстве с Китаем и группой БРИКС в целом, а также с другими развивающимися странами.
Как данное соглашение затрагивает Россию?
Понятно, что в силу ограниченных масштабов экономики и преимущественно сырьевой структуры экспорта создание блока TPP, а также переговоры о TTIP и TiSA затрагивают интересы России в меньшей степени, чем интересы Китая. Тем не менее, и для нас возможны определённые негативные последствия.
Главное состоит в том, что Россия вновь будет отстранена от принятия решений о правилах организации мировой торговли и в целом международных экономических связей. Обесценятся результаты наших восемнадцатилетних напряжённых переговоров о вступлении в ВТО, поскольку значение этой организации после создания трёх перечисленных блоков упадёт.
США попытаются использовать TPP и TTIP для дальнейшей изоляции России, втягивая в новые экономические блоки партнёров по СНГ и разрушая наши собственные проекты экономической интеграции на постсоветском пространстве. По сообщениям СМИ, во время одного из визитов на Украину заместитель Госсекретаря США Виктория Нуланд обсуждала возможность «тесного сотрудничества» Украины с TTIP после создания этого блока. Следующим объектом американских усилий по расширению состава Трансатлантического торгово-инвестиционного партнёрства и «поддержке демократии» на постсоветском пространстве может стать Белоруссия или какое-то другое государство-член Евразийского экономического союза.
Поскольку Евросоюз пока остаётся главным рынком сбыта для многих российских производителей, радикальные изменения тарифно-таможенного режима после образования TTIP неизбежно скажутся на нашей торговле и инвестиционном сотрудничестве с европейскими странами.
Что касается Транстихоокеанского партнерства, то сырьевой характер российского экспорта в АТР, казалось бы, не даёт основания опасаться какой-либо угрозы для наших торгово-экономических связей. В то же время Малайзия и Вьетнам являются важными рынками для российских вооружений и военной техники. Поэтому требует тщательного изучения вопрос о том, как повлияет соглашение о ТРР на характер и масштабы военно-технического сотрудничества России с этими странами.
Наконец, судя по всему, американцы намерены втягивать в ТРР Индию, а эта страна является нашим партнером по группе БРИКС и главным рынком для российской высокотехнологичной промышленности: оборонной, космической и атомного энергетического машиностроения.
Наш возможный ответ на «экономическое наступление» США в общем ясен
Высказываемые в некоторых либеральных СМИ предложения присоединиться к TPP, а впоследствии и к TTIP, не выдерживают никакой критики.
Во-первых, нас туда никто не зовёт и вряд ли позовёт в обозримой перспективе с учётом нынешнего состояния отношений с США и другими странами Запада. Можно, конечно, на коленях приползти в Вашингтон с нижайшей просьбой, получив в ответ плевок в лицо и испытав в очередной раз унижение, но этой каши наша страна за последние 24 года нахлебалась вдоволь и вряд ли захочет хлебнуть ещё.
Во-вторых, даже если украинский кризис будет урегулирован на взаимоприемлемых условиях, и отношения с Западом нормализуются, мы сможем вступить в эти блоки только на тех условиях, которые выработаны без нас. Это означает, что Россия вновь, как это было в 90-е годы прошлого столетия, из субъекта глобальной политики, превратится в объект этой самой политики, т.е. по существу утратит суверенитет. И наконец, попытка сепаратно вступить в эти экономические блоки означала бы крушение наших отношений стратегического партнёрства с Китаем, а также деградацию группы БРИКС, которая стала надёжной опорой России в современном мире.
Поэтому выбор у нас небольшой. Это — продолжение курса на интеграцию с партнёрами по БРИКС и Евразийскому экономическому союзу, реализация договорённости о сопряжении Евразийского экономического союза с китайским проектом «Экономического пояса Шелкового пути», укрепление Нового банка развития, Пула условных валютных резервов, а также Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, т.е. финансовых институтов, параллельных тем, которые действуют под контролем США (МВФ, ВБ, Азиатского банка).
Но главное состоит в том, что «поворот на Восток» во внешнеэкономической политике нужно дополнить столь же радикальными изменениями во внутриэкономической политике, отказавшись от тупиковой неолиберальной модели, которая сводится к наращиванию добычи и экспорта сырья, пассивному ожиданию повышения мировых цен на нефть и надеждам на возобновление доступа к западным кредитам. Именно эта политика, дополненная действием западных санкций, завела нашу экономику в системный кризис. Если мы не начнем структурные реформы, то Россия обречена на медленное увядание и постепенную утрату суверенитета, и когда-нибудь все-таки будет вынуждена приползти в Вашингтон на коленях и просить «старшего брата» принять нас в ТРР, TTIP, TiSA или ещё куда-нибудь, в надежде на подачки, как сейчас ползут и просят наши бывшие единокровные братья из Киева.
Заключение
Если Россия хочет оставаться субъектом глобальной политики, то дальнейшее развитие БРИКС и различных интеграционных проектов упрётся в необходимость подниматься с только экономического уровня взаимодействия на более высокие — в первую очередь — на мировоззренческий, поскольку только с него можно выработать принципиально альтернативные правила технологической и экономической жизни, которые бы устроили всех. Пока Россия и Восток интегрируются на экономическом уровне они будут заложниками алгоритмов интеграции, разработанных не ими, нужно создавать свои принципы.
Наши партнёры из «Новой Молодёжной Политики» в начале декабря 2014 года представили в Брюсселе новые правила экономической политики для мира — «Санкт-Петербургский Консенсус» (http://newyouthpolicy.org/ru/articles-ru/258-spb-consensus-rus), который отражает мировоззреческий подход в выработке правил экономического общежития.
Кратко принципы «Санкт-Петербургского консенсуса», альтернативного «Вашингтонскому», можно описать так:
Основная цель функционирования экономики — это гарантированное удовлетворение жизненных потребностей людей и общественных институтов биосферно-безопасным способом в преемственности поколений. Достигается она управлением набором контрольных параметров, которые в «Вашингтонском консенсусе» по оглашению предоставлены «рынку».
Концепция устойчивого развития на основе стратегии рас-селения на принципах ландшафтно-усадебной урбанизации — ядро методологии достижения основной цели функционирования экономики. Необходимо переходить от безудержного перемалывания ресурсов на основе увеличения численности городов (мегаполисной урбанизации) к рациональному землепользованию и комплексному освоению территорий. А для реализации этой концепции необходимо изменить монетаристский подход на альтернативный ему.
Организационно-технологический подход вместо финансово-счётного, когда во главе угла — учёт и планирование экономики в натуральных показателях, а не в финансовых. Что влечёт за собой следствием выстраивание устойчивых технологических цепочек, встроенных в биосферу, как альтернативу бесконечной погони за прибылью.
А для осуществления этого необходимо:
Сбалансированное применение плана и рынка. План — это совокупность целей производственной системы, средств и методов их достижения, рынок — это только одно из средств достижения этих целей. А для настройки их совокупности необходимо правильное сочетание директивно-адресных и бесструктурных методов регуляции и саморегуляции экономической системы.
Для составления плана государственного развития и настройки рыночного механизма на достижение целей плана необходимо:
Использование метрологически состоятельных балансовых моделей продуктообмена и финансового обмена в народном хозяйстве. В частности, использование моделей межотраслевых балансов для замыкания всех планов развития отраслей между собой при составлении общего плана развития является гарантией того, что будут осуществляться:
Политика планомерного снижения цен вместо политики планомерного их повышения и жёсткий контроль цен на товары, составляющие базу прейскуранта — группу товаров, от которых напрямую зависит большинство остальных цен: энергоносители, сырьё, средства производства и пр.
Определение взаимного курса валют через энергетический инвариант прейскуранта. Инвариант прейскуранта это — продукт, количеством которого можно выразить цены всех без исключения остальных продуктов.
Энергетический стандарт обеспеченности платёжной единицы, который определяется отношением:
годовой объём производства электроэнергии
объём средств платежа, находящийся в обращении.
По договорённости возможны иные варианты расчёта энергетического стандарта, но привязка к объёмам энергии в том или ином виде — обязательна.
Международная торговля, которая может осуществляться в разных вариантах:
Первый — государствами участниками используется единая валюта. В таком варианте необходим жёсткий контроль за эмиссией валюты, иначе будет та же история, что и с долларом. К тому же необходим международный орган, который будет иметь полномочия планировать развитие, распределять налоги и дотации по государствам, входящим в зону действия данной валюты. Государствам участникам придётся отказаться от части экономического и политического суверенитета в пользу такого общего центра.
Второй — создаётся фонд или консорциум, в который государства участники вносят депозит свои валюты по энергетическому стандарту. Другие страны могут выкупить по данному курсу валюту страны, с этими средствами войти на её рынок и купить то, что им необходимо. Энергетический стандарт, который будет использоваться во взаимных операциях, определяется странами участниками по предварительной договорённости.
Второй вариант предпочтительнее, поскольку сохраняет суверенитет государств.
Запрет на ссудный процент. Беспроцентное кредитование вместо ростовщичества. Долевое участие банков-инвесторов, давших беспроцентный кредит, в прибылях проектов.
Проведение политики подавления искусственного воспроизводства спроса на товары, которые действительно необходимы для жизни. То есть запрет на нерациональное использование ресурсов через возбуждение потребления разнообразной «модой», различными маркетинговыми манипуляциями, и технологиями планируемого устаревания.
Запрет на создание рынков товаров, ценность которых вымышлена. Сегодня по различным данным в так называемом спекулятивном секторе экономики крутится до 500 триллионов (!) долларов и только 50 триллионов долларов покрыты сегодня товарной массой. Биржи, ценные бумаги, акции, как инструмент спекуляции, должны уйти в историческое прошлое, так как являются помехой управлению на основе межотраслевых балансов. Необходимо установить запрет на продажу ценных бумаг в течение 2—3 лет после их приобретения, что сделает спекуляцию невозможной, либо же трудноосуществимой.
Налогово-дотационный механизм — средство бесструктурной настройки макроэкономической системы на цели государственной политики, выраженные в плане развития. Должна применяться прогрессивная шкала налогообложения, а налоговая база — состоять только из юридических лиц, что облегчит контроль, учёт и уменьшит количество занятых людей в обслуживании налоговой сферы.
Дотации и субсидии — необходимое средство развития стратегически важных отраслей, а также средство помощи тем отраслям, которые пострадали от стихийных бедствий или управленческого непрофессионализма.
Распределение дотаций базируется на конкретных показателях межотраслевых балансов, что исключает ситуации, когда денег слишком много или слишком мало.
Обеспечение в разумные сроки массового осуществления научно-внедренческих циклов в их полноте во всех отраслях экономики и иных сферах деятельности общества. Научно-внедренческий цикл — процесс от постановки исследовательских задач в области фундаментальной науки до воплощения достижений в производстве массово потребляемой продукции (включая и услуги).
Транстихоокеанское партнёрство вместе с ещё несозданным трансатлантическим аналогом, могут сделать ВТО бесполезным. Оба американских проекта предполагают новые правила торговли и глубокую интеграцию участников соглашений.
МИД России опасается непрозрачности Транстихоокеанского партнёрства (ТТП) и настаивает на выработке единых правил торговли в рамках ВТО. Об этом заявила официальный представитель МИД Мария Захарова:
Закрытые объединения вроде ТТП угрожают глобальному экономическому пространству (http://rueconomics.ru/110002-zaharova-transtihookeanskoe-partnerstvo-ssha-ugrozhaet-normam-vto/).
Комментируя создание ТТП под эгидой США, представитель МИД отметила стремление отдельных государств к отходу от универсальных норм и правил мировой торговли. Вместо этого они предпочитают создавать нетранспарентные и закрытые объединения, чтобы переписать правила глобальной экономики исходя из собственных интересов.
Формирование ТТП грозит раздроблением глобального экономического пространства. Чтобы предотвратить это, мировое сообщество должно вырабатывать не просто единые правила торговли в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), а выработать мировоззренчески альтернативные западным правила экономической жизни, тогда ВТО сможет сохраниться в обновлённом формате, устраивающем все стороны. Тут мы согласимся с Захаровой:
Универсальные правила международной торговли должны вырабатываться на площадке ВТО при участии всех заинтересованных сторон. Только так можно обеспечить их эффективность.
Ранее президент США Барак Обама заявил, что Америка не может позволить другим странам устанавливать правила мировой торговли, поскольку экспортирует 95% своих товаров (http://rueconomics.ru/106567-obama-pravila-mirovoy-torgovli-budut-diktovat-ssha-a-ne-kitay).
Очевидно (даже без прочтения новых уставов двух региональных образований) правила ВТО перестали отвечать претензиям США на глобальное лидерство. Новые тенденции в мировой экономике, появление таких образований, как БРИКС, вызвали новый приступ ностальгии по однополярному миру и потребность в изобретении противовесов.
Всемирная торговая организация уже не даёт США тех преимуществ, ради которых она и создавалась. Другие страны научились играть по правилам ВТО не хуже. Например, страны БРИКС.
А какова должна быть реакция ООН и мирового сообщества?
Владимир Путин указал в своей речи в ООН на альтернативу:
Обозначенные проблемы затрагивают интересы всех государств, влияют на перспективы всей мировой экономики, поэтому предлагаем обсудить их в формате ООН, ВТО и «Группы двадцати». В противоположность политике эксклюзивности Россия предлагает гармонизацию региональных экономических проектов, так называемую интеграцию интеграций, основанную на универсальных прозрачных принципах международной торговли. В качестве примера приведу наши планы по сопряжению Евразийского экономического союза с китайской инициативой по созданию «Экономического пояса Шёлкового пути». И по‑прежнему большие перспективы видим в гармонизации интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза и Евросоюза.
Наступает интересная пора, которая покажет, какие принципы интеграции — русской или западной цивилизации — более эффективны, если, конечно, хватит воли выйти на мировоззренческий уровень рассмотрения правил общественной и не только экономической жизни.
Материалы
http://mpt.tatarstan.ru/rus/info.php?id=24201 — ВТО
http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=47#top-content
http://nk.org.ua/geopolitika/transtihookeanskoe-partnerstvo-s-kem-protiv-kogo-i-dlya-chego-26953
Источник: inance.ru
Чтобы быть в курсе текущих событий и аналитики, используйте Новостную ленту