Люди, я любил вас. Будьте бдительны!
Юлиус Фучик
13 сентября 2015 года — День памяти жертв фашизма, без сомнений, одна из самых трагичных памятных дат в современной мировой истории. В этот день все честные люди вспоминают тех, кто погиб (и не только во время Второй мировой войны!) по вине фашистов. Это не только солдаты и мирные граждане, сгинувшие в результате военных действий и карательных акций. Это — миллионы людей, которые погибли и самое страшное продолжают гибнуть в результате действий на всех приоритетах управления подонков, сознательно разделяющих фашистскую идеологию или оболваненных ею.
Для каждого честного и совестливого человека священны память об этих жертвах. Но память эта — не только воспоминание, а и предостережение от беспечности, напоминание о том, к каким страшным последствиям может привести (и приводит!) разрушительная человеконенавистническая идеология.
Недаром главный лозунг Дня памяти жертв фашизма: «Объединимся, чтобы противостоять фашизму!» Полностью разделяя этот призыв, хотели бы вместе с тем обратить внимание наших читателей на некоторое упрощенчество, односторонность обыденного, общепринятого понимания угрозы фашизма и форм его проявления. Как правило, когда говорят с чем надо бороться, имеют в виду недопущение повторения преступлений против человечности, совершённых системой немецкого национал-социализма, наиболее известной разновидностью фашизма. И это правильно, но далеко не полно, потому как в этом случае речь идёт лишь об одной модификации фашизма — фашизме олигархически-диктаторского типа, а вот о другой форме — либеральном фашизме забывают.
ФАШИЗМ, КОТОРЫЙ ИЗВЕСТЕН
Именно эта версия фашизма, назовём её «классической», скрупулёзно исследована историками, является предметом изучения школьников и студентов, на тему борьбы с итальянским, германским, испанским фашизмом написаны сотни замечательных книг. «Классическая» фашистская идеология, предпосылки для возникновения которой появились уже в XIX веке, стала одним из знаковых явлений XX столетия. Общепризнано, что под фашизмом (итал. fascismo от fascio «союз, пучок, объединение») следует понимать — обобщённое название крайне правых политических движений, идеологий и соответствующую им форму правления диктаторского типа, характерными признаками которых являются милитаристский национализм, антикоммунизм, ксенофобия, реваншизм и шовинизм. В узком смысле слова фашизмом называется доктрина Бенито Муссолини, выдвинувшего на первый план идею корпоративного государства — государства как власти корпораций, представляющих и гармонизирующих интересы всех слоёв населения. Однако не стоит считать, что фашизм — это течение, возникшее и захватившее власть только в Италии. В тот же самый период аналогичные процессы проходят в Германии (в 1933 году там нацисты приходят к власти), в Португалии, где фашисты находились у власти в течение 46 (!) лет, в Испании — фашистская «Испанская фаланга», основанная в 1934 году, была отстранена от власти только после смерти Франко в 1975 году.
И это только самые известные примеры, которые, как говорится, «у всех на слуху». А ведь были ещё и «успешные» претворения в жизнь человеконенавистнической идеологии «Железной гвардией» в Румынии, «салашистами» в Венгрии, усташами в Хорватии, оуновцами на территории Украины, австрофашистами в Австрии, «Ассоциацией помощи трону» в Японии, интегралистами в Бразилии и прочей, и прочей, и прочей мразью.
Казалось, что после очищающей грозы — Победы советского народа в Великой Отечественной войне, разгрома милитаристской Японии и союзников нацистской Германии во Второй мировой войне, решений Нюрнбергского и Токийского международных трибуналов, человечество никогда больше не столкнётся с проявлениями фашистской идеологии, во всяком случае, хотя бы в её так называемой «классической» форме. Но не тут-то было. Уже в 1946(!) году в Италии создаётся партия «Итальянское социальное движение», которая ставит перед собой задачу реабилитации фашистского режима и установления правоавторитарного корпоративистского режима. Продолжают существовать фашистские, по сути, режимы Франко и Салазара. В ряде стран Латинской Америки 1950-х — начала 1980-х гг. (Парагвай, Аргентина, Уругвай, Гватемала, Боливия, Чили) к власти приходят режимы с выраженными фашистскими и неофашистскими чертами. Создаётся и до настоящего времени существует куча партий и движений (иногда довольно многочисленных) неонацистской направленности в США, Франции, Венгрии, Германии, Австрии, Великобритании, Бельгии, Греции, Швеции. В восьмидесятых годах в мире в неонацистском движении активную роль начинают играть НС-скинхеды (Наци-скинхеды) — приверженцы молодёжной субкультуры, представители которой придерживаются национал-социалистической идеологии.
После разрушения Советского Союза, к стыду нашему, появился и «русский неонацизм» (одно «Русское национальное единство», старательно имитирующее западные образцы фашизма, в 1998 году насчитывавшее почти 1000 отделений в 64 регионах России «чего стоит»). «В настоящее время наиболее откровенно и цинично возрождается фашизм в прибалтийских государствах и на Украине. Провозглашаются народными героями преступники, в годы войны запятнавшие свои руки кровью соотечественников. А идея вступления Украины в НАТО всё больше приобретает черты символического реванша сил, воевавших на стороне нацистской Германии». Это цитата из статьи секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Николая Патрушева «Великая Победа в Великой войне». Кто-то скажет: «Ну, ему «по должности» положено так говорить». Тогда процитируем американского историка, между прочим, члена американского Совета по внешней политике, а не Совета безопасности РФ, Джоша Коэна: «Своими действиями киевское правительство лишь подтверждает слова президента России Владимира Путина о распространении неонацизма на Украине» (http://www.jpost.com/International) и «по состоянию на 2015 год в Украине, несомненно, есть неофашистское движение, которое вне зависимости от невысокой поддержки электората, имеет военное и политическое влияние, и данное положение вещей вызывает беспокойство» (http://www.salon.com/2015/04/16)
Но как бы печально не выглядела эта картина с «классическими» формами фашистов, неофашистов, неонацистов, НС-скинхедов и прочих нациков, действующих в соответствии с постулатами человеконенавистнической идеологии, не они в настоящее время представляют главную опасность, хотя о противодействии им забывать нельзя, особенно учитывая последние тревожные моменты возрастания их влияния в непосредственной близости от границ России.
НЕВИДИМЫЙ ФАШИЗМ
Не менее, а, пожалуй, более, опасна, вторая модификация фашизма — либеральный фашизм. Причина его повышенной опасности заключается в том, что он лишённый атрибутики «классического» фашизма и его наиболее отвратительных действий (прямых преступных действий против человечности), не воспринимается большинством населения, как действительная угроза человечеству. О сущности либерального фашизма мы писали не раз (см. например статью «Восстановление фашизма в либеральном обличье не пройдёт» http://inance.ru/2015/05/liberalfasizm/). Читатели реагировали на содержание статей по-разному, однако многими слова «либеральный фашизм» воспринимались, как некий оксюморон или как термин, который чуть ли не мы и наши единомышленники придумали искусственно, и что «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда».
Хотели бы напомнить, что на самом деле термин был выработан никем другим, как всемирно известным писателем Гербетом.Уэллсом, который ещё в 1931 г призывал своих прогрессивных коллег стать «либеральными фашистами» и «просвещенными нацистами». В новейшей истории этот термин вновь ввёл в политический оборот Нобелевский лауреат Жорес Алферов. К тому же уже не первый год многие политические аналитики говорят об угрозе именно либерального фашизма в США и ЕС. Общество этих стран давно беспокоит тот уровень могущества, которого, прикрываясь либеральными лозунгами, достиг союз различных корпораций и политической бюрократии. Речь идет о новой социально-политической идеологии, которую многие и называют либеральным фашизмом, по сути своей столь же тоталитарной, как и национал-социализм ХХ века, но использующей более мягкие, с точки зрения физических, но далеко не интеллектуальных и моральных способов, методы воздействия на граждан и своих, и чужих стран.
А в 2012 году в свет вышла книга американского (!) публициста Джона Голдберга «Либеральный фашизм. История левых сил от Муссолини до Обамы» (русский перевод вышел в серии: Political Animal. «Политическое животное» издательства М.: Рид Групп в том же 2012 году). В этом исследовании автор либеральный фашизм называет именно фашизмом, замечая, что от «классических» форм последнего он отличается лишь применением более тонких технологии подавления людей, оправдывая их при этом необходимостью защиты прав человека и либеральных свобод, разрушая, вместе с тем, традиционные ценности общества.
Вся обширная книга Голдберга посвящена доказательству идеи, что «современный либерализм сохраняет близость к фашистским идеям», а первым фашистским диктатором ХХ века, по словам Голдберга, стал 28-й президент США (1913—1921) Вудро Вильсон. В наши дни Барак Обама продолжает развивать левые фашистские идеи, и в результате теперь все американцы живут при фашизме. Гольдберг анализирует различные американские либеральные программы — расовую, экономическую, экологическую и доказывает их идеологическое сходство с программами Муссолини и Гитлера.
Также действуют либералы и в сегодняшней Европе, распространяя гегемонию либерального фашизма внутри ЕС: постепенно, шаг за шагом внедряя новые законы, устанавливая контроль над свободами граждан Европы, обосновывая его причинами внутренней безопасности или угрозой терроризма. Не забыты и бывшие социалистические государства и бывшие республики СССР. В том числе и для них разработан проект «Восточного партнерства», который, кстати, был использован в качестве одной из причин нынешнего политического кризиса на Украине. Ну, а как у нас в России «работают» в этом направлении определённые силы, выполняя «указания Вашингтонского обкома», и что каждый из нас должен делать, чтобы не допустить восстановления фашизма в либеральном обличье в нашей стране, мы рассказали в статье «О жертвах либерализма и его перспективах».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, две модификации системы человеконенавистничества (фашизма) препятствует становлению культуры, в которой индивид может состояться как настоящий Человек. Обе они чрезвычайно дурно «попахивают», но какая из них всё-таки представляет большую опасность? Вопрос, вероятно, не совсем правомерен, но, чтобы на него всё-таки попытаться ответить, уместно вспомнить знаменитый афоризм И. В. Сталина, который отвечая на вопрос: «Какой политический «уклон» — правый или левый для партии хуже?», ответил: «Нельзя так ставить вопрос. Оба они хуже, и первый, и второй уклоны». Так и обе модификации фашизма — одинаково опасны, но угрозе со стороны либерального фашизма стоит всё же уделять больше внимания по причинам его большей скрытности и более слабой разработанности средств противодействия ему. И об этом стоит помнить.