Печать, телевидение, радио — действенные средства организации и воспитания масс, формирования общественного мнения. В последнее время происходят позитивные перемены в их работе. Но жизнь требует большего.
Апрельский пленум ЦК КПСС 1985 г.
Театр — это жизнь; кинематограф — это искусство; телевидение — это мебель.
Американское изречение
28 февраля 1997 года Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции предложила отмечать Всемирный день с целью поощрения обмена телевизионными программами, прежде всего посвящённым таким проблемам, как мир, безопасность, развитие и расширение культурного обмена.
21 ноября было выбрано в ознаменование даты проведения в ООН в 1996 году первого Всемирного телевизионного форума.
В своём послании в 2002 году по случаю Всемирного дня телевидения Генеральный секретарь ООН Кофи Анан отметил, что
Ежегодное празднование Всемирного дня телевидения проводится для того, чтобы привлечь внимание к роли телевидения в продвижении мира и развития.
Он сказал, что телевидение наряду с радио и Интернетом должно заботиться о том, чтобы не стать средством распространения нетерпимости, деструкктивных стереотипов, бесчеловечных материалов.
Всемирный день телевидения по своей сути, скорее, посвящён той философии, которую привносит в нашу жизнь телевидение, а не его техническим аспектам. В современном мире телевидение представляет собой символ связи и глобализации. Поэтому государствам было предложено отмечать этот день, обмениваясь телевизионными программами.
В настоящее время телевидение играет огромную роль во всём мире, влияя, в том числе, на формирование общественного мнения и на воспитание подрастающего поколения. Поэтому ООН предлагает всем государствам-членам и представителям ведущих мировых средств массовой информации уделять больше внимания той информации, которая транслируется сейчас с экранов, отдавая предпочтение таким программам, которые посвящены образованию, просвещению и культурным ценностям разных народов мира.
Какое воздействие и влияние на мировоззрение людей и общественное мнение оказывает современное телевидение, рассмотрим далее.
История телевидения
В наши дни большинство людей воспринимают телевизор как бытовой электроприбор (например, холодильник или стиральная машина), назначение которого — предоставлять возможность удобного наблюдения за всем, что происходит в мире, принимая передачи с ближайшего телецентра или спутника-ретранслятора. Но, если поразмыслить, нельзя отрицать, что телевидение является одним из выдающихся изобретений XX века. Так где, когда и кем было изобретено это чудо?
История ТВ началась примерно век назад. Первые эксперименты с использованием электронных лучей для передачи и приёма изображения на определённые расстояния проводились ещё в начале 1920-х годов в Советском Союзе, США и Японии.
История российского телевидения ведёт своё начало с экспериментальных трансляций телепередач, которые велись из Москвы уже в 30-х годах 20-го века по системе малокадрового механического телевидения.
В 1932 году состоялась первая передача движущегося изображения. В 1937 году был организован первый телецентр на Шаболовке. С 1938 года он осуществлял экспериментальное телевещание на основе электронных систем, а с 1939 года началось регулярное телевещание. Первой передачей стала демонстрация фильма об открытии 18-го съезда ВКП(б). В дальнейшем активному развитию телевидения в Советском Союзе помешала война. За два дня до её окончания — 7 мая 1945 года — телецентр на Шаболовке возобновил трансляции передач, а 15 декабря того же года первым в Европе начал регулярное телевещание два раза в неделю.
В 1933 году Владимиру Зворыкину, американскому инженеру российского происхождения, удалось изобрести катодную трубку, которая и до сих пор является главной частью ряда телевизоров. Благодаря открытию Зворыкина, уже в 1936 году были начаты регулярные телепередачи в Великобритании и Германии, а в 1941 году — и в США. Однако, только в 50-е годы 20-го века телевещание получило массовое распространение в Европе. В большинстве развивающихся стран собственные государственные и частные телекомпании возникли ещё позднее, в 60-х — начале 70-х годов. Сегодня в мире не осталось, наверное, государств, не охваченных телевещанием. К наиболее крупным телекомпаниям мира относятся: CBC, NBC, ABC — в США; BBC, ATV — в Великобритании; РАИ — в Италии; NHK — в Японии; ЦДФ — в Германии.
С 1948 года в СССР началось внестудийное вещание, которое значительно расширило возможности телевидения. Первая такая передача — трансляция футбольного матча — прошла в 1949 году. В этом же году начался первый массовый выпуск телевизора «КВН». Размер круглого экрана у КВН-49 был диаметром всего 180 мм. Для сравнения, меньшая сторона экрана современного ноутбука и то около 200 мм. Так что смотреть такое мелкое изображение было очень неудобно, поэтому перед экраном устанавливалась увеличительная линза, которая заполнялась водой или глицерином.
В 1951 году на базе Московского телецентра была создана Центральная студия телевидения, появились первые редакции: литературно-драматического вещания, музыкального, передач для детей и т.д. Все программы шли в прямом эфире, запись и монтаж появились позднее. Расширился формат вещания: помимо общественно-политических передач, фильмов, концертов, театральных постановок появились новые жанры — тележурналы, репортажи, телеочерки.
На Шаболовку пришли работать журналисты — Юрий Фокин, Евгений Синицын, Дамир Белов, Валентин Зорин и др. Но главным «лицом» ТВ всегда были дикторы: Нина Кондратова, Валентина Леонтьева, Анна Шатилова, Игорь Кириллов, Виктор Балашов, Нонна Бодрова и другие — заслужившие всенародную любовь и признание зрителей. Именно благодаря первым дикторам телевидение стало настоящим средством общения. Когда дикторы здоровались или прощались с телезрителями, те, не задумываясь, отвечали: «Здравствуйте» или «До свидания!». А кажущиеся сегодня примитивными первые программы советского телевидения до сих пор считаются специалистами и зрителями удивительно душевными.
Телевидение стремительно развивалось. С 1959 года в СССР начало действовать спутниковое телевидение — 7 октября с помощью межпланетной станции «Луна-3» на Землю впервые было передано изображение обратной стороны Луны.
С 1 октября 1967 года в Москве начались регулярные передачи цветного телевидения. В том же году была создана спутниковая система распределения телевизионных программ на сеть наземных приемных станций «Орбита».
В 1967-1970 годах введён в эксплуатацию Технический телевизионный центр «Останкино». При нём было создано творческое объединение «Экран», которое стало самой большой студией телефильмов в стране.
60-е годы стали временем рождения так называемого «авторского ТВ» — вместе с дикторами на экране появились ведущие или авторы программ. Огромной популярностью пользовались передачи «От всей души», «В мире животных», «Клуб кинопутешественников», «Эстафета новостей», «Голубой огонёк», «КВН», «Спокойной ночи, малыши» и др.
В конце 80-х — начале 90-х годов на телевидении появились новые программы: телемосты США — Россия, «12-й этаж», видеоканал «Пятое колесо», возникли утренние и ночные программы, вновь выросло число прямых эфиров, сократившихся в 70-80-х годах. Началась реорганизация телевещания, появились первые коммерческие телеканалы, наметилось разделение телекомпаний на вещательные и производящие (ВИД, АТВ и др.), которые готовили программы для других телекомпаний. Постепенно ведущее место в телеэфире заняли новостные и общественно-политические программы.
В России на сегодняшний день телевидением охвачено 99 процентов населения. Практически каждый день смотрит телевизор около 74% населения (более подробная статистика — http://fom.ru/SMI-i-internet/11535), а доля тех, кто не смотрит телевизор вообще — растёт.
Как влияет телевидение на людей?
Тем, кого боги хотят уничтожить, они сначала дают телевизор.
Артур Кларк
Первый неоспоримый вредный эффект телевидения на человека — это зависимость. Зачастую зрители впадают в гипнотическое состояние, просматривая телевидение на протяжении долгого времени. Это вызвано мерцанием экрана телевизора. Поэтому многие люди часто впадают в дрёму при просмотре телевизора, и подаваемая информация проникает напрямую в их бессознательное. Если это происходит недолго, то человек расслабляется. Однако люди, которые смотрят телевизор часто и по много часов, они быстро привыкают к такому пассивному состоянию, которое помогает им отвлечься от тяжёлого рабочего дня. Также просмотр комедийных шоу даёт человеку эндорфин, что в свою очередь заставляет человека физически привыкать к телевидению как к наркотику.
Когда человек физически и психологически привыкает к телевидению, возникает сильное воздействие на мозг. Левое полушарие мозга отключается, а правое начинает функционировать сильнее. Мозг впитывает все изображения и аудиовизуальную информацию, и правое полушарие воспринимает всю информацию как данность, что лишает мозг способности мыслить критически. Это пост-эмоциональное воздействие продолжается даже когда вы выключите телевизор.
Детям, которые помногу часов смотрят телевизор, грозит синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это происходит из-за быстрой смены аудио-визуальных форм развлечения, что приводит к так называемой ориентировочной реакции, из-за которой человек обращает внимание только на изменения в окружающей его среде. Это уменьшает способность ребёнка сосредотачиваться на тех или иных занятиях, и их легко отвлечь. Таким образом, телевизор наносит самый большой вред в период формирования основных способностей к обучению.
Точно так же, как вашему телу нужно тренироваться для поддержания хорошей формы, вашему мозгу тоже нужны упражнения. Исследования показали, что мозг наиболее активен во время сна. Просмотр ТВ подавляет способности к логическому мышлению, уменьшает объём внимания и делает вас зависимым, и все это вместе пагубно влияет на развитие мозга. Во время просмотра телевизионных передач человек перестает думать, активность мозга резко понижается. Частый просмотр телевидения приводит к умственным расстройствам и неспособности к обучению.
Другими словами, постоянный просмотр ТВ делает вас глупее. Любители ТВ становятся бездумными фанатами телепередач, которые не стремятся ни к чему другому. С течением времени их рефлексы и способности притупляются, а их жизни становятся имитацией ТВ шоу.
Многие, прочитав это успокоятся, ведь они «сами выбирают, что им смотреть» на том же YouTube, верно? Но сказанное относится и к различным видеохостингам, поскольку наиболее просматриваемые ролики — это либо «ржака», либо контент, который забывается через 5 минут, либо разнообразная жестокость в различных формах.
Есть схема, показывающая какой тип активности наиболее эффективен при обучении людей:
Телевидение таким образом позволяет усваивать около 50% информации, которую мы передаём через сети телевещания, но каково её качество?
Современные масс-медиа создают огромное количество негативной информации. Сцены жестокости, насилия, убийств, катастроф, эпидемий заполнили СМИ. Подобная информация во всём её многообразии способна оказывать воздействие на человека. Мы находимся в огромном информационном поле, которое порой пугает своими масштабами и возможностями. С утра до вечера к нам через СМИ поступают сотни новостей, событий и разного рода другой информации.
Одним из самых распространенных способов получения информации для населения, несмотря на сильную конкуренцию со стороны интернета, по-прежнему остается телевидение. По данным Фонда общественного мнения 89% россиян называют телевидение — основным источником, из которого они черпают новости и информацию. Именно по «ящику» большинство из нас привыкли смотреть новости, разного рода программы, шоу, фильмы.
Статистика утверждает, что у 40% россиян телевизор включен постоянно, «работает на фоне». В целом, по будним дням россияне обычно уделяют просмотру телепрограмм от 1 до 3 часов (так сказали 49%), а то и по 3—6 часов проводят около «голубого экрана» (18%) (опрос «Российской газеты»). Люди привыкли к телеэфирам и привыкли доверять полученной оттуда информации.
Какие же каналы предпочитают россияне? Статистика, составленная социологами согласно рейтингам телеканалов выглядит следующим образом:
- Список самых популярных телеканалов возглавил Первый (61%),
- Россия 1 (55%),
- НТВ (49%),
- ТНТ (24%),
- СТС (19%),
- РЕН ТВ (17%),
- Россия 2 (Спорт) — 14%,
- Домашний (13%),
- Пятый канал (12%),
- Звезда (12%),
- Россия К (Культура) — 12%,
- ТВ Центр (10%) и т.д.
Если проанализировать телепрограмму, то не трудно заметить, что до 90% контента — это негативная информация. Почти в каждом выпуске новостей присутствуют сцены жестокости и насилия. Создаются всё новые программы, связанные с расследованиями, работой правоохранительных служб. В списке 100 наиболее рейтинговых программ с 14 по 20 октября 2013 года лидирует программа «Голос» на Первом, однако немалую долю в этом рейтинге занимают и такие передачи, как «Битва экстрасенсов», «Человек и закон», «Карпов. Сезон второй», «Чрезвычайное происшествие. Обзор за неделю», «След», «Следствие вели… с Леонидом Каневским», «Прокурорская проверка», «Тайны следствия-7», «Детективы». Большинство из перечисленных программ содержат сцены насилия, убийств, рассказывают о жестокости, несправедливости жизни.
После просмотра подобного рода телеэфиров неизбежно возникает чувство страха: страха за собственную жизнь, за жизнь близких, пропадает уверенность в завтрашнем дне. Согласно опросу, проведенному Российской газетой, 17% опрошенных не довольны обилием на экранах криминала, убийств, насилия, жестокости, а также «судов, ментов, убийств, мордобоя и расследований». Почему же подобного рода «запугивающих» программ так много на нашем телевидении?
Страх, как средство управления массами
Во-первых, существует мнение, что человеку подсознательно нравится видеть негатив на экране, что кому-то хуже, чем ему. Такое состояние ещё часто называют «комплекс телезрителя» — смотреть на катастрофы и страдания, сидя в безопасности. Именно поэтому, утверждают психологи, у передач, изобилующих сценами жестокости, разрушений и катастроф такие высокие рейтинги, которые побуждают «телевизионщиков» в погоне за деньгами создать всё больше подобных программ.
По некоторым данным, на частом показе смерти настаивают рекламодатели. Специалисты по рекламе, придерживаясь учения Фрейда, считают, что зрелище смерти сильнее всего возбуждает внимание и интерес телезрителей и читателей, так как удовлетворяет подсознательный комплекс Танатоса (Танатос термин, используемый для обозначения влечения к смерти. В древней мифологии Танатос — это бог смерти. Представление о влечении к смерти появилось в поздних работах З. Фрейда. Речь шла о дуалистической концепции, в соответствии с которой первичными влечениями человека признавались противостоящие друг другу влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти, разрушению, агрессии. По аналогии с Эросом влечение к смерти было названо в психоанализе Танатосом (кстати, огласовка абреввиатуры ТНТ вполне может звучать как «ТаНаТос»).
Как указывают детские психиатры, многие дети болезненно реагируют на информацию о чрезвычайных ситуациях и катастрофах. У ребёнка, склонного к невротическим реакциям, на сообщение о катастрофе по телевидению могут возникнуть более серьёзные психические нарушения, чем у тех детей, которые пережили её на собственном опыте. Не случайно, хотя и в очень редких случаях, по телевизору всё же предупреждают о необходимости изолировать детей от кровавого зрелища. Имеются также указания, что после просмотра фильма ужасов некоторые дети в течение нескольких месяцев боятся увидеть в темноте скрывающийся там угрожающий ему персонаж из этого телефильма.
Почти каждый день СМИ сообщают о заказных убийствах, ограблениях, изнасилованиях, криминальных разборках. Нередко эти сообщения даются с необязательными подробностями, которые отрицательно влияют на потребителей этой информации, способствуют нагнетанию опасений и страха.
Во-вторых, критиковать гораздо легче, чем хвалить. К тому же, негативная новость всегда вызывает массу эмоций, критики, сплетен и разговоров, в отличие от чего-то доброго и хорошего. В силу психологического механизма сопереживания, эмпатии, эмоционального резонанса подобное зрелище вызывает у многих телезрителей чувство сострадания, снижение настроения, тревогу за своих близких, которые могут оказаться в кризисных или чрезвычайных ситуациях.
В-третьих, негативная информация, а особенно её обилие угнетает человека, возмущает, делает его агрессивным или, наоборот, подавленным, а людьми в таком состоянии гораздо легче управлять. Достаточно вспомнить «информационную бомбу» 2013 года про «конец света». В каждом средстве массовой информации с завидной регулярностью появлялись сообщения о надвигающейся катастрофе, множество предположений о том, что произойдет с человечеством, кто выживет и кто нет.
Основной целью этих материалов было запугать население, любой ценой отвлечь от реальных, насущных проблем. Человек уже спокойнее воспримет информацию о своем увольнении, если узнает, что жить-то осталось всего пару лет. Зачем бороться за свои социальные права, выходить на демонстрации, требовать отставки правительства? Перед общей гибелью это всё отступает на второй план, становится ничтожным.
Мировая финансовая олигархия серьёзно ослабла и очень боится потерять свою власть. Так как старые рычаги влияния на население уже не работают, мировая «элита» включила самый опасный и сильный способ управления — запугивание населения любыми способами, включая «научные» обещания конца света.
Теперь же запугивают террористами. Чтобы нынешная доминирующая западная концепция управления могла проводиться в жизнь, люди должны бояться, а чего — дело десятое.
Главное качество состояния страха — это утрата способности отвечать за своё будущее и переходит в своём самоуправлении к самой примитивной схеме из трёх возможных. В статье «Управление лидером в обход его сознания и схемы самоуправления» (Управление лидером в обход его сознания и схемы самоуправления) мы писали, что человек может осуществлять самоуправление на основе одной из трёх схем.
Под номером один — самая простая схема, в которой входящий поток информации из внешней среды (из СМИ, от других людей) непосредственно попадает в преобразователь информации и влияет на управление. Преобразователь на основе этого сигнала передаёт приказ «Действовать!» исполнительным органам.
В экстремальной ситуации человек очень часто переходит на первую схему, когда «что сказали, то и сделал». А нагнетание страха искусственно переводит психику индивида в такое пассивное, стадное состояние.
Выводы: надо мечтать!
Следует понимать, что масс-медиа, будь-то газеты, радио, телевидение или интернет-среда — плоть от плоти самого общества, его органическая часть, поэтому подходить к проблеме негатива или мусора в масс-медиа необходимо отталкиваясь от особенностей культуры самого общества.
Готовность общества воспринимать такую информацию из окружающего мира напрямую связана с мировоззрением, которое прививают детям родители, система образования и культура в целом.
В обществе на данный момент доминирует калейдоскопическое мировоззрение — когда люди просто не видят связей между тем, какую информацию они ежедневно потребляют и последствиями для себя, своих семей и общества в целом. Эта неспособность видеть далеко идущие последствия ярко выражается в лозунге «поколения пепси» — «Бери от жизни всё!». Калейдоскоп в голове не только делает людей неспособными просчитывать последствия своих поступков и окружающих процессов, но ещё позволяет управлять, манипулировать людьми в своих корыстных целях, ведь достаточно внести в такое калейдоскопическое мировоззрение новый факт, как оно всё меняется, как в одноимённой детской игрушке при повороте трубы стекляшки создают новый неповторимый рисунок. Люди с калейдоскопом в голове не могут поставить себе достаточно долгосрочных целей, а значит не умеют мечтать, а могут только фантазировать.
Люди перестают мечтать, а становятся потребителями фантазий или описаний того, как другие достигли своих мечт.
Доминирование в обществе калейдоскопического мировоззрения, убивающего мечты и смысл жизни — основная причина распространения всех социальных недугов в обществе.
Калейдоскопическое мировоззрение — это следствие окружающей нас культуры, которую мы впитываем с измальства. Она формирует наши мировоззренческие и самое главное нравственные установки. Речь не только о произведениях искусства, но о всей той информации, которую старшее поколение передаёт младшему — принципы морали в обществе, принципы экономики, модели поведения, образы с телеэкрана, фотографии в газетах и соцсетях, даже архитектурные решения — формируют определённый тип мировоззрения в людях.
А окружающая культура должна способствовать формированию именно такого мировоззрения в обществе. Способствовать в первую очередь процессам самообразования людей, потому что только через этот процесс творчества над собой человек может получить жизненно состоятельное мозаичное мировоззрение.
«Без труда не вытащишь рыбки из пруда!»
Тогда не возникнет потребности в борьбе с недугами общества, так как люди сами будут понимать и ясно видеть губительность тех или иных вредоносных алгоритмов, не нужно будет тратить огромные средства на пропаганду, которая только навязывает определённые алгоритмы, но не формирует понимание целесообразности того или иного поведения.
И телевидение из средства разрушения психик множества людей может стать инструментом создания мозаичного мировоззрения. Именно поэтому советское телевидение вспоминают с любовью, поскольку оно в большей степени помогало людям формировать целостную картину мира, чем сегодняшнее калейдоскопичное телевещание.
Сегодня интернет уже выполняет эту функцию, несмотря на засилье бессмысленного или жестокого контента, поскольку «кто ищёт, тот всегда найдёт» полезную информацию, которой в сети становится всё больше и больше.