Данная статья является открытым обращением коллектива студии «Закон Времени» к авторскому коллективу ВП СССР и всему Концептуальному движению в России и мире. Просьба обратить на эту тему внимание и по возможности распространить информацию как можно более широко.
Некоторое время назад мы обнаружили на просторах интернета работы коллектива под названием «Движение имени Антипартийной группы 1957 года». Некоторые из материалов Движения открыли для нас много нового.
В данной статье мы затронем только тему «Политехнического образования», которую этот коллектив достаточно подробно разобрал.
В материалах Концепции Общественной Безопасности многократно встречаются ссылки на общеизвестную цитату Сталина из работы «Экономические проблемы социализма в СССР»:
«... Необходимо добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь, в силу существующего разделения труда, к одной какой-либо профессии.
Что требуется для этого? Было бы неправильно думать, что можно добиться такого серьезного культурного роста членов общества без серьезных изменений в нынешнем положении труда. Для этого нужно прежде всего сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов. Это необходимо для того, чтобы члены общества получили достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования. Для этого нужно, далее, ввести общеобязательное политехническое обучение, необходимое для того, чтобы члены общества имели возможность свободно выбирать профессию и не быть прикованными на всю жизнь к одной какой-либо профессии. Для этого нужно, дальше, коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную зарплату рабочих и служащих минимум вдвое, если не больше, как путем прямого повышения денежной зарплаты, так и, особенно, путем дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления. Таковы основные условия подготовки перехода к коммунизму.»
Мы многократно прочитывали эти слова, но никогда особо не задумывались над тем, что Сталин подразумевал под словосочетаниями «всестороннее образование» и «политехническое обучение».
По умолчанию, под словом «политехническое» всегда понималось множество технических специальностей. Но оказалось, что это не так. В эти слова Сталин вкладывал совсем иное значение. К сожалению, в Концепции Общественной Безопасности этот момент совсем не освещён, что на наш взгляд является серьёзным пробелом.
В Концепции много говорится о значимости системы образования. От неё напрямую зависит качество управления государственностью, от неё зависит устойчивость управления в преемственности поколений. Много в Концепции говорится о недостатках и проблемах образования, но совсем не говорится о конкретике того, каким это образование должно быть.
Работая много лет в информационной сфере в режиме ежедневной фильтрации новостного и аналитического контента, мы встречали много материалов по теме образования. Но и в них никогда не говорилось о том, какой в конкретике должна быть система образования, обеспечивающая подготовку кадров для устойчивого в смене поколений концептуально-властного общества.
Когда мы начали изучать работы «Движения имени Антипартийной группы», то с большим удивлением обнаружили, что конкретика того, какой должна быть система образования, формирующая человека соответствующего требованиям Коммунистического общества, была наработана в Советское время. А дал начало этому процессу два века назад Карл Маркс, впервые заговорив о «Политехнизме».
Для нас стало открытием, что у В.И. Ленина и его соратников было понимание того, что без реализации системы «Политехнического образования» невозможно строительство Социалистического и Коммунистического общества, и что руководство СССР ставило задачу внедрения системы «Политехнического образования» в масштабах всей страны. Н.К. Крупская максимально формализовала образ того, что такое «Политехническое образование», а И.В. Сталин в «Экономических проблемах социализма» говорил о внедрении именно этого явления в жизнь.
Фактически общество пропустило эту наиважнейшую тему, как будто её не существовало вовсе. Концептуальное движение также прошло мимо этого вопроса.
Есть основания полагать, что очень большую роль в игнорировании обществом «Политехнизма» сыграла терминология.
Термин «Политехнизм» - от греческого poly - много и techne – искусство, Марксом был понимаем как владение человеком максимальным набором всесторонних знаний и качеств, с тем, чтобы ему быть эффективным в различных сферах деятельности в условиях жизни в Коммунистическом обществе.
Соответственно и термин «Политехническое образование» по Марксу означает образование дающее человеку способность овладения максимальным набором всесторонних знаний и качеств, с тем, чтобы ему быть эффективным в различных сферах деятельности в условиях жизни в Коммунистическом обществе.
В Советское время, как и в сегодняшние дни, этот термин не был понятен людям в том значении, которое вкладывал в него Маркс. Проблема терминологии уже тогда мешала руководству Советского Союза.
«В. И. Ленин предупреждал, что политехническое обучение нельзя сводить к сумме ремесел, что политехнизм ни в коем случае не означает многоремесленность…» (https://yunc.org/ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ_ОБРАЗОВАНИЕ)
В таких условиях, сколько бы руководство СССР не приложило сил к пропаганде внедрения повсеместно системы «Политехнического образования», без употребления другого термина, более полно отражающего смысла явления, народ всё равно бы не понял о чём идёт речь.
К этому нужно добавить то, что в стране велась вражеская целенаправленная работа по противодействию внедрению Коммунистического «Политехнического образования» и его дискредитации. Работа эта была проделана успешно.
Подумайте, какой образ у Вас возникает в голове при употреблении словосочетания «Политехническое образование».
У нас возникает образ чего угодно, только не того, что должен обозначать этот термин. В частности, образ здания родного университета, который в советское время назывался политехническим, но который к «Политехнизму» не имел совершенно никакого отношения.
В нашем обществе сегодня прочно засело навязанное мнение о том, что Советское образование было самым лучшим. Оно действительно было бы таковым, если бы его в СССР реализовали по замыслу В.И. Ленина, если бы оно стало «Политехническим». В этом случае не произошло бы развала страны – события, которое является метрическим показателем качества системы образования.
Мы обратили внимание на то, как Сталин употребил термин в «Экономических проблемах Социализма»:
«Это необходимо для того, чтобы члены общества получили достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования. Для этого нужно, далее, ввести общеобязательное политехническое обучение, необходимое для того, чтобы члены общества…».
Почему Сталин не употребил словосочетание «Политехническое образование»? Вероятно потому, что он знал - его не поймут. Он употребил другие слова, чтобы обратить внимание читающего на смысл того, о чём он хочет сказать.
Он использовал словосочетание «всестороннее образование», которое в некоторых аспектах лучше выражает смысл явления. При этом чётко дал понять, что «политехническое обучение» является неотъемлемой составной частью общего процесса «всестороннего образования».
Окончательного документа, в котором исчерпывающе, до мельчайших деталей расписано, что такое «всестороннее-политехническое образование» до сих пор нет. Теперь эту задачу нужно решить Концептуальному движению либо кому-то ещё.
Мы хотим дать короткое описание системы «Политехнического образования», как мы её поняли, с тем, чтобы обосновать внедрение нового термина, который бы заменил устаревший.
То, что подразумевается под «Политехническим образованием», является масштабным процессом образования всесторонне развитого Человека, начиная от рождения и заканчивая глубокой старостью. У него есть этапность и составные элементы, каждый из которых в совокупности формируют единый процесс образования. Убрав какой-то элемент или этап из процесса, мы не достигнем конечного результата – состоявшегося Человека, способного в нужный момент войти в любой нужный обществу процесс и эффективно начать им управлять.
Элементами такого образования на наш взгляд являются:
- Труд; привязка к практической деятельности;
- Коллективность. «Технология» коммуны Макаренко;
- Самостоятельность в освоении знания. Учёба как естественная потребность. Отсутствие принуждения в учёбе, которым сейчас убивается желание к обучению у детей во всём мире. Отсутствие принудительного забивания головы невостребованными к текущему моменту знаниями;
- Вовлечение народного хозяйства. Участие всех отраслей народного хозяйства в процессе образования. Привязка образования к практике жизни;
- Вовлечение всего населения. Участие в процессе образование всех без исключения членов общества;
- Наставничество. Привязка каждого обучающегося к другим людям, несущим за него ответственность.
- Непрерывность обучения. Государственная гарантия и достаточность условий для непрерывности процесса обучения в течении всей жизни человека;
- Открытость информации. Гарантия возможности в нужный момент получить консультирование от любого из компетентных в нужном вопросе специалистов. Всеобщий доступ к информации, отсутствие закрытой информации.
- Единое образование для всех. Отсутствие деления образования для «недоразвитых» и «талантливых».
…
Этапы:
- 1 этап – политехническое воспитание;
- 2 этап – политехническое обучение;
- 3 этап – выход в жизнь человека с возможностью выбора в любой момент понравившегося направления деятельности и переквалификации на него. Этот этап длится до конца жизни человека.
Возможно, что этапов можно выделить ещё больше.
Ещё раз отметим, что весь процесс обучения является состоявшимся только в том случае, если задействованы все элементы и этапы. К примеру, если не обеспечена реализация 3 этапа - цель образования не достигается. Об этом, по сути, и говорит цитата Сталина из «Экономических проблем социализма».
Учитывая всё это, предлагается тому, что сейчас понимается под «Политехническим образованием» дать название «система Полнофункционального образования» или «Полнофункциональное образование».
Этот термин содержит несколько смыслов.
- Во-первых, человек прошедший эту систему будет обладать максимальным набором функций как элемент общества. Он может войти в любую сферу деятельности общества и решать там вопросы в максимально эффективном режиме. То есть система образования формирует в человеке максимальную полноту его функциональности, то, что Сталин назвал всесторонностью.
В этом смысле термин аналогичен термину Маркса.
«Выпускник» такой системы образования способен к управлению по полной функции в сложных процессах.
- Во-вторых, сама система образования как «машина» по производству определённого продукта – всесторонне развитых людей, должна работать по «полной функции».
Образование по полной функции – образование, включающее в себя все этапы и элементы процесса образования, которые были перечислены выше. При отсутствии хотя бы одного элемента или этапа, «Полнофункциональное образование» не состоится.
В этом смысле, в привязке к терминологии ДОТУ, новый термин даёт человеку, который его использует, понимание глобальности и многосоставности всего процесса образования о котором он говорит. Термин Маркса этого смысла не передавал.
Видится, что термин «Полнофункциональное образование» лучше отражает полноту смысла явления, к которому он привязан, чем термин «Политехническое образование». Он обеспечит однозначную передачу смысла между людьми его употребляющими, чего нет в настоящее время при употреблении старого термина.
Дополнительно к этому, привязка к ДОТУ даст дополнительный стимул к внедрению её терминологии в общество.
Возможно, существует более совершенная формулировка, которую мы не предложили, но которую может предложить кто-то другой. Поэтому мы начали разговор о «Политехнизме» публично.
Сейчас в обществе тема образования буквально кипит, но ни у кого нет понимания что конкретно нужно делать и как конкретно должна выглядеть система образования в итоге. Любому искренне болеющему душой за образование человеку, пусть он и изучил все материалы интернета про ЕГЭ, систему Базарного, раздельное воспитание, домашнее обучение и тд. и тп., нечего сказать и нечего потребовать от чиновника из Минобра и других ведомств и комитетов, которые занимаются «страшными» и непонятными для простого человека вещами, часто прикрывающимися умным словом «методические».
На наш взгляд, изучение вопроса «Политехнического или Полнофункционального образования», окончательная формализация того, что это такое, запустит процесс разрешения проблем образования автоматически.
Воплощение этой системы в жизнь автоматически ведёт общество в Социализм-Коммунизм и гарантированно обеспечит его устойчивость в преемственности поколений.
Начать изучение вопроса можно с работ «Движения имени Антипартийной группы 1957 года».