Новости

Граждане в 2022 году совершили через Систему быстрых платежей (СБП) Банка России более 3 млрд операций на 14,4 трлн рублей, что в несколько раз превышает аналогичные показатели прошлых годов. Причем переводы остаются самой популярной операцией, а к СБП подключено 213 банков, сообщил ЦБ. Эксперты считают, что бурное развитие этой системы не приведет к полному отказу от пластиковых карт: они несомненно уйдут в прошлое и как физический инструмент, и как платежная система, но это долгий путь.

Львиная доля торговых точек, внедривших оплату через СБП, - малые и средние предприятия. / РИА Новости

"Число магазинов, которые предлагают клиентам возможность оплаты товаров и услуг через Систему быстрых платежей, в 2022 году утроилось и превысило полмиллиона. За это время граждане оплатили таким способом 358 млн покупок на 720 млрд рублей. По количеству это в 26 раз больше, чем за весь предыдущий период работы системы", - указывает регулятор.

"Что касается возможности полного вытеснения карт Системой быстрых платежей, то это в руках ЦБ. Пока, насколько мы видим, действует принцип "пусть цветут все цветы" - развиваются и карты "Мир", и СБП", - отмечает глава правления "Финансовых инноваций" Роман Прохоров.

Ни одна из форм расчетов полностью никогда из оборота не вытесняется - даже наличные: у каждого своя ниша, которая может расти или сокращаться

В 2022 году в условиях ухода с российского рынка ведущих международных платежных систем наблюдалось дальнейшее развитие внутренней конкуренции продуктов мегарегулятора - карт "Мир" и СБП, указывает Прохоров. "Принципиальное отличие этих продуктов в участниках - ответственных за лояльность клиентов. Для карт "Мир" это банки, получающие интерчейндж и выплачивающие за счет него кешбэки клиентам. В СБП ответственность за лояльность переходит к торгово-сервисным предприятиям, получающим выгоду за счет существенного - в разы - снижения размера комиссии", - пояснил эксперт. 

По данным ЦБ, по мере роста популярности СБП растет и число ее пользователей - в среднем на 13-15% от квартала к кварталу в 2022 году. В IV квартале их было более 65 млн.

Страховые, брокерские и другие компании начали также активно использовать СБП для выплат своим клиентам. Объем таких переводов превысил 65 млрд рублей, привел данные ЦБ.

"На финансовом лугу должны спокойно "цвести" все виды платежных "цветов". Тогда каждый потребитель сможет выбрать себе услугу по вкусу и форме", - считает глава НСФР Андрей Емелин.

Сейчас платежные стикеры, масштабное тестирование которых запустили крупнейшие банки страны, тоже ищут себе "место под солнцем". Стикер крепится к смартфону и выглядит как обычная банковская карта, но в несколько раз меньше. Таким стикером платить можно везде, где есть терминал для бесконтактных платежей. В Сбере заявляли, что начинают масштабное тестирование этой технологии, которое будет бесплатным для клиентов. На этой неделе Сбер сообщил, что в течение трех часов собрал все заявки от клиентов на заказ бесплатных стикеров в рамках "пилота". "После оценки результатов тестирования, а также требуемых изменений в продукте, мы будем принимать решение о внедрении платежных стикеров в Сбере в промышленную эксплуатацию", - указали в пресс-службе банка.

В банке "Тинькофф" отметили, что с декабря 2022 года выдали клиентам свыше 110 тысяч платежных стикеров Tinkoff Pay. На сегодня с помощью стикеров Tinkoff Pay клиенты совершили уже более 900 тысяч транзакций. Тестирование стикеров начиналось с участием сотрудников компании и членов их семей, далее было масштабировано на клиентов. В настоящее время банк ежедневно выпускает более 7-8 тысяч стикеров. К концу первого полугодия число клиентов, оплачивающих покупки с использованием платежного стикера, превысит 1 млн, прогнозируют в банке. Ранее эксперты скептически оценивали потенциал развития таких стикеров. Вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков говорил, что стикеры не заменят владельцам айфонов систему бесконтактной оплаты ApplePay в полной мере. По его словам, стикер с NFC просто моделирует похожий сценарий оплаты. По сути, он заменяет пластиковую карточку. В наклейке есть чип, где прописываются реквизиты вашей карты, и стикер приклеивается на телефон, чтобы не носить с собой карту. При этом, он указывал, что этот продукт будет востребован, пока людям будет удобно им пользоваться.

Источник: rg.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 20.03: 3 702 руб.
Поддержали проект: 11 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также