Новости

Москва. 28 декабря. INTERFAX.RU - Российское судно "Академик Шокальский" продолжает дрейфовать во льдах Антарктиды в ожидании подхода ледоколов.

"К сожалению, "Снежный дракон" (ледокол КНР - ИФ) не мог пройти, но ждет другое судно, чтобы помочь", - пишет в своем микроблоге в "Твиттере" один из участников экспедиции профессор Крис Терни.

В Дальневосточном региональном научно-исследовательском гидрометеорологическом институте (ДВНИГМИ), которому принадлежит НИС "Академик Шокальский", развернут аварийный штаб.

Связь с судном поддерживается по спутниковому телефону и через интернет. Плановые сеансы связи проходят каждые 4 часа и немедленно в случае необходимости. Судно находится в дрейфе в ожидании подхода иностранных судов, сообщил агентству "Интерфакс-Дальний Восток" представитель ГУ МЧС по Приморью.

Китайский ледокол "Снежный дракон", подошедший к НИС "Академик Шокальский", поддерживает постоянную связь с российским судном.

Источник: Интерфакс

Источник: Вести


Скованное льдами судно ждёт третьего ледокола-спасителя

Спасатели попытаются вывести «Академика Шокальского» изо льдов

25 декабря 2013

По словам представителей Австралийского управления морской безопасности, планы по спасению могут измениться и тогда корабль оставят на месте, а людей эвакуируют

Спасатели попытаются вывести «Академика Шокальского» изо льдовРоссийский круизный лайнер «Академик Шокальский» с 74 пассажирами и членами экипажа на борту застрял во льдах Антарктики в 1,5 тыс. морских миль (2,7 тыс. км) от Хобарта. Рано утром 25 декабря Австралийское управление морской безопасности (Australian Security Intelligence Organisation, AMSA) получило с судна сигнал бедствия. На его спасение были направлены три ледокола. 

— Предполагается, что к утру 27 декабря эти ледоколы смогут, пробив льды, добраться до лайнера, чтобы его вывести. Операция осложняется плохими погодными условиями, сильным ветром. Не исключено, что наши планы по спасению могут измениться в любой момент — тогда забирать будем только людей, — заявила «Известиям» сотрудница AMSA Андреа Хайвард-Маэр. 

Паники, по ее словам, на корабле нет, никто не ранен, все сохраняют спокойствие. Дело в том, что среди пассажиров находятся хорошо подготовленные люди — в том числе 12 членов научной экспедиции «Дух Моусона». Они отправились к берегам Антарктики, чтобы повторить ряд экспериментов, которые провел ровно сто лет назад австралийский исследователь Дуглас Моусон. 

— Члены экспедиции — исследователи пингвинов, океанографы, геологи — должны были провести разнообразные дорогостоящие опыты, в том числе по оценке температуры льда и воды. Затем планировалось сравнить данные результаты с теми, что получил Моусон сто лет назад, проследить, что за это время изменилось, — рассказал «Известиям» официальный представитель экспедиции Элвин Стоун. 

По его словам, финансирование научного плавания в основном осуществлялось за счет частных фондов. Оказавшиеся же на корабле туристы — любители науки за путешествие заплатили от $16 тыс. до $18 тыс. каждый.

В своем Twitter лидер экспедиции корабля Крис Терней также продемонстрировал изрядное спокойствие, написав: «Тяжелые льды. Красиво. Легкий ветер. Всем счастливого Рождества».

Кто будет оплачивать спасательную операцию, пока непонятно. Построенное в 1982 году судно закреплено за Дальневосточным региональным научно-исследовательским гидрометеорологическим институтом. Неясно, кто его оператор. В австралийской круизной компании Aurora Expedition уверяют, что больше им не являются — данная информация появилась ранее в прессе.

— Мы с прошлого года не организуем туры на корабле «Академик Шокальский». Насколько мне известно, сейчас это судно занимается не туристической, а научной деятельностью. Но никаких подробностей я не знаю, — сообщила «Известиям» официальный представитель Aurora Expedition Лиза Болтон.

Вместе с тем туристические компании продолжают продажу туров в Антарктику на борту «Академика Шокальского». В частности, шведская компания Expeditions Online рекламирует круизы на нем под слоганом «Присоединись к команде настоящего научно-исследовательского судна». Однако и в этой фирме «Известиям» заявили, что являются не оператором судна, а лишь агентом по продаже билетов на туры. В Expeditions Online также добавили, что в настоящее время туров на «Академике Шокальском» в продаже нет.

Главный редактор журнала «Морской бюллетень» Михаил Войтенко уверен, что называть нынешний рейс «Академика Шокальского» туристическим круизом нельзя — судно вышло в плавание с научными целями и значительную часть людей на его борту составляют именно российские исследователи.

— Не исключено, что Росгидромет, которому принадлежит это судно, организовал рейс совместно с каким-то туристическим оператором, который продал путевки туристам, интересующимся наукой и пожелавшими отправиться в плавание вместе с учеными. Но из того, что я знаю на этот момент, следует, что владельцем судна выступает Российская Федерация, а значит, именно из бюджета России будет оплачена спасательная операция, — сказал Войтенко «Известиям».

Впрочем, сумма, по его словам, не будет значительной. Речь может идти о десятках тысячах долларов, в случае если российский корабль удастся сразу же вызволить из ледового плена. В случае же, если операция по какой-либо причине затянется, сумма может превысить $100 тыс.

Причем, считает Михаил Войтенко, операция действительно может затянутся из-за слабости  австралийского ледокольного флота.

— Насколько мне известно, в Австралии не очень хорошо с ледоколами. Я не исключаю, что в спасательной операции задействованы не ледоколы, а суда с меньшим ледовым классом. Но и «Академик Шокальский» тоже обладает ледовым классом. Таким образом, они могут просто не дойти до него. Если у австралийцев на судах есть вертолеты, то они в состоянии просто эвакуировать экипажи. Но для вызволения судна нужен ледокол, — подытожил Войтенко.

Российские ведомства, несмотря на тот факт, что судно принадлежит Российской Федерации, пока не занимаются его спасением. 

— Этой ситуацию контролирует Минтранс, который пока не просил помощи у МЧС. Если понадобится наша помощь, мы подключимся к спасательной операции, — заявили «Известиям» в пресс-службе МЧС.

В Минтрансе отметили, что пока они также не подключались к операции по спасению экипажа и пассажиров. 

— Если судно стоит около берегов Австралии, то по идее его должны спасать местные службы, — отметил представитель министерства.

Сейчас в южной части Тихого океана, где застрял корабль, — поздняя весна и, как рассказали «Известиям» в Арктическом и антарктическом научно-исследовательском институте, лед у кромки разрежен. Но прочность льда возрастает по мере приближения к Антарктиде. 

— Кромка может изменяться под влиянием ветра. При этом из разреженного льда образуются районы повышенной сплоченности льда, — пояснили в институте. Именно в таком льду, вероятнее всего, и оказался «Академик Шокальский».  

Обычно ледокол отправляется на помощь судну, если впереди зима и неясно, в каких условиях окажется застрявший корабль. В данной ситуации в районе пребывания корабля наступает лето и в ближайшее время могут сложится погодные условия, при которых корабль самостоятельно освободится изо льда. Подобные инциденты происходят несколько раз в год в межсезонье в разных частях мира, напомнили в институте.

— Суда подобного ледового класса могут ходить в основном за ледоколом, но в летне-осеннюю навигацию могут ходить в разреженном льду толщиной до 1 м (50% воды и 50% льда), — поясняет главный конструктор по ледокольной технике Крыловского государственного научного центра Валерий Беляшов. — Судно это — арктическое, его арктический класс достаточно высокий.

Он пояснил, что, если ветер подул в сторону материка и «поджал» лед, то у «Академика Шокальского» могло не хватить мощности, чтобы двигаться дальше. Причиной инцидента могло стать недостаточное внимание команды к прогнозу погоды. Эксперт также рассказал, что существуют специальные космические системы, которые позволяют отслеживать ледовую обстановку и делать прогноз по ее изменению. Эти программы прокладывают оптимальный курс следования судна.

— Ветер подует в другую сторону и разгонит лед. Если судно не несет на айсберг и оно стоит на глубокой воде, нужно стоять и дышать спокойно, — отмечает Беляшов.

Источник: Известия
 
От редакции "Закон Времени":
 
По словам Хайвард-Маэр, если операция затянется, отправившимся к берегам Антарктиды на российском судне ученым экспедиции «Дух Моусона» придется отложить свои планы и вернуться в Новую Зеландию, откуда они и начинали свой путь. Но пока в AMSA настроены оптимистично и надеются, что исследователям все-таки удастся закончить ряд экспериментов, которые ровно 100 лет назад провел австралийский исследователь Дуглас Моусон. Источник: Известия
 
Моусон (Mawson) Дуглас (1882-1958), австралийский исследователь Антарктики. Участник трех антарктических экспедиций: 1907-09 (руководитель Э. Г. Шеклтон), 1911-14 и 1929-31 (руководитель Моусон). Труды по геологии и гляциологии. Его именем назван ряд географических объектов в Антарктике.

Моусон Дуглас - исследователь Антарктики. Участник трех антарктических экспедиций: 1907-1909, 1911-1914 и 1929-1931 годов. В последних двух был начальником и научным руководителем. Автор трудов по геологии и гляциологии. Его именем назван ряд географических объектов в Антарктике.

Родился 5 мая 1882 года в Англии в городе Брэдфорде (графство Йоркшир). В 1884 году, когда будущему исследователю Антарктики было всего два года, его семья переселилась в Австралию. В 16 лет Моусон поступил в Сиднейский университет на горный факультет, через 3 года он получил диплом горного инженера. В 1903 году в течение шести месяцев Моусон находился в экспедиции по изучению геологии Новых Гебрид. К концу 1904 года Моусон закончил полный курс по геологии и в 1905 году получил ученую степень бакалавра наук и был приглашен читать лекции по минералогии и петрографии в Аделаидский университет (Южная Австралия).

В составе экспедиции Шеклтона Дуглас Моусон побывал в Антарктиде. Вернувшись в Австралию, Дуглас Моусон решил организовать в Антарктиду свою экспедицию. Главной ее целью было исследование малоизвестной части континента к югу от Австралии - Земли Уилкса.

В начале декабря 1911 года Дуглас Моусон во главе англо-австралийской исследовательской экспедиции отправился из Тасмании в Антарктиду, к Земле Адели. В январе 1912 года Моусон с группой сотрудников высадился на Землю Адели у залива Коммонуэлт и остался там на зимовку. Акваторию у этого побережья материка он назвал морем Дюрвиля. Продвигаясь дальше, прямо на запад, экспедиция 8 февраля открыла (вторично - после Уилкса) огромный шельфовый ледник Шеклтона. Дейвис обогнул его и вступил в обширный залив, названный Моусоном морем Дейвиса.

Группа Моусона выбрала для зимовки район, отличавшийся, как оказалось, самым суровым климатом на Земле - гораздо более суровым, чем в любом из исследованных в то время приполярных районов. В таких условиях группа провела на Земле Адели две зимовки и обследовала на лыжах и санях длинные (до 500 километров) участки побережья по обе стороны от базы.

10 ноября 1912 года Моусон, лейтенант англичанин Белгрейв Ниннис и врач швейцарец Ксавер Мерц отправились в поход с собачьими упряжками на восток от бухты Коммонуэлт.

Они открыли берег Георга V с ледниками Мерц и Ниннис, а также небольшим заливом Бакли. Самым восточным объектом, обнаруженным группой, оказался шельфовый ледник Джозеф Кук (Моусон, правда, посчитал его заливом, заполненным льдом).

В пути от лишений погибли Мерц и Ниннис. Моусон остался один посреди ледяной пустыни. До базы оставалось еще около 200 километров. Изнемогая от усталости, больной, он продолжал движение на запад, волоча за собой сани. Он почти умирал с голоду, но в конце января наткнулся на сложенный из снежных глыб гурий, под которым спасательный отряд сложил запас продуктов. Это помогло ему додобраться до базы.

Экспедиция Моусона нанесла на карту огромную (около 4 тысяч километров) "дугу" антарктического побережья, связав открытия Уилкса, Дюмон-Дюрвиля, Дригальского, Скотта и свои собственные, выявив более сотни различных географических объектов; ее труды составили 22 тома.

Экспедиция Моусона примечательна также тем, что в ней впервые была применена радиосвязь - между базой на мысе Денисон и Австралией через промежуточную радиостанцию на острове Макуори. Правда, эта радиосвязь была регулярной лишь во вторую зиму. Кроме того, Моусон пытался применить в экспедиции аэросани. Это была третья попытка применения механического транспорта в Антарктиде после Шеклтона (1908) и Скотта (1911).

После возвращения экспедиции Моусон стал признанным полярным исследователем. Он был награжден орденом Британской империи, медалью Лондонского географического общества и рыцарским званием.

Осенью 1929 года Моусон во главе Британско-австралийско-новозеландской экспедиции, названной БАНЗАРЭ, на судне "Дискавери", служившем еще экспедиции Скотта, снова отправился в Антарктиду. Два летних сезона экспедиция вела описание берегов Антарктического континента и выполняла океанографические наблюдения.

В антарктический сезон 1930/31 года Моусон совершил плавание на "Дискавери" от Земли Виктории на запад до Земли Эндерби. Ледовые условия вдоль берега Антарктиды в тот год были более сложными, и лишь поднимаясь на самолете, исследователи рассмотрели ледяной берег, известный под общим названием Земли Уилкса. Моусон давал название виденным издалека частям берега, не проводя четкой границы между ними: берег Банзарэ, Земля Принцессы Елизаветы. Не доходя Земли Мак-Робертсона был открыт большой залив, названный тогда Моусоном морем Макензи, в честь капитана "Дискавери". Сейчас эта акватория Южного океана носит название моря Моусона.

Этой экспедицией Моусон завершил свои путешествия в Антарктиду. Однако до последних лет жизни - он умер в возрасте 77 лет - Моусон был вдохновителем всех последующих австралийских антарктических исследований.

Источник: Хроно

Смотрите оригинал материала наhttp://www.interfax.ru/news/349432

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 24.04: 7 202 руб.
Поддержали проект: 17 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также