Принимая важные финансовые решения, мужчины, как правило, стараются получить как можно более широкую картину, в то время как женщины уделяют гораздо больше внимания мелким деталям.
Что лучше: череда маленьких побед немедленно или одна большая награда, но в будущем? Эта дилемма способна отравить каждое решение, которое мы принимаем, будь то инвестиции или диета. Последние исследования показали, что мужчины и женщины используют разные стратегии, чтобы сделать выбор в каждой из подобных ситуаций.
Чтобы понять какие решения представители разных полов принимают, когда перед ними встаёт выбор типа «немного, но немедленно, либо большой куш, но в отдалённой перспективе» исследователи предлагали участникам поиграть в азартные игры.
В большинстве этих экспериментов между стилями игры мужчин и женщин большой разницы не обнаружилось. Однако один эксперимент, получивший известность как Iowa Gambling Task, дал неожиданный результат: он показал, что мужчины значительно лучше, чем женщины, справляются с выбором эффективной стратегии, когда на кону стоит крупный выигрыш.
Исследователи из Университета Айовы попросили группу участников сыграть в игру: перед игроками положили четыре колоды, и они должны были по очереди брать по одной карте из любой из них. Разные карты могли принести участникам либо премию, либо штраф. Что это будет – они заранее не знали, но должны были максимизировать свою прибыль.
Кроме того, для каждой колоды существовали свои собственные выигрышные комбинации. В двух колодах премии были мелкими, но значительно более частыми. Однако тех, кто выбирал, в основном, карты из этих колод, в результате ждал проигрыш. Карты из двух оставшихся колод иногда приносили крупные выигрыши, но гораздо чаще оборачивались мелкими штрафами. Тем не менее, в долгосрочной перспективе те, кто выбирал карты из этих колод, выигрывали. Таким образом, стратегии, ведущие к победе, были для игроков совершенно не очевидными.
В обзоре, опубликованном научным журналом Behavioural Brain Research, говорится о следующей тенденции: что мужчины фокусировались на общей картине, подсчитывая свой общий выигрыш, и делали выбор в пользу тех колод, которые дают больше шансов на выигрыш в долгосрочной перспективе. Женщины больше фокусировались на деталях – на частотности призов и штрафов, которые давала каждая колода, и упускали из виду общую картину. Женщины оказались более чувствительными к потерям, и со временем начинали брать карты только из той колоды, которые были связаны с меньшим риском потерь. Из-за этого женщинам было труднее определить действительно выигрышную стратегию.
Две вышеупомянутые стратегии связаны с разницей в активации орбитофронтальной коры –области мозга, расположенной сразу за глазами и связанной с принятием решений и оценкой ожидаемых положительных или отрицательных последствий. В ходе принятия решений у женщин наблюдалось больше активности в средней части этой области (которая отвечает за типичные модели поведения и ожидание немедленного вознаграждения), а у мужчин – в верхней части (подразумевающей необычные модели и ожидание вознаграждения в долгосрочной перспективе).
«Ошибки женщин при выполнении этого задания на самом деле связан со способом обработки информации, – пояснил один из авторов исследования, нейробиолог из Университета Утрехта (Нидерланды) Рууд ван ден Бос. Внимание к мелочам делает женщин более восприимчивым к переменам. Если бы вдруг, к примеру, в середине игры комбинации карт в каждой колоде изменились, они заметили бы это раньше, чем мужчины. В данном случае игра «на перспективу» была лучшей стратегией, но в ситуациях, которые действительно требуют внимания к мелочам, преимущество может оказаться у женщин.
Ван ден Бос подчеркнул, что принятие решений в реальной жизни – гораздо более сложный процесс, чем то, что можно смоделировать в лабораторных условиях. Поэтому было бы неверным утверждать, что какая либо из стратегий лучше и эффективней.
Они просто разные – вот и всё.