СЕРГЕЙ ГЛАЗЬЕВ
ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза, академик РАН
В целом экспертное сообщество, занимающееся этой проблематикой, к проекту Таможенного союза относилось очень скептически.
Почти все критиковали его, выражали сомнения, говорили, что этого никогда не будет, потому что дезинтеграция – это столбовая дорога СНГ и переломить дезинтеграционный вектор на интеграционный не удастся.
Приводились доводы о том, что объективно мы настолько разошлись, что доля торговли со странами СНГ в структуре товарооборота России не более 8–9%; что для России СНГ – всего лишь маргинальная часть экономических интересов; что в основном Россия торгует с Европой и Китаем.
Кроме того, приводился довод, что субъективно наши бывшие партнёры по СССР якобы настолько боятся утратить свой суверенитет, что ни о каких наднациональных органах не может быть и речи.
Если проанализировать научную прессу и литературу 3–5-летней давности, можно проследить, что кроме Института стран СНГ все остальные научные структуры в основном выражали скепсис и доказывали, почему интеграция государств в Таможенный союз вряд ли состоится.
Институт стран СНГ неизменно стоял на правдивых и даже субъективно-исторических позициях, связанных с тем, что все мы хотим получить твёрдую почву под ногами, восстановить целостность и обрести способность к самостоятельному развитию. Нам нужно восстанавливать единое не только экономическое, но и духовное, культурное и гуманитарное пространство.
Локально первую часть задачи мы реализовали, создав общее пространство товаров. Оно уже функционирует третий год, а с 1 июля 2011 года – в полном объёме. Мы имеем единую таможенную территорию – без таможенных границ и таможенного оформления.
Результаты устранения таможенных и других видов контроля превзошли ожидания: рост взаимной торговли за 9 месяцев 2011 года внутри Таможенного союза составил по отношению к прошлому году 44%. Это в два раза больше, чем рост международной торговли в целом.
Особенно бурно развивается приграничная торговля, больше всего страдавшая от таможенных барьеров. Бурно развивается торговля товарами, наиболее чувствительными к простоям на границах, – прежде всего товарами агропромышленного комплекса, где механизмы санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля часто использовались для достижения специфических целей.
Важнейшим показателем эффективности интеграции является восстановление кооперации производства в тех сферах деятельности, где мы тесно связаны в силу производственно-технологических и исторических корней. Там, где раньше работали всесоюзные производственные и научно-производственные объединения с десятками тысяч работников.
Все эти практические свершения свидетельствуют о том, что интегрироваться могут не только близкие по структуре и уровню развития страны, что является досужим вымыслом.
Наиболее мощный интеграционный эффект возникает именно в тех сферах, где велико разнообразие, где возникает много синергетических эффектов, связанных с сочетанием конкурентных преимуществ. Белорусско-казахстанская торговля растёт прежде всего за счёт того, что белорусы переносят сборку машиностроительных изделий в Казахстан, а тот больше поставляет в Белоруссию продуктов нефтехимии.
Исследования, которые проводились экспертами институтов, занимающихся анализом процессов на постсоветском пространстве, подсказывали нам, что главный эффект от Таможенного союза и Единого экономического пространства достигается в долгосрочной перспективе.
К примеру, межотраслевой баланс, расчёты по которому проводились для четырёх государств (включая Украину), показывает в десятилетней перспективе прирост валового продукта за счёт интеграционных эффектов на 15%.
Последние расчёты, полученные Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН и Институтом экономики и прогнозирования НАН Украины, дают оценку интеграционного эффекта в терминах прироста валового продукта в расчёте до 2030 года в 1,1 триллиона долларов.
Это дополнительный объём продукции, который может быть произведён за счёт восстановления Единого экономического пространства. В терминах прироста это означает, что мы будем получать примерно на 7% валового продукта в год больше, чем без ЕЭП.
Очень велики возможности наращивания производства в тех сферах, где традиционно была сильна научно-технологическая кооперация – машиностроение, наукоёмкая промышленность и в целом высокотехнологический сектор.
Снятие таможенных границ важно прежде всего для тех, кто собирает готовые изделия из комплектующих, поставляемых из других государств. Где каждый раз, пересекая границу, поставщики сталкиваются с лишними издержками и потерями.
Мы рассчитываем, что одним из эффектов Таможенного союза станет восстановление той диверсификации экономики, которая у нас была. Рассчитываем на повышение доли машиностроения, наращивание конкурентных преимуществ, прежде всего в наукоёмких отраслях – авиа-, сельхозмашино-, автомобиле-, приборостроении и т. д.
С 1 января 2012 года будет сделан следующий шаг: наряду с общим рынком товаров у нас заработает общий рынок услуг, капитала и труда в соответствии с уже подписанными соглашениями по формированию Единого экономического пространства.
Это очень важный шаг вперёд, потому что Таможенный союз, ещё раз подчеркну, ограничивается общим рынком товаров. А с 1 января наши предприятия будут предоставлять нашим потребителям и услуги на условиях национального режима на единой таможенной территории.
С 1 января вступит в силу целый ряд соглашений, в том числе об ограничении промышленных и сельскохозяйственных субсидий, о выравнивании условий конкуренции и антимонопольном регулировании.
К 2015 году с точки зрения условий конкуренции мы получим абсолютно однородное экономическое пространство. Доступ к железной дороге, к трубе, к энергоносителям – всё это будет унифицировано. Вдобавок к этому государства-члены ЕЭП получат право участвовать в госзакупках друг у друга.
Фактически у нас не будет различий в производстве товаров и услуг в зависимости от государственной принадлежности компаний. Конечно, останутся различия в регулировании внутри трёх государств, но не будет никакой дискриминации по национальному признаку.
То есть если вы работаете в Казахстане, к вам будут относиться так же, как в России на российском предприятии. И наоборот, соответственно.
Снимаются все ограничения на инвестиции, операции банков в отношении друг друга, возникает общий финансовый рынок и предполагается формирование общего финансового регулятора, который будет отвечать за функционирование общего рынка ценных бумаг и финансового рынка на общей таможенной территории.
Очень важный момент, с которым увязывается фактор успеха в создании Таможенного союза и Единого экономического пространства, связан со своевременным принятием решения главами государств и правительств в отношении делегирования национальных полномочий наднациональному органу.
От деклараций, планов и ожиданий мы перешли к реальному процессу интеграции, создав Комиссию Таможенного союза. Ей были предоставлены значительные полномочия, они сейчас весьма обширны и охватывают вопросы торговой политики, а также право принятия решений по импортным пошлинам, по количественным ограничениям во внешней торговле. Это вопросы формирования норм санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля. Это регулирование принятия технических регламентов и таможенное регулирование.
Передача наднациональному органу этих полномочий позволила получить субъект, отвечающий перед главами государств и правительств за выработку всей нормативно-правовой базы, её согласование и принятие решений.
Наше «ноу-хау», если сравнивать с другими таможенными союзами, – двухсущностное свойство этого наднационального органа.
С одной стороны, Комиссия – это орган, решения которого обязательны к исполнению на территории всех трёх государств. С другой, она сама ничего не сочиняет и работает по инициативам национальных правительств.
То есть, с точки зрения подготовки и принятия решений, Комиссия работает как межгосударственный орган. Он наднациональный по форме и межгосударственный по содержанию своей работы.
Стягивание трёх государств проводилось через межправительственные согласования. Комиссия Таможенного союза объединяла три правительства на уровне первых вице-премьеров. А за ними были министерства и ведомства.
Общая численность экспертов, должностных лиц, участвовавших в этом процессе, составляла свыше трёхсот человек. И они работали по единому плану, добиваясь того, чтобы все решения принимались на взаимовыгодной основе. И почти все 900 решений, которые Комиссия приняла на сегодня, были приняты консенсусом.
Мы ни разу не прибегали к процедуре голосования.
Сейчас объявлено о переходе к новой фазе интеграции и о создании Евразийской экономической комиссии. Как будет выглядеть Евразийский экономический союз, пока говорить рано. Пока можно констатировать, что это Таможенный союз плюс Единое экономическое пространство.
Переход к ЕЭС означает прежде всего формирование общей стратегии развития, которая должна появиться вместе с общим рынком, и формирование общесоюзных институтов регулирования экономики.
Общая стратегия необходима, чтобы мы могли оптимально сочетать конкурентные преимущества и избегать ситуаций, когда появляются избыточные мощности. Например, того, что в разных местах строят автозаводы без учёта баланса производства и потребления автомобилей.
Общая стратегия развития нужна также для правильного определения прорывных и перспективных направлений экономического роста. Именно переход к общей стратегии развития даст главный эффект.
Общий рынок плюс общая стратегия развития и дают те 1,1 трлн долларов – эффект Евразийского экономического союза вместе с Украиной (без неё – на 250 миллиардов меньше, но тоже большая величина).
Источник: file-rf.ru