Аналитика

Санкционная отдача: чем вызван рекордный за три года обвал немецкой промышленности

В ноябре 2023 года объём промышленного производства в Германии снизился на 4,8% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. Об этом во вторник, 9 января, сообщило Федеральное статистическое управление ФРГ.

По данным ведомства, немецкие предприятия сокращают выпуск шестой месяц подряд. При этом ноябрьский обвал промышленности стал самым масштабным с февраля 2021 года, когда страна переживала последствия пандемии коронавируса.

Согласно опубликованному в начале января отчёту агентства S&P Global и Гамбургского коммерческого банка, индекс деловой активности (PMI) в производственном секторе ФРГ уже на протяжении полутора лет непрерывно остаётся ниже критической отметки 50 пунктов. Такое положение дел традиционно указывает на ухудшение ситуации в отрасли.

«В последние несколько месяцев производители стали активнее сокращать численность сотрудников, особенно в сегменте промежуточных товаров. Вероятно, эта мера — реакция на тенденцию, связанную с сокращением портфелей заказов значительного числа компаний до объёма, при котором сохранение прежней численности штата становится нецелесообразным», — говорится в докладе.

В целом предприниматели Германии всё более скептически оценивают нынешнее положение дел в стране, о чём свидетельствуют материалы немецкого Института экономических исследований Ifo. Так, по результатам декабрьского опроса, настроения бизнеса относительно текущей ситуации в ФРГ упали до самого низкого уровня с августа 2020 года.

«По оценке компаний, текущая деловая ситуация значительно усугубилась. Их прогнозы также стали пессимистичнее. Особенно тяжёлые времена переживают энергоёмкие отрасли промышленности», — отмечают авторы исследования.

Одним из главных вызовов для немецкой промышленности стало резкое удорожание энергоносителей после введения антироссийских санкций. Такую точку зрения в интервью RT выразил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.

«Ещё в середине 2022 года в стране ощутимо выросли цены на нефть и природный газ в преддверии отказа от закупок этих ресурсов у России. Затем, после происшествия на газопроводах системы «Северный поток», стоимость сырья возросла ещё сильнее, ведь теперь его приходится закупать у США и Норвегии, что обходится гораздо дороже. При этом цены на углеводороды занимают до 20—40% в себестоимости некоторой продукции», — пояснил Чернов.

По словам экспертов, стремительное удорожание топлива и, как следствие, целого ряда других товаров привело к падению потребительского спроса, поскольку население стало больше экономить. На этом фоне промышленные предприятия начали закрываться или переносить своё производство в страны с менее дорогой энергией, прежде всего в Соединённые Штаты.

Более того, для обуздания инфляции в 2022 году Европейский центробанк стал повышать процентные ставки, хотя ранее на протяжении длительного периода удерживал их около нулевой отметки. В результате кредиты в Европе стали менее доступными, что привело к ещё большему ослаблению потребительского спроса и деловой активности.

«В ЕС наблюдаются трудности на фоне высоких ставок. Есть проблемы в итоге с рефинансированием долгов: не все компании могут потянуть резко выросшие проценты по ставкам и обслуживать долги», — объяснил RT доцент Финансового университета при правительстве России Сергей Суверов.

Дополнительным ударом для многих немецких предприятий стал добровольный отказ ФРГ от использования дешёвой атомной энергетики, считает старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко. Кроме того, по его словам, определённую роль сыграло и непродуктивное расходование Берлином бюджетных средств на разжигание военного конфликта на Украине.

«На долю Германии приходится примерно половина той финансовой помощи, которую Евросоюз предоставляет Киеву. Причём даже на фоне всех обостряющихся проблем в немецкой экономике руководство ФРГ выступает за дальнейшее выделение средств Украине, одновременно урезая льготы для собственного бизнеса. Подобное поведение выглядит не совсем здравым, и это прямой путь к деградации Германии в качестве экономической силы ЕС», — добавил собеседник RT.

Согласно предварительным оценкам Еврокомиссии, по итогам 2023 года немецкая экономика вошла в рецессию и сократилась на 0,3%. При этом вслед за Германией с падением ВВП столкнулись ещё девять стран ЕС: Латвия (-0,2%), Литва и Чехия (-0,4%), Австрия и Швеция (-0,5%), Люксембург (-0,6%), Венгрия (-0,7%), Ирландия (-0,9%) и Эстония (-2,6%).

«Экономика ФРГ занимает порядка 25,5% ВВП всего Евросоюза. То есть Германия, по сути, выступает основным донором и наполнителем бюджета ЕС. По мере ухудшения ситуации в немецкой экономике растут риски для других государств Европы, которые получают субсидии из общего бюджета. Таких стран-иждивенцев сейчас 18. Если им будут меньше давать денег, то благосостояние людей в этих странах будет и дальше снижаться», — заключил Оленченко.

Источник: russian.rt.com

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 24.04: 7 202 руб.
Поддержали проект: 17 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также