Российская нефть ВСТО (ESPO) стала стоить дороже эталонного сорта Brent впервые с ноября 2022 года - момента введения странами G7 и ЕС механизма потолка цен (price cap). Наш сорт торгуется к эталонной североморской нефти с премией в 50-60 центов по контрактам с поставкой в октябре, сообщает Bloomberg.
Такое соотношение было не редкостью до декабря прошлого года, но после принятия price cap нефть ESPO продавалась с дисконтом на максимуме, доходившем до 15 долларов за баррель относительно Brent. Потолок цен ограничивал цену нашей нефти 60 долларами за баррель. Сейчас ESPO торгуется выше 95 долларов за баррель, а Brent - около 94,5 доллара за баррель. Впору заявить, что механизм ограничения цен на нашу нефть дает все большие сбои. Это действительно так, но правильней будет сказать, что санкции и контрмеры против них окончательно расстроили мировой топливный рынок, входящий в полосу глобального кризиса, который не обойдет и нашу страну.
По объемам экспорта марка ESPO ранее занимала второе место после Urals, которая поставлялась в Европу. Сейчас соотношение неизвестно, но, вероятнее всего, оно не сильно изменилось, даже если доля ESPO немного возросла. На этот сорт в 2021 году приходилось около 26% от объемов экспорта, на Urals - чуть менее 70%. Увеличению доли ESPO в экспорте препятствуют инфраструктурные ограничения, сорт получается в результате смешения нефти Западной и Восточной Сибири и поставляется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), главным образом в Китай, по трубопроводу и через дальневосточный порт Козьмино. Через балтийские и черноморские порты проходит нефть Ural, и здесь возможности увеличить отгрузки значительно больше.
По мнению замдекана экономического факультета МГУ Александра Курдина, рост цен на ESPO - не причина, а следствие складывающегося дефицита на мировом рынке.
Рост цен на ESPO связан с высоким спросом на все виды топлива в АТР, прежде всего в Китае, и добровольными сокращениями добычи и экспорта нефти Саудовской Аравией и Россией, считает консультант компании "Имплемента" Евгения Попова. Бленд (смесь) ESPO является востребованным независимыми китайскими нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ), благодаря короткому логистическому плечу и низкой себестоимости переработки. Более 30% всего их импорта по итогам первого квартала 2023 года пришлось на ESPO.
Для Европы и других импортеров нефтепродуктов из стран АТР рост цен на ESPO означает дальнейшее подорожание бензина и дизельного топлива (ДТ). Причем, по данным Kpler, больше всего растут цены на сорта нефти, богатые средними дистиллятами. То есть те, из которых получается больше дизеля, а не бензина. А именно опасность дефицита ДТ сейчас нависла над странами Старого Света. Выгодней ESPO для производства дизеля было бы использовать Urals, но его доставка до Китая очень дорогая.
Говорят также и о дефиците ДТ в США, но там это больше экспортный товар, доля дизельных автомобилей там ничтожно мала (меньше 10%). А вот сокращение экспорта американского ДТ может серьезно отразиться на других рынках.
России глобальный дефицит топлива не грозит. Но в целом риски на внутреннем рынке растут. Компаниям выгоднее экспортировать добываемую нефть, чем направлять на переработку. Хотя именно из-за ESPO возникновение даже локальных дефицитов невозможно. Сорт не используется в России для нефтепереработки.
Как отмечает Попова, ESPO является смесью из нефти, добываемой на месторождениях Восточной Сибири, и отправляется напрямую на экспорт в нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО).
Рост цен на ESPO будет выгоден нашим компаниям-экспортерам. В бюджет налоги платятся из расчета цен сорта Urals, и подорожание ESPO на доходах казны никак не отразится. А вот рост мировых цен на топливо будет воздействовать на наш рынок и толкать цены вверх.
Остается вопрос, ждать ли реакции G7 и ЕС на столь явное пренебрежение их выдумки - price cap.
С точки зрения начальника управления аналитических исследований ИК "Ива Партнерс" Дмитрия Александрова, реакции может никакой и не последовать, поскольку нефть ESPO является специфичной экспортной номенклатурной единицей с уникальными физико-химическими характеристиками, заточенной под восточное экспортное направление и локальных покупателей.
Схожего мнения придерживается Курдин, ситуацию не следует интерпретировать в жесткой связке с ценовым потолком, считает он. Потолок цен поддерживается за счет ограничений на различные финансовые и транспортные услуги, сопутствующие морским поставкам российской нефти по международным маршрутам. В то же время поставки ESPO либо направляются прямиком в Китай без морской перевозки, либо могут быть реализованы в АТР, но тоже или в Китае, или поблизости, что не требует длительных морских маршрутов через сферы влияния недружественных государств.
Источник: rg.ru