Белорусам в 2017 году придётся привыкать к низкому уровню зарплат, поскольку множество госпредприятий в стране неэффективны и не могут существовать без постоянных вливаний из бюджета. В ситуации, когда предпосылок для роста экономики нет, предстоят массовые увольнения работников. Доходы людей, которые сокращались в минувшем году, будут и дальше падать. При этом власти не спешат реформировать госсектор, стремясь сохранить действующую экономическую модель. О причинах и перспективах развития кризиса в стране — в материале минского корреспондента RT.
Прыжок за черту бедности
О белорусском экономическом чуде до сих пор по инерции говорят многие российские аналитики и журналисты. Но в самой Белоруссии его давно не упоминают. Сложно говорить о «чуде», когда доходы падают на фоне растущих цен. В результате всё больше граждан оказываются на грани нищеты.
Средняя за 2016 год начисленная зарплата составила лишь $360. При этом ещё в 2014 году белорусы получали в среднем $592 — это было максимальное значение зарплат в истории страны.
Реальные располагаемые доходы белорусов продолжают падать. Как указывает национальное статистическое ведомство (Белстат), в январе — ноябре этот показатель снизился на 7,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Статистика за последние 23 месяца говорит о том, что это самое глубокое падение. А ведь правительство прогнозировало, что в 2016 году реальные доходы населения вырастут на 0,5%.
Однако не срослось. По состоянию на конец года в распоряжении каждого второго жителя страны было менее 350 белорусских рублей в месяц ($175). Эти данные приводит общественно-политическое онлайн-издание UDF.by. Среднедушевыми средствами от 350 до 600 рублей (то есть до $300) располагали 36% населения. Но при таком раскладе возникает вопрос: откуда взялись средние $360 по стране? Во-первых, это начисленная зарплата, то есть до вычета всех налогов. Во-вторых, статистику во многом вытягивает Минск: средняя зарплата в белорусской столице на 45% выше, чем по стране.
Соответственно, в белорусских регионах дела идут совсем плохо. За год там резко выросло число людей, располагающих суммой ниже бюджета прожиточного минимума (174 рубля, или $87). На первом месте в своеобразном «рейтинге нищеты» оказалась Брестская область, в которой за чертой бедности находятся 8,1% населения (данные информационного портала News.21.by). Даже по официальной статистике в III квартале 2016-го за чертой бедности оказались почти 158,8 тыс. домохозяйств (семей), или 4,1% от общего числа белорусских домохозяйств. Ежемесячный доход этих семей был ниже бюджета прожиточного минимума. Причём, как сообщает сайт города Любча, наиболее часто за чертой бедности оказываются семьи с детьми до 18 лет.
Реальная заработная плата падает, и даже Белстат признаёт, что уровень денежных доходов населения в первом полугодии 2016 года составил только 91,1% по отношению к аналогичному периоду 2015 года — тоже кризисного. При этом на фоне роста цен (в том числе на услуги ЖКХ) покупательская способность населения приблизилась к уровню 2005 года.
Во многом это связано с массовым банкротством как частных фирм, так и госпредприятий. Суды не справляются с наплывом дел о банкротстве, общее количество которых в декабре 2016-го составило 3071. И самое впечатляющее — то, что на фоне всеобщего падения доходов и растущей безработицы Александр Лукашенко своим указом ввёл налог на безработицу — так называемый «налог на тунеядцев». То есть если человеку не удаётся определённое время (183 дня) устроиться на работу, он должен заплатить государству 360 рублей в год ($180).
В 2017-м будет хуже
В какой-то степени падение доходов белорусов связано и с нефтегазовым конфликтом между Минском и Москвой. Еще 29 ноября 2016-го министр экономики Белоруссии Владимир Зиновский сообщил, что из-за урезания Россией поставок беспошлинной нефти ВВП страны в 2016 году может снизиться до 97,4—97,5% (данные телеграфного агентства «Белта»). Как результат, в конце года обвалились макроэкономические показатели.
Но конфликт до сих пор не разрешён, и уже известно, что в 2017 году Белоруссия вместо планировавшихся 24 млн тонн российской нефти получит только 18 млн тонн или даже меньше. То есть доходы бюджета продолжат сокращаться.
На этом фоне правительство Белоруссии обсуждает перспективу масштабных сокращений персонала на предприятиях госсектора. Вопрос в том, что делать с неэффективными производствами и с тысячами их работников в связи с планируемым реформированием госпредприятий.
По словам заместителя министра финансов Максима Ермоловича, «белорусская экономика должна сбросить бремя убыточных государственных предприятий». По данным статистики, только за III квартал 2016-го с белорусских предприятий уволили 91 тыс. человек. Статус нерентабельных получили 30% предприятий промышленности, в сельском хозяйстве этот показатель достиг почти 40%. Работники таких производств, скорее всего, в 2017-м станут безработными. А между тем это около 10% из 4,5 млн человек, которые находятся в трудоспособном возрасте. По сведениям издания «Завтра твоей страны», сокращение персонала сегодня наблюдается во всех отраслях белорусской экономики, кроме IT, сферы услуг и нефтепереработки. При этом пособие по безработице в Белоруссии самое низкое во всем СНГ — чуть больше $10 в пересчёте.
По словам эксперта, большинство белорусских госпредприятий неэффективны и не могут существовать без систематических финансовых вливаний со стороны государства. Из-за этого прежде государство постоянно прибегало к помощи «печатного станка». Отсюда и постоянное лидерство Белоруссии среди стран СНГ и Восточной Европы по уровню инфляции и девальвационных процессов.
Но теперь денежно-кредитная политика изменилась, и предприятия перестали получать финансовые вливания. Значит, предстоят массовые увольнения, доходы людей значительно упадут. При этом руководство страны не желает идти на реальные структурные реформы, стремясь сохранить действующую экономическую модель.
«Возникает вопрос: что мы увидим не только в 2017-м, но и в перспективе нескольких ближайших лет. Есть несколько вариантов развития. Первый — постепенное снижение уровня жизни и дальнейшее падение экономики. Второй — Лукашенко не выдержит и ради поднятия рейтинга включит «печатный станок». Это будет означать краткосрочный взлёт экономики и доходов, но он уже в скором будущем сменится на ещё более сильное падение, — считает Аксёнов. — Судя по всему, медленная стагнация с падением доходов людей — это всё же лучший сценарий, чем попытка оживить нерентабельную промышленность с помощью «печатного станка». В противном случае даже нынешняя средняя зарплата нам покажется сказкой».
Источник: rt.com
От редакции Закон Времени: по данной теме смотрите - Взгляд изнутри: Белоруссия 2016