Моя вчерашняя очень и очень короткая статья "Путин запретил Центральному Банку России..." вызвала весьма немалый интерес и под ней развернулись невероятные по накалу баталии, к сожалению, не без взаимных оскорблений. Но также там было очень много вопросов и замечаний, которые я решил вынести в отдельный текст с пояснениями от себя.
Итак, обо всём по порядку.
1. Для того, чтобы вступать в спор о Банке России, предлагаю всем изучить основу основ: что есть ставка рефинансирования, а что такое ключевая ставка.
Ключевая ставка Банка России - процентная ставка по основным операциям Банка России по регулированию ликвидности банковского сектора. Является основным индикатором денежно-кредитной политики. Была введена Банком России 13 сентября 2013 года. То есть, когда мы говорим о снабжение деньгами коммерческих банков со стороны ЦБ, то мы говорим именно о ключевой ставке.
Ставка рефинансирования ЦБ России с 2013 года используется для расчётов штрафов и пеней и не имеет отношения к денежно-кредитной политике Банка России.
2. Да, Путин не отдавал каких-либо приказов или указаний Банку России. Он вполне буднично подписал очередной федеральный закон. Однако, многие утверждали в комментариях, что Президент России не имеет права не подписывать федеральные законы, принятые Госдумой и одобренные Советом Федерации. Что в корне не верно.
Статья 107 Конституции России гласит:
1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
2.Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
3.Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.
Переведём часть 3 статьи 107 на русский язык: Президент России имеет право вето, т.е. может отклонить любой федеральный закон, который поступает к нему на подпись. И только в том случае, если закон, не претерпев ни единого изменения, будет повторно принят 2\3 голосов в Госдуме и в Совете Федерации, его обязан подписать Президент.
Активно правом вето в 90-ых годах пользовался Борис Ельцин. Существующая же сейчас политическая система является вполне рабочей и в её рамках все законопроекты согласовываются со всеми формулировками во вполне рабочей атмосфере, без каких-либо особенных конфликтов.
3. Также в комментариях утверждалось, что регулировка рынка ОСАГО отдана ЦБ России вроде как на "аутсорсинг" и там он работает "постольку\поскольку". И это опять же неверное утверждение.
Идём к Федеральному закону № 86 от 10 июля 2002 года "О Центральном Банке Российской Федерации". А если точнее, то для начала к п. 9.1:
9.1 <Банк России> осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами; (п. 9.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
Затем идём к главе 10 данного закона, точнее к п.9 статьи 76.1:
Некредитными финансовыми организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом признаются лица, осуществляющие следующие виды деятельности:
9) деятельность субъектов страхового дела;
Таким образом, с 2013 года Банк России (напомню всем, что Набиуллина стала председателем ЦБ России в июне 2013 года) получил расширение зоны своей ответственности и в неё вошли страховые компании с полным спектром своей деятельности.
Регулирование каждого отдельного направления осуществляется в соответствии с соответствующим федеральным законом. Например, страхование ответственности застройщиков осуществляется в соответствии с ФЗ № 214 от 30.12.2004 г. "Об участии в долевом строительстве. Многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", который возлагает некоторые дополнительные обязанности на тот же Банк России.
Таким же образом ФЗ № 40 от 25.04.2002 г. "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" разъясняет зоны ответственности ЦБ России в данном виде страхования.
Кстати говоря, обязательства Банка России выполнять требования федеральных законов налагаются на него сугубо в рамках статьи 1 ФЗ "О ЦБ России":
Статья 1. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом идругими федеральными законами.
4. Теперь перейдём к сути изменений, ибо порядок изменений в законе об ОСАГО показателен.
До Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ регулированием рынка ОСАГО занималась федеральная служба по финансовым рынкам, как основной регулятор на страховом рынке.
Однако потом вся власть перешла в руки ЦБ России.
И тут возникает интересный нюанс, которые весьма многие отказались заметить. Закон об ОСАГО перерабатывался очень долго и очень много раз. Однако уже в его первой редакции от 07.05.2002 г. имелась статья 8, в которой особенно можно выделить часть 3:
1. Государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
3. Срок действия установленных страховых тарифов не может быть менее чем шесть месяцев.
Сейчас, наверное, каждый из вас задался вопросом, а в чём же тогда сенсация?
Сравните с действующей статьёй, с правками, внесёнными № 214-ФЗ от 23.06.2016 г.:
1. Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
3. Срок действия установленных Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов не может быть менее одного года.
Таким образом, получаем следующую картину: страховой рынок является зоной ответственности Банка России на все 100%. В рамках регулирования того же ОСАГО именно ЦБ России решает, какие будут тарифы и устанавливает их "экономически обоснованными". Однако вместе с тем, последняя редакция закона, которая была подписана вчера, вводит дополнительные ограничения в адрес Банка России с точки зрения права на изменение цен на ОСАГО (а это один из основных раздражителей для миллионов российских автомобилистов).
Если уж совсем проще: в рабочем порядке на Банк России были наложены дополнительные ограничения в зоне его ответственности. Возникла потребность в этих ограничениях, они были введены.
Можно не сомневаться, что найдутся те, кто скажет, что это всё мелочи, а вот "национализация ЦБ России - это дело". И будет не прав, потому что настоящая и нужная работа по чувствительным направлениям проходит очень тихо и без каких-либо громких заявлений, как те же ограничения сборов по ОСАГО. Нужное? Нужное. Чувствительное? Чувствительное. Но если бы не вчерашнее название статьи, то никто бы особого внимания и не обратил на подобную проведённую работу.
Источник: shoroh1.blogspot.ru