При внимательном рассмотрении обстоятельств выясняется, что в результате длительного как бы бездействия Россия существенно усилила свои позиции на нефтяном рынке. Применяя гибкую дипломатию, она способна предложить ОПЕК новые формы взаимодействия. Думается мне, что это не случайность, а стратегия, выработанная и принятая к действию 1,5 года назад.
Много лет назад попалась мне на глаза и запомнилась небольшая зарисовка из области психологии. Вот она.
У людей встречаются две простоты и две сложности.
Первая простота: сначала говорит, потом думает.
Вторая простота: что думает, то и говорит.
Первая сложность: думает одно, а говорит другое.
Вторая сложность: много думает, но ничего не говорит.
Сейчас умное молчание встретишь не часто. Кругом без устали работает такое количество болтливых языков, что хоть уши затыкай. Тем приятнее наблюдать, как добрая пауза оказывается сильнее самых, казалось бы, убедительных разговоров.
Признаюсь, год назад, когда нефтяные цены судорожно дергались в районе $50, я ждал от нашей власти энергичных шагов. Было ясно, что без согласованных действий ОПЕК падение не остановить, но Россия могла первой пойти навстречу и предложить сокращение добычи. Однако ни президент, ни премьер не обращали на проблему специального внимания, как будто и не росла в бюджете дыра, в которую уходили финансовые резервы. А министр энергетики Александр Новак как-то даже выразился в таком духе, что уровень цен для России приемлем, и если будут ниже – тоже не помрем.
Но с тех пор прошел почти год. Давайте сопоставим обстоятельства: что тогда БЫЛО и что теперь СТАЛО.
ТОГДА (в июне) Россия добывала нефти 10,3 млн барр./сут. СЕЙЧАС – 10,91 млн.
ТОГДА Саудовская Аравия добывала 10,56 млн барр./сут. СЕЙЧАС – 10,18 млн.
ТОГДА США добывали 9,61 млн барр./сут. СЕЙЧАС – 9,01 млн.
ТОГДА Иран обещал после снятия санкций сразу выбросить на рынок 500 тыс. барр./сут дополнительной нефти. СЕЙЧАС – за три месяца ему удалось нарастить добычу только на 230 тыс. барр./сут.
ТОГДА из Ирака и Сирии деловито шли-фырчали огромные автоколонны с ворованной нефтью, которая дешево продавалась на черном рынке. СЕЙЧАС – наши (а потом и американские) самолеты эту лавочку прикрыли.
ТОГДА все ждали убытков и паники у российских нефтяных компаний. СЕЙЧАС – оказалось, что они даже не сократили своих инвестиций. Недавно Goldman Sachs подсчитал, что денежные потоки у них УВЕЛИЧИЛИСЬ на $2 с каждого барреля. Видимо поэтому повышение акцизов на бензин на 2 рубля прошло тихо и пока соответственного роста цены бензина не вызвало.
ТОГДА Россия занимала в ОПЕК скромное место наблюдателя. Ей ставили условия, чуть ли не ультиматумы. СЕЙЧАС – Россия вместе с наиболее влиятельными членами ОПЕК организует конференции и ведет конфиденциальные переговоры.
Выходит, что все крупные игроки на нефтяном рынке за прошедший год подрастеряли свои козыри, а Россия свою позицию усилила. Разумеется, не последнюю роль тут сыграли действия наших военных в Сирии и успехи нашей дипломатии. И все это было достигнуто без лишней похвальбы, без пустых угроз и самодовольных заявлений. Мужик сказал – мужик сделал.
Отдельно отмечу, что многочисленные переговоры с представителями крупных стран-экспортеров также проходят тихо, без каких-либо рекламных анонсов. Это сильно нервирует противников. Традиционная их стратегия «разделяй и ощипывай» вдруг оказалась под угрозой; когда нет ни действий, ни намеков, то нечего облаивать, а потом может оказаться уже поздно…
Для того, чтобы вернуть контроль за нефтяным рынком, странам ОПЕК необходим компромисс, но найти его никак не удавалось. Опыта такого не было, а было взаимное раздражение. Вся история деятельности ОПЕК состоит из резких волевых решений; чего стоит хотя бы эмбарго на поставки в западные страны 1973 года. А Россия за последние годы накопила богатый опыт сложных компромиссов, и уже многие понимают, что именно она способна предложить ОПЕК новую стратегию.
Поэтому соглашение об ограничении добычи нефти январскими уровнями будет всеми участниками конференции подписано. Без этого не стоило конференцию и собирать. Раздуваемые западной прессой «разногласия» между арабами и Ираном преодолеваются легко, на примере Ирака. Вот уже 12 лет истерзанный войной, оккупацией и междуусобицами Ирак освобожден от квот и добывает нефти, сколько может. Нетрудно убедиться, что Иран находится в сходном положении; тоже от западного разбоя страдает. Логично дать ему возможность восстановиться до прежнего уровня 4 млн барр./сут, а уж потом пусть присоединяется к ограничениям. Тем более, что на это потребуется не менее двух лет.
Впрочем, существенного влияния на предложение нефти «заморозка» иметь не будет. Потому что и без нее мировая добыча падает, инвестиции сокращаются. Для нефтяных экспортеров сейчас важно достигнуть согласия, сделать первый шаг к выработке четких правил. Существенно и то, что возможно присоединение к переговорам новых участников; кроме России, ими могут стать Казахстан, Азербайджан и (кошмар для Америки!) Мексика.
Ранее от меня нередко звучала довольно неприятная критика в адрес руководителей нефтяной отрасли; им часто не хватало профессионализма. Однако проявленная выдержка в работе с ОПЕК заслуживает самой высокой оценки. Есть у меня основания полагать, что стратегия эта была выработана год-полтора назад, но озвучивать их я подожду. Просто потому, что молчание – золото.
Биржа деталей этой закулисной борьбы не понимает, но инстинктивно чувствует – могут быть сюрпризы. Поэтому котировки нефти Brent
на прошлой неделе отскочили от нижней границы среднесрочного аптренда $37,2 (см. рисунок). Формально во вторник тренд даже был пробит (трейдеры называют это «ложным пробоем»), но затем последовал бурный рост на 12,6%; закрытие недели прошло по $41,89. Тому способствовала и благоприятная для нефти статистика.
Коммерческие запасы нефти в США за неделю снизились на 4,9 млн барр. недельный импорт в США упал на 2,5 млн барр. Запасы бензина выросли на 1,4 млн барр., дизеля – на 1,8 млн барр. Нормальное явление, заводы нарабатывают бензин-солярку в ожидании роста спроса в сезон отпусков. Добыча нефти по оперативным данным уменьшилась на 14 тыс. барр./сут, сейчас она составляет 9,008 млн барр./сут. Продолжилось сокращение числа работающих буровых станков, в США на 7 единиц до 443 шт., а в Канаде - на 8 единиц, до 41 шт. Кажется, дальше падать уже некуда, поэтому я ожидаю в ближайший месяц стабилизацию темпов бурения на этих низких уровнях.
На следующей неделе Brent опять будет пробивать сопротивление $42,5, и при хороших новостях закрепится выше.
P.S. Прогноз оправдался неожиденно быстро: в 17-00 МСК Brent уже пробил сопротивление $ 42,5, коснулся цены $43 и откочил. теперь следующий рубеж - 45 долларов.
Источник: khazin.ru